Миллионы подписчиков, армия единомышленников, хорошая прибыль и популярность, как у мировых звезд: блогером сейчас пытается стать либо пока только мечтает почти каждый. На первый взгляд, ничего сложного: нужно всего лишь завести аккаунт, регулярно размещать по несколько качественных фотографий, десяток кричащих строк - и успех не за горами. Но это только на первый взгляд. В Instagram уже более миллиарда активных пользователей, в YouTube - более двух миллиардов: конкуренция огромная. Красивой картинкой и громкой фразой сейчас сложно удивить искушенную публику, нелегко придумать что-то новое и выделиться из общей массы в интернет-пространстве. С чего начать и какие инструменты использовать, чтобы блогерство стало не только хобби, но и успешным бизнесом, рассказала на тренинге для активных молодых людей и начинающих предпринимателей белорусский культуролог Екатерина Чернявская, которая уже шесть лет в своем Instagam-аккаунте развивает темы истории моды и искусства, обучает деловому и светскому этикету.
Когда стоит начинать вести свой блог? "Лучшее время для старта любой деятельности - это сейчас. Не терзайте себя месяцами, чтобы придумать креативное название, найти фотографа и другие мелочи. Пока вы откладываете свою идею на завтра, ваши конкуренты уже развиваются", - говорит эксперт. В начале пути всегда будут страхи и сомнения. Если долгое время мучает синдром самозванца и кажется, что вы ничего не умеете и не знаете на фоне других, - это говорит о повышенной ответственности и серьезному отношению к делу. Вероятнее всего, все получится. Не стоит ждать поддержки от друзей и родных. У всех людей разные интересы и ценности. "Ваше дело только для вас, а не для мужа, родителей и соседей", - замечает культуролог. Когда Екатерина Чернявская решила развивать темы культуры, моды и искусства на просторах Instagram, такое узкое направление многим казалось бесперспективным, но уже спустя три месяца девушка смогла найти 10 тыс. единомышленников.
Далеко не каждому нужно становиться блогером, уверена Екатерина Чернявская. За качественным востребованным контентом должна стоять история. Еще пару лет назад были популярны аккаунты в стиле life-style, где блогеры старались приоткрыть занавес своей повседневной жизни. Постепенно такой сегмент изживает себя. Безусловно, можно сделать ставку на темы, которые сейчас в тренде: отношения, здоровый образ жизни, еда. Но опять же - конкуренция. Обрести своего читателя будет очень сложно: лучше найти уникальное направление и постепенно искать единомышленников. "Если выбирать направление для блога исключительно ради денег - это быстро наскучит, и вы перегорите. Почти любую нишу можно монетизировать, вопрос только в том, сколько на это уйдет времени", - уверена культуролог. Поэтому главное - найти нишу, в которой вы будете в первую очередь интересны себе, а потом уже и другим. Только так можно стать экспертом, мудрым советчиком и завоевать внимание аудитории.
После того, как подобрана тема, нужно определиться с миссией. Для этого стоит ответить на вопросы: зачем вам блог на эту тему, чем он может быть полезен обществу? Важно понимать, что аудитории интересен не образ жизни блогера, а его ценности, которые также нужно уметь сформулировать и показать в правильном ракурсе. Это поможет составить портрет целевой аудитории. "Зачастую подменяют понятия. К примеру, семья - это не ценность, как думают многие. Проводить время с близкими и родными - вот тот моральный стандарт, на который стоит ориентироваться", - акцентирует внимание спикер. После того, как блогер сумел выделить свои приоритетные ценности, ориентируясь на них, он должен понять, для кого будет работать. Образ целевой аудитории не должен быть размытым: замужние девушки в возрасте 25-35 лет - это не портрет будущего подписчика. Когда Екатерина только начинала свою деятельность в Instagram, ориентировалась на информационный голод обеспеченных домохозяек в возрасте 30-35 лет, которые ведут светский образ жизни, интересуются модой и этикетом.
После того как сформулированы миссия, ценности и портрет аудитории, необходимо просчитать перспективу развития блога на пять лет и поставить четкие цели. Формируя контент-план, нужно разработать систему постоянных рубрик, исходя из которых структурировать наполнение блога, ориентируясь на свои установки. "При этом не будьте заложником собственного блога. Нужно и важно иногда отходить от основной тематики, экспериментировать, наблюдать, и исходя из этого корректировать цели", - призывает Екатерина. Поиски и новые подходы со временем привели к тому, что ее блог стали читать еще и журналисты, стилисты, преподаватели и другие эксперты в индустрии моды и искусства. Поэтому пришлось менять установки и расширять горизонты. Также эксперт призывает не усложнять: тренды на идеальность давно остались в прошлом, в моде сейчас простота и естественность во всех сферах жизни. В Instagram аудитория ориентирована на эмоции, поэтому сложная пища для ума здесь ни к чему.
Качественный и познавательный контент - это только одно из слагающих успеха. Самая сложная, требующая многочисленных сил и ресурсов работа - продвижение аккаунта. Чаще всего новички пользуются платной рекламой. Для этого самостоятельно настраивают таргетированную рекламу и ежедневно платят за демонстрацию поста. По мнению Екатерины Чернявской, такая практика зачастую не окупается, поскольку задаются неверные настройки. Иногда начинающие стараются найти популярного блогера со схожей тематикой и аудиторией и заплатить ему внушительную сумму за ненавязчивую рекомендацию, что тоже не всегда эффективно. Количество подписчиков - это не показатель доверия со стороны аудитории. "Сделайте акцент на нетворкинг (развитие партнерских взаимоотношений), найдите блогеров с небольшой аудиторией, которая доверяет лидеру мнений и еще не устала от постоянной рекламы и рекомендаций. Относитесь к коллегам по нише не как к конкурентам, а как к друзьям. Самый главный конкурент - это вы и ваши страхи. Развивайте партнерские проекты и бартер - это наиболее выигрышные методы продвижения", - рекомендует Екатерина Чернявская. Самое важное в деятельности блогера - честность: никакой накрутки аудитории и фальши, чтобы выстроить прочный фундамент доверительных взаимоотношений с аудиторией. Также эксперт советует регулярно изучать потребности подписчиков и получать от них обратную связь. Наиболее действенный инструмент - непосредственное общение и анкетирование.
Успешный аккаунт с большим числом подписчиков, которые доверяют блогеру и прислушиваются к его мнению, - отличная площадка для развития бизнеса: здесь можно рекламировать товары и услуги, формировать имидж продукции и повышать лояльность к компании, выходить на совершенно новую аудиторию. Инструментов для монетизации и получения дохода множество. Екатерина Чернявская в своей нише практикует онлайн-курсы, тренинги, выступает в роли коуча-консультанта, организовывает офлайн-мероприятия. При этом эксперт призывает разделять понятия работы, деятельности и зарабатывания денег. "Делайте то, что любите. Это поможет вам получать не только удовольствие, но и хорошее материальное подспорье. И не бойтесь, что ваша деятельность кому-то может не понравиться - это абсолютно нормальное явление", - резюмировала культуролог.
Мария ШНА,
БЕЛТА.-0-