Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Налоги и конкурентоспособность

Комментарии 15.12.2011 | 13:29
Снижение ставки налога на прибыль оставит в распоряжении производителей Беларуси Br1,6 трлн.

От бизнес-сообщества Беларуси поступают предложения снизить ставки НДС и налога на прибыль. Белорусские предприниматели беспокоятся, что при действующих сейчас ставках этих налогов им будет сложно конкурировать с производителями России и Казахстана в Едином экономическом пространстве. Между тем, в Беларуси планируется с 1 января 2012 года снизить ставку налога на прибыль с 24% до 18%. В России и Казахстане ставка этого налога составляет 20%.  При снижении ставки налога на прибыль у белорусских субъектов хозяйствования останется в распоряжении Br1,6 трлн.

Что же касается ставки налога на добавленную стоимость, которая в настоящее время составляет 20%, то ее в Беларуси снижать с 1 января 2012 года не планируется. Хотя в России она составляет 18%, в Казахстане - 12%. Однако этот факт не должен отразиться на конкурентоспособности белорусских производителей в ЕЭП. Все аргументы по этому поводу изложила в беседе с корреспондентом БЕЛТА заместитель министра по налогам и сборам Беларуси Элла Селицкая.

Налог на добавленную стоимость является налогом на внутреннее потребление. Через принцип территориальности НДС позволяет избежать налоговых искажений при международной торговле, то есть он дает возможность выравнять либо цены потребителей, либо цены производителей. Это наглядно прослеживается при взимании НДС в Таможенном союзе, отметила Элла Селицкая.

По единым правилам, определенным международными договорами Таможенного союза, каждое из трех государств устанавливает национальные ставки НДС, по которым облагается ввоз товаров у импортера. Экспортеру же предоставляется нулевая ставка НДС с осуществлением налоговых вычетов в полном объеме. В связи с этим на территории каждого государства Таможенного союза гарантированы равные конкурентные условия для всех товаров за счет применения единых национальных ставок НДС как к отечественным, так и импортным товарам. Аналогичный подход существует и в государствах Евросоюза, каждое из которых вправе вводить ставку НДС, исходя из уровня развития и специфики экономики.

В Беларуси поступления от НДС составляют существенную часть доходов бюджета, в отличие от Российской Федерации и Казахстана. По состоянию на 1 октября 2011 года, сумма поступлений НДС, контролируемого налоговыми органами, составила 24,8% от общей суммы уплаченных налогов в республике. При этом в таких развитых странах, как Германия, где ставка НДС составляет 19%, поступления от косвенных налогов составляют треть бюджета. Поэтому как размер ставки налога, так и порядок его администрирования являются предметом повышенного внимания со стороны налоговых органов, подчеркнула замминистра.

Ставка НДС 20%, применяемая в Беларуси, сопоставима, а в некоторых случаях ниже размера ставок этого налога в европейских странах, и ее уровень стабилен на протяжении последних лет. За последние два года в связи с экономическим кризисом многие европейские государства были вынуждены увеличить объем поступлений за счет НДС. В частности, ставки налога увеличены в Великобритании, Чехии и Словении (до 20%), Ирландии, Литве (до 21%), Латвии (до 22%), Финляндии, Польше, Греции, Португалии (до 23%), Румынии (до 24%), Венгрии (до 25%). Более низкие ставки НДС у наших партнеров по Таможенному союзу - в России (18%) и Казахстане (12%). Но там они компенсируются иными доходными источниками бюджета, в частности, налогом на добычу полезных ископаемых, поступающим от нефтегазовой отрасли. В России налог на добычу полезных ископаемых является бюджетообразующим, составляющим в структуре налогов более 40%.

Оценивая уровень взимания НДС в государстве, не следует снимать со счетов применение пониженных ставок, к которым относится нулевая ставка НДС, а также периодичность уплаты налога в бюджет. В Беларуси, к примеру, размер налоговой базы по ставке 0% достигает примерно 17% общего оборота по НДС, льготируемые обороты превышают 21% в общем обороте по республике. "Из этого видно, что НДС уплачивается далеко не со всех хозяйственных операций. К тому же в бюджет плательщиком перечисляется только часть налога, полученная с потребителя, так как налоговое обязательство по НДС подлежит уменьшению на суммы налога, уплаченного при покупке товара", - отметила Элла Селицкая.

С 2011 года в Беларуси плательщики получили возможность определять отчетный период для уплаты НДС (ежемесячно или ежеквартально) без учета объема выручки. В 2010-м право производить уплату НДС ежеквартально имели плательщики, оборот которых не превышал Br3,815 млрд. Это предусмотрено и в других государствах, установивших несколько отчетных периодов по НДС. Кроме того, у нас исключена обязанность вносить авансовые платежи. "Эти меры позволили оставлять в распоряжении плательщиков значительные суммы оборотных средств", - заметила замминистра.

В нынешнем году существенно снизилась налоговая нагрузка на малый бизнес и в связи с расширением количества плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. При принятии указа №358 от 11 августа 2011 года субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, получили возможность применять при экспорте ставку налога по упрощенной системе налогообложения в размере 2%. При этом здесь надо подчеркнуть, что малые предприятия при обороте до Br3,4 млрд. в год вправе не производить уплату НДС. Если же им вменяется это в обязанность, то при экспорте субъекты малого бизнеса могут применять ставку НДС 0%.

Заместитель министра также обратила внимание на результаты проведенной в Беларуси работы по упрощению порядка применения налоговых вычетов и объектов налогообложения НДС. С 2012 года ограничение права вычета по НДС сохранится лишь в отношении объектов, приобретенных за счет безвозмездно полученных средств бюджета.

Еще один важный момент для плательщиков - сроки возврата налоговых вычетов. В России срок возврата занимает от трех месяцев до полугода, в Казахстане возможность возврата ограничена. Там право на возмещение в течение года предоставляется только при применении нулевой ставки НДС и только после выездной налоговой проверки. В Беларуси срок зачета (возврата) сумм превышения налоговых вычетов является одним из самых незначительных в Европе. Белорусские экспортеры, применившие нулевую ставку НДС, имеют право произвести зачет в счет уплаты других налогов в месяце, в котором представлена налоговая декларация, содержащая сумму превышения налоговых вычетов в связи с применением ставки НДС 0%. Возврат из бюджета на счет плательщика денежных средств, оставшихся после зачета в счет иных налогов, производится на 35-й день с момента представления налоговой декларации и заявления плательщика.

Страны Таможенного союза вступают в Единое экономическое пространство, ликвидировав все внутренние барьеры, в том числе и налоговые. "В этой связи поступающие предложения об установлении на границе с Российской Федерацией налоговых постов, контролирующих ввоз (вывоз) товаров, не только не решают проблемы, но и противоречат принципам построения Таможенного союза, а также Единого экономического пространства", - подчеркнула Элла Селицкая. Ведь международные договоры, формирующие договорно-правовую базу Таможенного союза, предусматривают государственный контроль движения товаров только на внешних границах.

К тому же никто не гарантирует, что после прохождения такого контроля товар не вернется обратно. В отсутствии такой ситуации должны быть заинтересованы не только контролирующие органы, но и сами плательщики. Ведь присутствие аналогичных товаров с различным объемом косвенных налогов в цене нарушает правила работы на рынке и приводит к незаконному получению преимуществ отдельными лицами.

Международные договоры в области косвенного налогообложения применяются в Таможенном союзе полтора года. Срок небольшой, поэтому здесь, как и в любом новом деле, существуют проблемы. Это обусловлено, в том числе и особенностями механизма реализации соглашения о принципах взимания косвенных налогов в Таможенном союзе, поскольку процедура налогового администрирования начинается на территории одного государства, а заканчивается на территории другого. Ранее все начиналось или заканчивалось на границе, где таможня контролировала перемещение товаров. Теперь же возникла необходимость взаимодействия с партнером по бизнесу в другом государстве не только при заключении и исполнении контрактов, но и по налоговым аспектам. "Со своей стороны налоговые службы трех государств стараются организовать работу таким образом, чтобы снять все напряженные моменты, - отметила замминистра, - Полагаем, что в ближайшем будущем нам удастся избежать подобных проблем".

Этим же целям служит и расширение электронного документооборота. В настоящее время в странах Таможенного союза наблюдается тенденция расширения перечня документов, которые субъекты хозяйствования направляют в налоговые органы в электронной форме. В этой связи плательщики предлагают Министерству по налогам и сборам предоставить им возможности получать от своих бизнес-партнеров документы для подтверждения экспорта также в электронном виде. Соответственно перед налоговыми органами поставлена задача по решению этого вопроса. Проводятся консультации о сокращении пакета документов, представляемых в налоговый орган импортером. Достигнута договоренность об увеличении периодичности обмена информацией между налоговыми службами с одного до трех раз в месяц.

"Мы полагаем, что принимаемые меры будут способствовать улучшению налогового климата, снимут накопившиеся вопросы у бизнеса", - резюмировала Элла Селицкая. При этом она подчеркнула, что свою работу налоговые органы строят во взаимодействии с предпринимателями, с учетом их предложений.

Лилия Крапивина.
Все комментарии