Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Купание в святой воде в Крещение не заменит покаяния и добрых дел

Комментарии 16.01.2016 | 17:20
Сергий Лепин

Православные верующие 19 января отмечают один из основных христианских праздников - Крещение Господне, или Богоявление. Первая ассоциация, которая приходит на ум при упоминании этого праздника, - купание в ледяной воде и, как следствие, катарсис. О том, есть ли правила относительно погружения в прорубь и какой тайный смысл на самом деле хранит Богоявление, в беседе с корреспондентом БЕЛТА рассуждал председатель Синодального информационного отдела Белорусского Экзархата протоиерей Сергий Лепин.

"Вы удивитесь, но нет вообще никаких правил не только относительно того, как и сколько окунаться в прорубь, но и относительно того, окунаться ли вообще. В текстах молитв над освящением воды мы просим Господа освятить воду так, как некогда он освятил воды Иордана, сойдя в них во время своего Крещения, - чтобы она смогла стать для нас источником нетления, даром освящения, исцелением от недугов и поддержкой в борьбе со страстями", - отметил отец Сергий Лепин.

Так, в текстах говорится о "почерпающих" воду, "причащающихся" ею, "прикасающихся" к ней и даже о "мажущихся" ею - ни о каких окунаниях речи не идет, тем более в прорубь. "Окунания в ледяной воде - славянский народный обычай, причем такой, к которому нужно относиться очень осторожно: сторонясь суеверий и не переоценивая собственные силы. В праздник Крещения Господня вода освящается по всему миру, и совершенно понятно, что далеко не везде она покрывается льдом. Для того чтобы всем хватило воды в этот день, ее освящают не только в храмах, но и в естественных водоемах и колодцах. У нас это время самое холодное в году - поэтому в проруби", - пояснил протоиерей.

Что касается формы проруби - круглой или в виде креста - вопрос об этом у православных вообще не должен стоять. Тут дело в эстетике, не более того.

Между тем, по словам отца Сергия Лепина, температура воды никак не влияет на возможность людей исцелиться от каких-то недугов или получить иную помощь от Бога. "Каждый для себя выбирает сам приемлемый "контакт" со святой водой: достаточно ли ему только испить воды, окропиться ею, или ему нужно окунуться в нее непременно полностью и строго в проруби", - считает он.

Изначально праздник Богоявления (Крещения) был связан с Рождеством и был временем массового крещения народа. Тематически молитвы на освящение воды при таинстве Крещения и при освящении ее же, но в день Богоявления, похожи. "Вода - символ жизни, ее непременное условие. В наших обрядах она есть метафора Духа Святого, который очищает нас от "всякия скверны". Вода наглядно способствует обновлению нашей надежды на то, что у каждого есть возможность духовно омыться, очиститься покаянием, освятиться верой - притом так, что от преизобилия благодати Божией мы еще сможем поделиться своим упованием с окружающим нас миром", - пояснил председатель Синодального информационного отдела.

Святая вода, по его словам, средство для достижения прежде всего духовных результатов. "Без веры и покаяния не будет никаких исцелений и других чудес - хоть ты купайся в святой воде сутками до конца жизни. Ни купание в святой воде, ни окропление ею, ни ее питье - ничто не заменит покаяния, веры, молитвы, чтения Писания, добрых дел, но может обнаружить их недостаток", - заметил протоиерей.

По поводу купания в проруби малолетних детей отец Сергий Лепин выразил мнение, что в этом случае критерием должны выступать вера и рассудок. "До маразма можно довести даже и такую благочестивую традицию. Нужно помнить о том, что святая вода не меняет своих физических свойств, то есть она физически так же будет воздействовать на ваш организм, как и неосвященная, с такими же физическими параметрами. При безрассудном отношении она может стать причиной переохлаждений, холодовых аллергий, проблем с сердцем и всего прочего, что может возникнуть при воздействии резких перепадов температур и длительного воздействия холода. Окунание в прорубь детей, если они не закалены и тем более вопреки их собственному желанию, является неоправданным риском", - подчеркнул собеседник. И, разумеется, никому ни в коем случае нельзя купаться под воздействием алкоголя и наркотиков, в необустроенных местах, в одиночестве или каким-либо иным образом нарушая правила безопасного поведения на воде.

А вот крещенской воды отец Сергий Лепин рекомендует в христианский праздник все же испить. "Крещенская вода - великая святыня, которая в определенных случаях заменяла (правда, только лишь ситуативно, а не сущностно) Причащение Святых Христовых Тайн - например, когда христианин отлучался от причастия", - пояснил он.

Пить крещенскую воду принято натощак, с особым благоговением и молитвой, возможно вместе с артосом или просфорой. Ее можно пить каждый день, но особое время - время болезней, испытаний и искушений. "Святая вода должна быть в каждом доме, хранить ее нужно в чистой, специально обозначенной посуде, плотно закрытой, в прохладном месте без доступа прямых солнечных лучей в недосягаемости для детей и животных. И за всеми этими бутылочками и просфорочками нужно постараться не забыть о Христе, что православный - это не тот, кто постоянно что-то пьет или грызет", - резюмировал священнослужитель.

Как окунуться в крещенскую купель и не пожалеть об этомКак окунуться в крещенскую купель и не пожалеть об этом

Дней за десять следует начать подготовку своего тела к такому стрессу. Сначала несколько дней выходите на мороз в майке и плавках, потом добавьте обливание холодной водой – пару ведер.

Все комментарии