Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Молодежный театральный форум - площадка для зарождения новых проектов

Комментарии 31.10.2015 | 16:49
Александр Марченко

КОММЕНТАРИЙ: Молодежный театральный форум - площадка для зарождения новых проектов

Республиканский театр белорусской драматургии взял на себя основную организационную нагрузку по подготовке и проведению в Минске II Молодежного театрального форума стран Содружества, Балтии и Грузии. Для него это не только проект, но и некая проверка. Организуя такое масштабное мероприятие, театр, обретая опыт, получает дополнительный пиар. Более того, известный на постсоветском пространстве он сможет более активно экспортировать свой творческий продукт на сцены иных стран. В этом директор Республиканского театра белорусской драматургии (а в данный момент еще и директор исполнительной дирекции II Молодежного театрального форума стран Содружества, Балтии и Грузии) Владимир Карачевский убежден. Форум пройдет в Минске с 19 по 26 ноября. Он обязательно закрепит традиции театральной школы-лаборатории, считает руководитель Центра белорусской драматургии, заместитель директора исполнительной дирекции этого форума Александр Марченко. Об ожиданиях и планах организаторы рассказали корреспонденту БЕЛТА.

Беларусь приняла предложение стать площадкой второго по счету молодежного театрального форума неслучайно. Три года назад в Кишиневе победителем первого форума стал коллектив Национального академического театра имени Янки Купалы. Тогда спектакль "Офис" режиссера Екатерины Аверковой получил лавры триумфатора. Гран-при конкурса - статуэтка раскрытого зонтика из бронзы и латуни с золотым напылением пополнила копилку наград театра. Но это лишь верхушка успеха. Форум дал возможность родиться совместному проекту - "Тихий шорох уходящих шагов". Этот спектакль по пьесе современного белорусского драматурга Дмитрия Богославского поставил режиссер из Кыргызстана Шамиль Дыйканбаев. Молодые творцы познакомились благодаря форуму, и поставленный на сцене РТБД спектакль получил широкий резонанс в Беларуси, а также международный фестивальный успех. Постановка принимала участие в фестивале "Славянские театральные встречи" в Брянске в 2014 году, в текущем - после триумфального показа на международном театральном фестивале имени А.П.Чехова в Москве была тепло принята на родине режиссера в Бишкеке (Кыргызстан). Спектакль появился при содействии Международной конфедерации театральных союзов.

Это пример продвижения копродукции на сценические площадки задействованных стран, но этого мало, считает Владимир Карачевский. "Сегодня с Международной конфедерацией театральных союзов мы готовимся к подписанию соглашения о продвижении копродукции на территории стран постсоветского пространства. Мы заинтересованы, и Международная конфедерация тоже, в том, чтобы совместные постановки проникали на площадки Армении, Грузии, Азербайджана, Эстонии и других постсоветских стран", - сказал собеседник.

Владимир Карачевский

"Рассчитываем, что форум даст новые связи, новые отношения, новые проекты. Мы ведь пока не знаем, что появится во время работы творческой лаборатории. Может, родится что-то необычное. Этот форум положил начало таких совместных проектов. Да, мы едем в Польшу, Россию, страны Балтии, но не заглядываем в Закавказье, а ведь там тоже происходит много интересного. Форум полезен для активизации гастрольной деятельности", - продолжил Владимир Карачевский.

Александр Марченко поддержал идею о фестивальной площадке как площадке возможностей для продвижения творческого продукта. Хотя Молодежный театральный форум не заявляет это своей основной задачей, но, конечно, преследует такую цель. И прозорливые директора, и промоутеры непременно воспользуются таким предложением, считает он. Однако форум ставит задачи более глобальные. Он задумывался организаторами (изначально идея принадлежит Международной конфедерации театральных союзов) как проект, который представит все лучшее из созданного в последние годы молодыми режиссерами на постсоветском пространстве. По условиям форума, возраст создателей не должен превышать 35 лет. Экспертная комиссия посетила страны Содружества, Балтии и Грузию, где отсматривала от трех до восьми спектаклей, претендовавших на поездку в Минск. По итогам работы экспертов сформирована конкурсная программа из 13 спектаклей, которые представят коллективы 13 стран. За награды конкурса (Гран-при, первое и второе место) будут соревноваться актеры из Беларуси, России, Украины, Молдовы, Латвии, Литвы, Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Эстонии. Беларусь в конкурсе представит Могилевский областной театр кукол со спектаклем "Гамлет" Игоря Казакова. Еще один белорусский спектакль зрители увидят вне конкурса на открытии в Белорусском государственном молодежном театре. Для открытия выбрана постановка этого театра "Чехов. Комедия. Чайка" режиссера Искандера Сакаева.

Конкурс режиссерских работ - далеко не единственная составляющая театрального форума, добавил заместитель директора исполнительной дирекции II Молодежного театрального форума стран Содружества, Балтии и Грузии. Мало того, что собираются вместе артисты и режиссеры из разных стран, знакомятся с работами коллег, делятся впечатлениями, берут для себя что-то на заметку, - здесь встречаются и сценографы, и драматурги, для которых проводятся отдельные конкурсы.

Призы конкурса

Лучшие работы художников из десяти стран будут экспонироваться в галерейном пространстве Республиканского театра белорусской драматургии. Подготовлен альбом, представляющий молодых художников-сценографов. За Беларусь в этом конкурсе выступят Андрей Жигур и Никита Шершнев. Художники смогут обсудить, какие изменения формы сценического пространства происходят на протяжении последних лет, что актуально сегодня.

В конкурсе драматургов за пальму первенства будут соревноваться делегаты восьми стран. Белорусскую молодую драматургию представляют Дмитрий Богославский ("Внешние побочные") и Андрей Иванов ("Это все она"). Пьесы авторов - участников форума собраны в издании, презентация которого состоится во время театральной недели.

Более того, первый форум, который прошел в Молдове в 2012 году, заложил традицию театральной школы-лаборатории. Программа нынешнего форума включает большое число мероприятий театральной школы-лаборатории: состоятся мастер-классы, семинары, "воркшопы", круглые столы, читки, встречи с известными театральными деятелями. Интересная работа ждет молодых критиков, площадка форума станет для них местом встречи, совместного обсуждения постановок, профессионального разговора. Ведь критика - очень важная вещь, убежден Александр Марченко. "Критическое сообщество может очень сильно влиять на развитие современного театра, а язык этого сообщества тоже вырабатывается сейчас. Потому что появился новый язык театра, новый язык драматургии. И как к этому относиться? Какие должны возникнуть термины и категории для общения внутри сообщества на понятном языке?" - задается вопросами собеседник. На театральном форуме в Минске критики смогут после просмотров обсуждать спектакли. Такие беседы смогут услышать белорусские молодые критики, поучаствовав в работе круглых столов. Это прекрасная возможность повысить свой уровень, ведь появляющиеся критические статьи, увы, зачастую заставляют хотеть более внятных выражений от наших молодых критиков. "Мне очень нравится, как они работают, но в большинстве своем грешат все-таки личностными высказываниями. А не анализируют происходящее. Науки в молодой белорусской критике еще очень мало", - поделился своей точкой зрения руководитель Центра белорусской драматургии.

Вообще Молодежный театральный форум возник как реакция на сожаление, что современное молодежное пространство довольно разобщено, пояснил Александр Марченко. Международная конфедерация театральных союзов, которая после распада СССР стала правопреемником Союза театральных деятелей СССР, выполняет функции объединяющего органа. Однако на протяжении 20 лет не происходило всеобъемлющего объединения молодежи постсоветского пространства. В 2012 году в Кишиневе это произошло впервые. И основная функция форума - налаживание связей, понимание того, как за 20 лет в театрах разных стран движется процесс. Куда движется, что общего, что различного? Какие темы интересуют творцов? Какая форма, какая эстетика существует? Что делают художники? Какие проблемы интересуют драматургов? Как режиссеры готовы работать с современной драматургией?

Александр Марченко

Уже сегодня организаторы в предвкушении результата работы "воркшопа" молодых режиссеров. Руководитель проекта Виктор Рыжаков выбрал в качестве рабочего материала пьесу "Блонди", которая написана на драматургической лаборатории в Центре белорусской драматургии. Ее авторами являются режиссер Евгений Корняг и драматург Дмитрий Богославский. "Суть работы "воркшопа" - увидеть разный режиссерский подход к одному и тому же материалу. Помимо всего прочего это ценно для нас тем, что мы экспортируем то, что создаем", - отметил собеседник. Ведь первым опытом такого сотрудничества стал спектакль "Тихий шорох уходящих шагов". Плюс ко всему белорусские молодые режиссеры не останутся в стороне. "Воркшоп" будет открытым, предварительно записавшись, режиссеры смогут прийти и понаблюдать, как мастер дает задание, как режиссеры берутся за него, как идет процесс, и какой результат они представят. "Первый форум в Кишиневе показал, что люди творческие могут поставить даже телефонную книгу. В Минске тоже ожидаются эксперименты", - сказал Александр Марченко.

Конечно, профессиональные мероприятия важны для специалистов, и организаторы форума рады предоставить возможность всем желающим не остаться в стороне, не упустить возможности посетить мастер-классы. Ну а зрителей, ради кого, собственно, и работают творцы, ждут на конкурсной программе. Выбор постановок не мал, и, по-хорошему, смотреть нужно все. Ведь когда еще в Минске можно увидеть спектакли театров из Азербайджана и Таджикистана или Узбекистана и Армении? И это лучшие постановки национальных театров. Зрителя не должно смущать незнание того или иного языка: спектакли будут сопровождаться переводом на русский электронной бегущей строкой.

Площадки четырех театров белорусской столицы - Национального академического драматического театра имени Максима Горького, Национального академического театра имени Янки Купалы, Белорусского республиканского театра юного зрителя, Республиканского театра белорусской драматургии - примут работы молодых режиссеров из стран Содружества, Балтии и Грузии. На каждой площадке пройдет по три-четыре спектакля в течение недели, с 19 по 26 ноября. В некоторые дни запланировано по два спектакля на одной сцене.

В конкурсной программе 13 спектаклей. Еще один спектакль - "Чехов. Комедия. Чайка" Белорусского государственного молодежного театра будет показан вне конкурса. Эта работа выбрана спектаклем открытия 19 ноября. Затем зрители и жюри смогут оценить конкурсные работы. Свое решение профессиональная судейская коллегия в составе известных театральных деятелей озвучит на церемонии закрытия 26 ноября, которая пройдет на сцене Купаловского театра. Церемония награждения победителей ожидается в форме театрального саунда. Такой подарок сделают гостям вечера белорусские актеры, выступающие на сцене также в качестве музыкантов. Публика получит удовольствие от выступлений таких коллективов, как "Или-или", "Югославия" и других.

Билеты на спектакли форума уже находятся в продаже. Как отметил Владимир Карачевский, стоимость билетов определена от Br60 тыс. до Br150 тыс. Зрители могут приобрести билеты на спектакли как в кассах театров, где состоятся показы, в кассах "Минскконцерта", так и через системы электронной продажи. Подробная информация о спектаклях размещена на сайте Республиканского театра белорусской драматургии и театров, принимающих форум, на сайте Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова, чьим организатором является Международная конфедерация театральных союзов. Возможность провести такое масштабное мероприятие, которое позволит Белорусскому республиканскому театру белорусской драматургии заявить о себе как об организаторе международного события, появилась благодаря поддержке партнеров, убежден Владимир Карачевский. "Не могу не поблагодарить за помощь генерального партнера проекта - Беларусбанк, а также Белгосстрах, "Минск Кристалл", Агентство Владимира Гревцова, "Твоя столица", МТС, импортер Volkswagen в Беларусь - СООО "Атлант-М Фарцойгхандель", предприятие "Караван" с брендами Barista и Hyleys. О том, чтобы слушатели и зрители оперативно узнавали полную и подробную информацию о работе форума, позаботятся главный информпартнер ОНТ, а также БЕЛТА, газета "Звязда", радио "Юнистар", - сказал Владимир Карачевский.

По его мнению, Молодежный театральный форум - достойный пример не просто государственно-частного партнерства, а международного государственно-частного партнерства. Ведь II Молодежный театральный форум стран Содружества, Балтии и Грузии проходит в Минске по решению Международной конфедерации театральных союзов, Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества и Министерства культуры Беларуси. Организаторами также являются Минский городской исполнительный комитет и Республиканский театр белорусской драматургии. Финансовая поддержка идет из различных источников.

"Для нашего театра этот форум очень важен еще и потому, что мы впервые себя позиционируем как театр, который может заниматься организацией масштабных мероприятий, принимать международные делегации. Именно РТБД станет площадкой для интересных мероприятий. И пусть финансовая прибыль от организации форума не окажется большой, но мы получим дивиденды, которые помогут создавать положительный имидж РТБД как в Беларуси, так и за ее пределами", - подытожил Владимир Карачевский.

Жанна КОТЛЯРОВА,

БЕЛТА.-0-

Все комментарии