Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

На чаше весов - семейный капитал

Комментарии 25.08.2011 | 12:37
Вопрос о введении семейного капитала в Беларуси не снят с повестки дня

Не один год белорусские семьи с завистью поглядывают в сторону России, подавляя вздох сожаления по поводу материнского (семейного) капитала. Надо признать, возможность его внедрения в Беларуси периодически всплывает на гребень волны обсуждения - общественного и ведомственного. На официальном уровне признается, что такая форма поддержки семей с детьми заслуживает внимания, однако требует детальной проработки как с точки зрения определения порядка и условий предоставления, так и финансовых возможностей государства. Чем дальше, тем больше приводится аргументов за и против. Но до сих пор чаша весов так и не склонилась к однозначному решению: его принятие откладывается на более поздние сроки. По словам специалистов, это обусловлено необходимостью серьезной научной проработки. Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусматривается "внесение предложений о целесообразности дополнительной социально-экономичеcкой поддержки семей, воспитывающих детей, в том числе введения семейного капитала". Срок исполнения - 2013 год.

Уже собрана и проанализирована информация о мерах стимулирования рождаемости в зарубежных странах. Особое внимание уделено изучению опыта Франции: она считается в Европе законодательницей мод в сфере поддержки семей с детьми, да и имеет ощутимый демографический отклик на применяемые меры (рождаемость растет высокими темпами, причем не только среди мигрантов, но и представителей титульной нации). Безусловно, правоприменительная практика стран-соседей России и Украины также находится под микроскопом ученых из НИИ труда Минтруда и соцзащиты.

Отечественные ученые протестируют всю собранную информацию на приемлемость для Беларуси с учетом возможностей адаптации к нашим условиям. Действительно, в мире немало интересных подходов в реализации государственной политики поддержки семей с детьми. Но это отнюдь не означает, что их можно автоматически перенести в наше законодательство. Тем более что в Беларуси уже создана и отлажена семейная политика, многие ее элементы доказали свою эффективность.

В первую очередь, речь идет о разветвленной системе детских пособий. Они являются одним из важных элементов системы помощи государства семьям с детьми, но, безусловно, не единственным. Действуют еще трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие гарантии и льготы родителям и детям. Особо хотелось бы отметить жилищные льготы, ведь обретение крыши над головой всегда становилось аргументом для увеличения семьи. В целях поддержки малообеспеченных семьей с малышами в возрасте до двух лет предоставляются бесплатные продукты питания. Поддержку в виде государственной адресной социальной помощи получают малообеспеченные семьи с несовершеннолетними детьми.

Впрочем, почивать на лаврах не приходится: темпы рождаемости в нашей стране замедлились. В связи с этим вопрос о целесообразности введения семейного капитала вновь приобрел, казалось бы, утраченную актуальность. Беларусь входит в демографически обусловленный период сокращения количества женщин репродуктивного возраста (в возрасте 15-49 лет) - их численность к 2015 году уменьшится на 168 тыс. человек. Поскольку потенциальных мам станет меньше, то и число новорожденных может пойти на спад, если не предпринять дополнительных стимулирующих мер.

Как известно, главной причиной депопуляции в Беларуси является низкий уровень рождаемости, обеспечивающий воспроизводство населения только на 65%. В 2010 году суммарный коэффициент рождаемости составил 1,49 на одну женщину (для простого воспроизводства населения необходимо 2,15). Кстати, практически во всех странах СНГ, а также в Австрии, Германии, Греции, Испании, Италии, Японии этот показатель варьируется в пределах 1,2-1,4. Высокий суммарный коэффициент рождаемости демонстрируют Франция и США (1,99 и 2,09 соответственно).

Низкий уровень рождаемости в нашей стране совпал с кризисом института семьи. Почти половина официальных семейных союзов распадается. Каждый пятый ребенок рождается у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке. Все большую популярность приобретают различные формы сожительства - без "благословения" загсов. По итогам переписи населения 2009 года, удельный вес непроштампованных браков возрос до 8% (в 1999 году - 5%). Причем наибольшее число незарегистрированных ячеек общества приходилось на возрастную группу 18-24 года. В стране насчитывается более 25 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 6,7 тыс. воспитываются в интернатных учреждениях. Ежегодно органы опеки и попечительства выявляют и устраивают на воспитание около 4 тыс. детей, оставшихся без родительской опеки.

К сожалению, в общественном сознании прочно прописалась ориентация на малодетность. Как результат, удельный вес семей с одним ребенком составляет 62%, а семей с тремя и более детьми - лишь 6%. В этих условиях акцент в сфере стимулирования рождаемости должен быть смещен в сторону семей, которые хотят иметь более одного ребенка, - это основной резерв повышения рождаемости, и чрезвычайно важно его не упустить. Возможно, семейный капитал еще внесет свою лепту в это благое дело. Но ситуация прояснится лишь после тщательной научной проработки вопроса, обсуждения выводов ученых в заинтересованных министерствах и ведомствах.

Вместе с тем новой Национальной программой дембезопасности предусмотрен набор стимулов для роста рождаемости - от увеличения размеров госпособий до доступности жилья. Так, с четвертого квартала нынешнего года размер государственного пособия в связи с рождением первого ребенка возрастет до 10 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (1 БПМ с 1 августа по 30 октября нынешнего года установлен в размере Br442 тыс. 360), второго и последующих детей - до 14 БПМ. С 2012 года планируется повышение размера госпособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет: на первого ребенка - до 35% среднемесячной заработной платы в республике, на второго и последующих детей - до 40%. Государственное пособие по уходу за ребенком-инвалидом в 2012 году будет установлено в размере 100% бюджета прожиточного минимума.

Государство подставит плечо и в решении жилищной проблемы. Запланировано предоставление финансовой помощи многодетным семьям в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений: 75% от суммы задолженности по выданным кредитам - при наличии троих несовершеннолетних детей; 100% - при наличии четверых несовершеннолетних детей. Предусматривается также увеличение размера предоставляемой молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений на общих основаниях: 40 БПМ - семьям при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка или наличии одного несовершеннолетнего ребенка; 80 БПМ - при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка или наличии двоих несовершеннолетних детей; 100 БПМ - при рождении (усыновлении, удочерении) третьего и последующих детей.

Ставка сделана не только на традиционные меры, но и на новые: это введение льготного кредитования процедуры экстракорпорального оплодотворения для бесплодных супружеских пар (таких семейных союзов 14-15%), развитие системы социального патроната для семей с детьми-инвалидами, освобождение от призыва на срочную военную службу многодетных отцов и другие.

Таким образом, в определенном смысле семейный капитал в Беларуси уже внедрен - как таковой пакет государственной социальной поддержки довольно увесистый. Будет ли он увеличен за счет собственно семейного капитала, покажет время.

Следует добавить, что реализация комплекса организационно-правовых и социально-экономических мер, предусмотренных предыдущей Национальной программой дембезопасности на 2007-2010 годы, позволила обеспечить рост рождаемости в Беларуси. Так, общий коэффициент рождаемости увеличился с 9,9 до 11,4 на 1000 человек, суммарный коэффициент рождаемости возрос с 1,37 до 1,49. В результате осуществления мероприятий новой программы планируется обеспечить увеличение общего коэффициента рождаемости в 2015 году до 11,8-12,0 на 1000 человек; увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,55-1,65. Цель программы - стабилизация численности населения страны в 2015 году на уровне 9,44-9,45 млн. человек и обеспечение перехода к демографическому росту.
Все комментарии