Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Образование в Беларуси: повышение качества на всех уровнях обучения

Комментарии 08.02.2011 | 16:27

ОБРАЗОВАНИЕ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

В новой пятилетке Беларусь выбрала путь социально-экономического развития, основанный на инновациях и знаниях. Сегодня в стране функционирует свыше 9 тыс. учреждений образования, в которых обучаются и воспитываются более 2 млн. человек, а это пятая часть населения. Проводимые в последнее время качественные изменения в системе образования в целом соответствуют тенденциям развития этой сферы в мире и Европе. О том, какие масштабные задачи стоят перед системой образования Беларуси на ближайшие 5 лет, корреспонденту БЕЛТА рассказал первый заместитель министра образования Александр Жук.

Следуя мировым тенденциям, в Беларуси взят курс на построение "образования через всю жизнь". Свое практическое воплощение эта идея нашла в системе непрерывного образования - от дошкольного до высшего и последипломного. И главная задача на текущую пятилетку - повышение качества на всех уровнях обучения.

Выпускники общеобразовательной школы должны быть готовы жить и трудиться в открытом информационном обществе. А это значит, что наряду с усвоением базовых знаний, умений, навыков и формированием личностных качеств они должны владеть и новыми ключевыми компетенциями - компьютерными технологиями, иностранным языком, основами экономики и предпринимательства. Осуществляется переход на новое содержание среднего образования. Повышенный уровень подготовки учащихся обеспечивается за счет гимназий (212), лицеев (29), факультативных занятий (подготовлено свыше 350 программ).

Планируется в ближайшие два года совместно с главным информационно-аналитическим центром Министерства образования завершить разработку и апробацию электронных средств обучения по всем учебным предметам для всех классов. Например, намечено провести эксперимент по замене школьных учебников на электронный планшет - сначала в одной из школ или областей Беларуси, потом этот опыт может быть распространен и шире.

В рамках выполнения Директивы №4 о либерализации экономики в школах будут созданы условия для обучения всех учащихся вопросам экономики и предпринимательства. В Беларуси еще в 2000 году был разработан факультативный курс "Основы экономики и предпринимательства". Сегодня его изучают только чуть более 5% учащихся. Кончено же, курс нуждается в обновлении. Можно использовать опыт России, где подготовлено для общеобразовательных учреждений 5 учебных программ в объеме от 34 до 170 часов практического курса "Современная экономика".

С учетом введения в 2012 году экзамена по иностранному языку нужно качественно улучшить преподавание иностранных языков, чтобы довести знания учащихся до уровня свободного общения.

Однако содержание и методический аппарат по отдельным учебным предметам и классам нуждаются в доработке. К сожалению, отмечается недостаточная подготовка педагогических кадров. Это обусловлено как низким уровнем абитуриентов, так и качеством учебного процесса в вузах. В школах отмечается нехватка учебно-лабораторного оборудования, электронных средств обучения, а главное - неготовность части педагогов к использованию новейших инновационных технологий.

В целях повышения качества подготовки педагогических кадров ректорам вузов, в первую очередь это касается Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка, нужно повысить качество общепедагогической, психологической и методической подготовки будущих учителей. Для этого необходимо разработать и внести в правительство комплекс мер по повышению социального статуса и престижа педагогической профессии. Одной из мер, например, может быть возможное освобождение от воинской службы молодых специалистов при условии отработки ими по профессии до окончания срока призывного возраста. Или можно было бы создать льготную очередь на получение жилья, обеспечить льготное кредитование его строительства, разработать другие меры социальной поддержки педагогов.

Стратегическая задача в системе профессионального образования - повышение качества подготовки рабочих и специалистов. Первый этап этой работы - прогнозирование и планирование подготовки кадров. На сегодняшний день Министерство образования получило и обобщило через автоматизированную систему "Заказ на подготовку кадров" уточненные цифры заказа отраслей экономики и социальной сферы на подготовку кадров в учреждениях образования.

Увы, но не все органы госуправления и местные органы исполнительной власти отработали четкий механизм взаимодействия по предоставлению сведений о дополнительной потребности в кадрах. Например, не до конца урегулированы вопросы ведомственной разобщенности в сельхозотрасли и в исполкомах. Не все сельхозорганизации зарегистрировались в этой системе и приняли участие в процессе определения дополнительной потребности в трудовых ресурсах.

Еще одна проблема: практически все организации - заказчики кадров реального сектора экономики занижают потребность в молодых специалистах или не направляют заявки на подготовку рабочих, служащих и специалистов в соответствующие учреждения образования, особенно это касается высшего образования. Чаще всего они опасаются обязательств по трудоустройству молодых специалистов.

Для реального сектора экономики за 2006-2010 годы подготовлено более 750 тыс. специалистов, рабочих и служащих. Сегодня уровень профессиональной компетенции работающих кадров в стране является одним из самых высоких на постсоветском пространстве. В числе работников, занятых в отраслях экономики и социальной сферы, каждый четвертый имеет высшее образование, 23% - имеют среднее специальное образование, 30% рабочих кадров - профессионально-техническое образование. Работает механизм распределения выпускников ПТУ, ссузов, вузов, обучавшихся на бюджетной форме получения образования. Более 96% выпускников ПТУ, 94% - ссузов и 95% вузов получили возможность первого места трудоустройства. Кроме того, первое рабочее место предоставляется по желанию и выпускникам вузов, обучавшихся за счет собственных средств. В 2010 году направления получили 11% выпускников вузов и более 7% платников из ПТУ и ссузов.

В наступающей пятилетке на университеты возлагается особая миссия. Они призваны стать "локомотивом" инновационного развития страны. Наряду с опережающей подготовкой кадров, готовых к инновационной деятельности, вузы сами должны стать центрами научно-инновационной деятельности. Они должны обеспечить интеграцию высшего образования, науки и производства, создавать и развивать инновационные инфраструктуры для внедрения и экспорта собственных научно-технических разработок.

Пока что в стране отмечается низкая инновационная направленность потенциальных заказчиков кадров: в основном заявляется подготовка по традиционным специальностям. При этом в целом система прогнозирования кадровых потребностей, включая автоматизированную систему, работоспособна. Созданная система формирования заказа на подготовку кадров в учреждениях образования не имеет аналогов в мировой практике. Но использовать полученный заказ как единственное основание для формирования контрольных цифр приема в учреждения образования пока не возможно.

Качество подготовки специалистов зависит не только от организации образовательного процесса, но и от активного участия заказчиков и работодателей в совершенствовании учебных планов, образовательных программ, организации производственных практик, финансовой поддержке обновления материальной базы и учебно-лабораторного оборудования. Надо чаще использовать отраслевые инновационные фонды, так как нехватка средств обуславливает недостаточные темпы обновления учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования. Так, в вузах требует обновления свыше 70% оборудования, в ссузах - 25%, ПТУ - 10%. А подготовить инновационные кадры на устаревшем оборудовании невозможно.

Также нужно по-другому организовывать студенческие экзамены. Экзаменационная оценка знаний и навыков студентов должна проводиться преимущественно в письменной форме и по возможности с использованием комиссии. Заданиям нужно придать творческий характер.

Отдельный вопрос - списывание. С этим надо решительным образом бороться. Списывание во время аттестационных мероприятий должно рассматриваться как грубое нарушение, нарушитель, в соответствии с Кодексом об образовании, подлежит дисциплинарному наказанию вплоть до отчисления.

Еще одна проблема, которую предстоит решить, заключается в том, что сегодня в гипертрофированных масштабах получила распространение заочная форма подготовки, особенно в частных вузах. Отсутствие хорошо организованного учебного процесса и контроля, в том числе текущего, делает эту форму получения образования менее эффективной, чем дневная. Во-первых, нужно вернуть изначальное назначение заочной формы обучения как обучения без отрыва от производства с целью повышения квалификации или получения новой специальности. Как правило, на заочную форму обучения должны поступать лица, занятые трудовой деятельностью. Во-вторых, должна быть разумная доля заочников (не более 30-40%). Поэтапное решение обозначенных задач Министерство образования планирует в течение ближайших 2 лет.

Минобразования будет внимательно отслеживать и корректировать цифры приема в вузы, в том числе и в разрезе специальностей.

Кроме того, значительное внимание будет уделено уменьшению учебной нагрузки преподавателей с целью высвобождения времени для полноценной учебно-методической и научной работы. В этой связи нужно задействовать ресурс контролируемой и обеспеченной всем необходимым самостоятельной работы студентов. С этой целью сейчас в вузах активно разрабатывают учебно-методические комплексы, в том числе электронные.

Очень важной задачей вузов, особенно в условиях демографического спада, является необходимость развития экспорта образовательных услуг. И на мировом рынке образовательных услуг вузам нужно работать не просто активно, а даже агрессивно.

Затронутые вопросы высшего образования найдут отражение в разрабатываемой государственной программе развития высшего образования, которая должна быть внесена на рассмотрение правительства в марте.

Задачи, стоящие перед системой образования, неразрывно связаны с социально-экономическим развитием страны. Для того чтобы добиться динамичного прорыва, необходимо привести в действие не только экономические рычаги, но и социальные, культурные и духовные факторы, а также создать условия для творческой реализации человека. Такие подходы заложены в проекте Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы.

Все комментарии