Не так давно в Минздраве сообщили, что перерывы между занятиями в школах станут короче. Правда, тогда не разъяснили, как это будет происходить: то ли сократят 20-минутные перемены до 15 минут, то ли урежут каждый перерыв на несколько минут. Корреспондент БЕЛТА обратилась за разъяснением к заведующей отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алле Малаховой.
Соответствующие изменения предусмотрены последней редакцией санитарных норм и правил, касающихся требований для учреждений общего среднего образования. Ранее оговаривалось, что в школах между учебными занятиями должны быть перерывы длительностью не менее 10 минут. Большая перемена - 30 минут - после второго учебного занятия. Могли быть перерывы по 20 минут после второго и третьего урока.
Однако периодически от родителей поступали вопросы, мол, почему одни дети едят на 30-минутной или 20-минутной перемене, а вторые пытаются успеть пообедать за 10 минут. В течение двух лет специалисты центра гигиены посещали школы по всей Беларуси, в результате чего накопился ряд моментов, требующих корректировки. "Практика организации питания свидетельствует, что, даже если детям предварительно накрывают на стол, на обед уходит минимум 15 минут. 10 минут для этого недостаточно, - сказала Алла Малахова. - Мы не сторонники того, чтобы дети спешили во время еды. Это противопоказано".
Исходя из практики применения и предложений заинтересованных в феврале этого года началась работа над изменениями и дополнениями в санитарные правила. Были даны уточнения по отдельным вопросам, в том числе касательно школьных перемен.
По последним нормам, длительность больших перерывов должна составлять не менее 15 минут. Сколько именно будет таковых, зависит от количества учащихся в учреждении образования, процента тех, кто получает горячее питание, и числа мест в обеденном зале. Причем больших перерывов должно быть не менее двух в первую и вторую смены: на одной дети едят, на второй - динамической - занимаются физической активностью.
"Обеденный зал учебного заведения, по строительным нормам, рассчитан на четыре посадки всех учеников. Например, если в школе 1 тыс. детей и все ходят обедать, то предусматривается зал на 250 мест, - отметила специалист. - Практика организации питания в больших школах показывает, что на каждой перемене в столовой есть дети, поэтому для питания могут быть предусмотрены даже три большие перемены. В сельских школах с этим проще - дети, как правило, вмещаются для приема пищи в одну посадку".
Подпрограммой "Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний" госпрограммы "Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь" на 2016-2020 годы предусмотрено развитие межведомственных информационных проектов - "Школа - территория здоровья" и "Здоровый класс". С учетом этого была активизирована работа по развитию здорового образа жизни в школах, в том числе проанализировали, сколько времени уделяется активному времяпрепровождению.
Оказалось, что учащиеся двигаются недостаточно. Два урока физкультуры и "Час здоровья и спорта" обеспечивают потребность в движении школьника всего на 20%. Ребенку же нужно 60 минут активных движений ежедневно. Поэтому дополнительные физкультминутки, подвижные перемены внесут значительный вклад в снятие статического напряжения. В том числе это и профилактика нарушений осанки. Более того, сами дети очень любят такие перемены, особенно в виде танцевальных флешмобов.
Ранее подвижная перемена в школах носила рекомендательный характер. С нового учебного года она станет обязательной.
В свое время длительность между первой и второй сменами составляла 30 минут. Однако с переходом на 5-дневную учебную неделю так называемая пересменка сократилась до 20 минут. Это сделано в целях сохранения здоровья ребенка, чтобы занятия во вторую смену не заканчивались слишком поздно. Поскольку многие школы со следующего учебного года будут начинать занятия с 8.30 или 9.00, решено еще больше сократить пересменку. Теперь она должна составлять от 15 минут.
В Беларуси сегодня четверть школ занимается в две смены, причем во вторую учатся около 16% учащихся. Медики уверены, что уроки во вторую смену должны заканчиваться как можно раньше, ведь для школьников это наименее благополучное время для занятий.
"Пересменку как таковую мы устанавливаем сейчас номинально. Обращаем внимание, что занятия во вторую смену должны начинаться не позднее 14.00 и заканчиваться не позднее 19.30. При этом желательно, чтобы уроки во вторую смену начинались как можно раньше", - отметила Алла Малахова.
Специалист привела в пример следующую ситуацию: допустим, 3-й и 4-й классы занимаются в одном кабинете, но в разные смены. Третьеклассники заканчивают занятия в 13.00. Почему бы четвертому классу не начать занятия раньше, чем в 14.00? Единственное, нужно соблюдать условие: время начала занятий не должно часто меняться. Оно должно быть постоянным хотя бы в течение четверти. К примеру, по понедельникам у ребенка занятия будут начинаться в 12.00, по средам и пятницам - в 13.00 и только два раза в неделю - в 14.00.
Что касается дополнительных занятий (факультативных, стимулирующих, поддерживающих), их целесообразно проводить перед началом второй смены, а не после. Соответствующая рекомендация также дана в обновленных санитарных правилах.
Изменения в санитарные нормы и правила направлены на сохранение здоровья детей. Ведь не секрет, что для качественного усвоения учебного материала нормальное самочувствие ребенка на уроке играет не последнюю роль.
Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ,
БЕЛТА.-0-