Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Многофункциональные объекты придорожного сервиса в Беларуси должны прийти на смену единичным торговым точкам

Комментарии 14.03.2013 | 11:32

Из года в год по автомобильным дорогам Беларуси транзитом в различных направлениях следуют огромные потоки пассажиров и грузоперевозчиков. Важным для страны является не только создание комфортных условий для перемещения по республиканским автотрассам, но и разумное извлечение прибыли из этого. Можно много говорить о нынешнем состоянии покрытия автомагистралей, о том, сколько километров нужно отремонтировать или обновить, однако здесь речь пойдет об объектах, находящихся за пределами асфальтированного полотна, но в непосредственной его близости. Разговор коснется уже полученных в Беларуси результатов по развитию придорожной инфраструктуры и планов по созданию новых точек общепита, гостиниц, моек, стоянок - современных и благоустроенных, которые, без сомнения, будут востребованы не только иностранными гражданами, но и нашими соотечественниками.

Наши ближайшие соседи-россияне высоко оценивают сегодняшний уровень белорусского придорожного сервиса. В ходе последнего совместного российско-белорусского семинара по обмену опытом в сфере придорожного обслуживания руководство ООО "Интеллектуальные ресурсы" (бренд "Русмет") заявляло, что Беларусь может гордиться своими дорогами и тем, как у нас функционирует система придорожного сервиса. Прозвучало мнение, что Россия в этом отношении отстает, в том числе в связи с отсутствием соответствующей законодательной базы. А потенциал белорусской сети придорожного сервиса очень высок. Этому способствует ряд объективных факторов, в том числе рост пассажиропотока через территорию республики, увеличение объема грузового транзита, повышение интереса к автомобильному туризму. По ожиданиям российских экспертов, в ближайшие 15 лет востребованность объектов обслуживания вдоль белорусских автодорог вырастет не менее чем в пять раз.

Начальник дорожного отдела управления содержания дорожной сети департамента "Белавтодор" Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Леончик подтвердил, что системный характер проводимой в Беларуси работы по развитию придорожного сервиса высоко оценивается в ходе проведения международных конференций. Представители российских региональных властей и негосударственных организаций берут за основу своих действий созданную в Беларуси нормативную базу и соответствующие принципы стимулирования.

Руководитель отдела констатировал, что за последние 3-4 года в Беларуси сформировано стабильное нормативно-правовое поле, регулирующее особенности развития придорожного сервиса и обеспечивающее предсказуемость действий всех участников организационного процесса. Это касается органов государственного управления и самих инвесторов. "Стабильность и неизменность правил хозяйственной деятельности является самым необходимым условием для развития этой сферы услуг", - подчеркнул Сергей Леончик.

Действующие нормы указа №270 от 15 мая 2008 года "О мерах по развитию придорожного сервиса" и закрепленные налоговые льготы в Особенной части Налогового кодекса с каждым годом позволяют нарастить количество вводимых объектов придорожного сервиса. Так, в 2012 году на автомобильных дорогах Беларуси после строительства и реконструкции введено в эксплуатацию 29 автозаправочных станций, 18 газозаправочных пунктов, 9 гостиниц, 4 мойки, 7 охраняемых стоянок, 38 пунктов общественного питания и 4 - технического обслуживания. Розничный товарооборот объектов придорожного сервиса в минувшем году вырос по сравнению с 2011 годом на 17%. Из года в год этот объем растет примерно на 20%. Кроме того, объем платных услуг, оказанных юридическим и физическим лицам через такие объекты, в 2012 году по сравнению с 2011 годом возрос в 2,3 раза.

"Открываемые новые сервисные точки вдоль автодорог позволяют создать необходимую конкуренцию, что, в конечном счете, влияет на повышение качества оказываемых услуг", - отметил Сергей Леончик. На ближайшие три года в каждой области сформированы планы строительства придорожной инфраструктуры на республиканских трассах: всего планируется возвести более 50 АЗС, 80 пунктов общественного питания, 30 гостиниц, 20 охраняемых стоянок, 10 автомобильных моек и 15 - техобслуживания. Строительство объектов финансируется в основном за счет частных средств инвесторов.

Кредитование предприятий при строительстве и реконструкции объектов придорожного сервиса ведется активно. За последние пять лет заемные ресурсы в белорусских рублях и иностранной валюте на льготных условиях выданы 38 организациям. В течение прошлого года такую помощь получили 5 компаний на общую сумму около $690 тыс. Величина предоставляемых кредитов ранжируется от $10 тыс. до $500 тыс., что говорит о поддержке как малых предприятий, так и крупных инвестиционных проектов.

Если говорить о структурных особенностях построек вдоль автотрасс, то в настоящее время сфера бизнеса придорожного сервиса переходит от небольших единичных торговых объектов к крупным многофункциональным в составе автозаправочных станций. Уровень услуг, которые пользователи автодорог сегодня хотят получить на объектах придорожного сервиса, гораздо выше того, который могут предложить индивидуальные предприниматели, не имеющие определенных навыков ведения дел. В этой связи на государственном уровне предпочтение отдается крупным сетевым операторам с уже зарекомендовавшими себя торговыми брендами, преимущественно ведущими сбытовую деятельность в сфере нефтепродуктов.

Существует заинтересованность российских инвесторов в развитии сотрудничества в отрасли придорожного сервиса в Беларуси. Среди проявляющих интерес к вложению инвестиций - нефтяные компании. Вероятно, приход финансово дееспособных представителей бизнес-кругов сопредельной страны наряду с усилиями белорусских властей сможет ускорить процессы развития придорожной инфраструктуры и вывести ее на качественно новый уровень. В целом среди строящихся в настоящее время вдоль дорог АЗС доля российских предприятий составляет около 30%.

Учитывая сведения европейских общественных организаций о том, что каждое пятое дорожно-транспортное происшествие частично связано с усталостью водителя, основное внимание застройщиками должно уделяться созданию комфортных условий для отдыха перевозчиков, автомобилистов и пассажиров. Это возможно при круглосуточной работе придорожных комплексов, высоком качестве реализуемых продуктов, обеспечении доступа в Интернет, свободном посещении санитарных помещений, наличии отведенных мест для детей, доступности услуг для людей с ограниченными физическими возможностями. Кстати, при строительстве новых объектов обеспечение нужных условий для последних предусматривается на уличной территории, внутри зданий и в санитарных помещениях. Подобные требования являются обязательными для всех объектов придорожного сервиса в Беларуси. Примечательно, что такого рода единые нормы, предъявляемые к пунктам общественного питания, в целом для стран Европейского союза вообще отсутствуют.

Департамент "Белавтодор" в настоящее время уделяет большое значение реконструкции магистралей, ведущих от столицы к областным центрам. В этой связи разрабатываются схемы размещения объектов придорожного сервиса различного уровня на магистральных автодорогах, которые учитывают не только современные подходы к строительству, грамотное расположение, но и единство архитектурного замысла. На сегодняшний день вдоль белорусских автотрасс республиканского значения функционирует 341 автозаправочная станция, 167 газозаправочных пунктов, 59 гостиниц, 44 автомобильные мойки, 84 охраняемые стоянки, 360 пунктов торговли, 456 пунктов общественного питания, 90 СТО.

Татьяна ИВАНЮК

Все комментарии