Каждый объект недвижимости в Беларуси будет иметь уникальный адрес
"ЗДАНИЕ БЕЗ АДРЕСА" УЙДЕТ В ИСТОРИЮ
В Беларуси каждый объект имущества будет иметь свой уникальный адрес. Оказывается, без адресов у нас сегодня существуют тысячи объектов и субъектов хозяйствования. Точнее, адреса-то у них есть, но они или неточны, или не зарегистрированы, или у разных объектов, зданий, сооружений они оказываются одинаковыми. Многие объекты недвижимости располагаются вне населенных пунктов, и как их адресовать, не знали. Вот и приходилось порой искать нужный дом, капитальное строение по адресу "возле речки за углом". А между тем проблема не так уж безобидна. Объект без точного адреса нелегко найти скорой помощи, пожарным. Налоговая инспекция не может найти своих плательщиков. Вопросы возникают и при совершении сделок купли-продажи имущества, не имеющего точного адреса.
Все эти проблемы будут решены с появлением адресного реестра. В Беларуси создана автоматизированная информационная система реестра адресов государственного земельного кадастра (АИС РА). Ее внедрение поможет развитию эффективных институтов управления недвижимостью, повысит надежность рынков недвижимости, а также создаст условия для эффективного налогообложения, обеспечит правовые гарантии владения и пользования недвижимостью, включая жилье. О том, что такое адресный реестр, какое значение он имеет для бизнеса и для людей, рассказала корреспонденту БЕЛТА начальник сектора геоинформационных технологий ГУП "Национальное кадастровое агентство" Государственного комитета по имуществу Анна Повилан.
Автоматизированная информационная система реестра адресов создавалась как проект Государственной программы инновационного развития на 2007-2010 год. Был разработан бизнес-план инновационного проекта, проведен анализ его эффективности. "Мы подсчитали, что если просто создавать базу данных и набивать туда вручную адреса, то на это потребуется 32 года, - заметила Анна Повилан. - Столько республика ждать не может, потому что реестр адресов должен быть сформирован раньше, чем все остальные информационные ресурсы. Ведь именно из этой базы данных все остальные ресурсы должны брать адресную информацию, чтобы во всех государственных информационных ресурсах адресная информация была точной и единообразной".
Реестр адресов было решено создавать на базе адресной информации единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (ЕГРНИ), как наиболее полной. Рассматривались адресные базы данных РУП "Белпочта", но, к сожалению, они не подошли, потому что там были адреса подписчиков, но не недвижимости. "Нас это не устраивало, нам нужна была достоверность. Поэтому мы решили, что проанализируем сведения ЕГРНИ и на базе адресной информации этого регистра создадим реестр адресов, дополнив адресную информацию координатами адресов", - отметила представитель кадастрового агентства.
Таким образом, реестр адресов сформирован на основе адресной информации единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также геокодов адресов капитальных строений, полученных в результате работ по геокодированию в городах и поселках городского типа, и сведений о территориях, обслуживаемых почтовыми отделениями.
В реестре содержатся адреса застроенных земельных участков, капитальных строений (за исключением линейных сооружений) и изолированных помещений. Всего в базу данных загружено более 2,7 млн. адресов. Все они имеют географическую привязку. Таким образом, создан слой адресной информации.
Реестр адресов постоянно пополняется. Внесение адресной информации осуществляют агентства по государственной регистрации и земельному кадастру и их структурные подразделения с помощью Адресного портала.
Сейчас подключено около 200 пользователей с правами внесения адресной информации и (или) просмотра. Выдача сведений из реестра адресов может осуществляться в любой точке страны. Сведения об адресах и истории их изменения можно получить в виде электронных сообщений или выписок в бумажной форме.
УНИКАЛЬНЫЙ АДРЕС
Конечно, адресная система в Беларуси была и ранее. Но не было общего ресурса - реестра адресов, который должен стать связующим звеном между массой государственных информационных ресурсов. Есть очень много объектов недвижимости, которые располагаются вне населенных пунктов, и фактически у них нет точного адреса. "Поэтому адрес иногда состоял из слов "возле деревни Буда". А где, в какую сторону - непонятно", - констатировала Анна Повилан.
Не было и единого определения, что такое адрес и какова его структура, то есть из чего он состоит, каковы правила адресации. Не было определенности и по многим другим вопросам. Например, кто должен адресовать объекты, какое ведомство должно отвечать за методологию адресации.
Только в 2007 году Госкомимуществу была определена функция устанавливать порядок ведения системы адресной информации, в том числе порядок присвоения адресов объектам недвижимости. Таким образом, в стране был определен конкретный орган, отвечающий за адресацию. Никакие другие органы, в том числе местные, делать это не уполномочены, иначе это снова может привести к нарушениям в адресации, неточностям и ошибкам, подчеркнула представитель комитета.
В соответствии со своей компетенцией Госкомитет по имуществу разработал инструкцию о порядке присвоения адресов объектам недвижимости. Впервые в Беларуси в этой инструкции дано определение, что такое адрес. Ведь адрес - довольно широкое понятие. Мы знаем адрес сайта в Интернете, адрес человека, к которому едем в гости, в конце концов, переходя из одной комнаты в другую, мы тоже направляемся по определенному адресу. Поэтому было очень важно дать на законодательном уровне определение адреса объекта недвижимого имущества. И это было сделано. Адрес объекта недвижимого имущества - уникальная, структурированная по установленной форме иерархическая совокупность элементов, однозначно идентифицирующая местонахождение объекта недвижимого имущества.
Впервые были определены объекты и субъекты адресации, правила адресации, орган, осуществляющий адресацию недвижимости, а также структура адреса и его элементы.
"В процессе научно-практической работы мы изучили опыт 80 стран, доклады ООН по этой теме, попытались оттуда почерпнуть самое нужное и то, что подходит для нашей республики", - рассказала Анна Повилан. Была поставлена задача разработать технологию адресации объектов, располагающихся вне населенных пунктов. "Мы, в принципе, эту проблему решили", - отметила она. Объекты, расположенные вне населенных пунктов, были разделены на четыре уровня. Адреса объектов, расположенных возле автодорог республиканского значения, будут привязаны к номерам этих автодорог, возле железных дорог - к наименованиям остановочных пунктов, станций. Для объектов, которые находятся вне населенных пунктов, на территориях садовых товариществ, дачных кооперативов, будут использоваться наименования этих товариществ и кооперативов. А все остальные объекты именуются в пределах сельсоветов.
Таким образом, разработаны все необходимые элементы адреса: почтовый индекс, административно-территориальная принадлежность, внутренний адрес, геокод адреса (пространственная привязка адреса) и дополнительные сведения. Причем пространственная привязка адреса у нас сделана впервые. Вся эта совокупность информации и составляет адрес - уникальный для каждого объекта.
"Любая геоинформационная система может быть построена на адресном реестре. Например, щелкнув мышью на карте по домику, мы сразу получим его адрес и другую дополнительную информацию: любые статистические, оценочные сведения, налоговые данные и т.д. ", - подчеркнула Анна Повилан.
Информация об административно-территориальной принадлежности объекта поступает из реестра административно-территориальных единиц и территориальных единиц (АТЕ и ТЕ), а о внутреннем адресе - из реестра элементов внутренних адресов. В этих реестрах содержится вся информация об элементах улично-дорожной сети, о раздельных пунктах Белорусской железной дороги, о номерах и участках автодорог и наименованиях садовых товариществ и дачных строительных кооперативов.
ТЕРРИТОРИИ БЕЗ ГРАНИЦ?
В Беларуси определено четыре уровня административно-территориального деления. В соответствии с законом об административно-территориальном делении, который действует с 1998 года, все административно-территориальные и территориальные единицы подлежат обязательному учету и регистрации. К АТЕ и ТЕ относятся сельсоветы, районы, города, области, все населенные пункты, а также национальные парки, заказники, заповедники, памятники природы, свободные экономические зоны. Ведение реестра АТЕ и ТЕ осуществляет Национальное кадастровое агентство. А подготовку документов для учета и регистрации ведут областные, районные, городские исполнительные комитеты, землеустроительные службы.
Административно-территориальные или территориальные единицы считаются образованными, упраздненными или измененными с момента занесения записи в государственный земельный кадастр, то есть в реестр АТЕ и ТЕ. Соответственно, решение местных органов власти о создании объекта, территориальной единицы вступит в силу только после того, как произошла их регистрация. При этом местные органы должны подать документы на регистрацию в течение 10 дней с момента принятия решения об образовании АТЕ и ТЕ.
В настоящее время регистрация населенных пунктов в Беларуси - одна из самых актуальных задач в данной сфере, и этот процесс необходимо ускорить, подчеркнула Анна Повилан. Сам реестр АТЕ и ТЕ был создан в 2000 году. Он является базовым государственным информационным ресурсом, ведется на двух государственных языках. С 2005 года ведется история изменения границ сельсоветов, населенных пунктов, заказников, заповедников, памятников природы и других АТЕ и ТЕ.
Однако, по данным на 1 января 2011 года, из 23671 населенного пункта Беларуси, находящегося в реестре АТЕ и ТЕ, зарегистрированы границы только 920, то есть всего 3,9% от их общего количества. Поэтому местным органам власти предстоит проделать огромную работу, чтобы зарегистрировать границы всех населенных пунктов.
На сегодняшний день по Минской области границы сельских населенных пунктов зарегистрированы полностью только в Копыльском районе - 242 объекта. Во всех остальных районах эта работа проделана только частично. Из 24 городов области зарегистрированы границы только трех, а из сельсоветов - лишь 69.
В Могилевской области хорошо поставлена работа по регистрации границ населенных пунктов в Кировском районе. В целом же в области почти 10% зарегистрированных АТЕ и ТЕ, и это самый высокий показатель по республике.
Больше всего населенных пунктов в Витебской области - 6359, но зарегистрировано только 75 (1,2%). В Гродненской области такая картина: из 4369 зарегистрированы границы 36 населенных пунктов (0,8%). В Гомельской области насчитывается 2438 населенных пунктов, зарегистрировано 50 (2,1%), в Брестской определены границы 89 из 2196 (4,1%).
Есть районные центры, к черте которых примыкают деревни, агрогородки, но где между ними пролегает граница, неизвестно. Поэтому непонятно, как инвентаризаторам в этой ситуации адресовать недвижимость, и как некоторые местные органы власти выделяют земельные участки.
Сведения реестра АТЕ и ТЕ используются для решения многих задач государственного управления. Это, в частности, контроль уплаты налога на недвижимость, на землю, на прибыль: от того, где располагается юридическое лицо - в сельской либо городской местности - зависит и уплата налогов. Важно это и для контроля уплаты местных налогов, размер которых в разных административно-территориальных единицах может быть разным.
Последствия несвоевременной регистрации в реестре - это недобор налогов в республиканский и местный бюджеты, нарушение избирательных прав граждан, нарушение прав граждан в части предоставления им земельных участков, их размеров, целевого назначения, неправильная оценка недвижимого имущества. Все это влечет нарушение имущественных прав граждан, юрлиц и государства. Так что регистрация границ населенных пунктов имеет как социальное, так и экономическое значение.
В Беларуси по состоянию на 1 декабря 2010 года в реестре АТЕ и ТЕ содержалась информация о почти 26,8 тыс. объектов. За 2010 год образовано 58 объектов, упразднен 91 объект. За 10 лет образовано 986 объектов, упразднено 1100. В республике насчитывается 6 областей, 118 районов, 24 внутригородских района, 111 городов, 1339 сельсоветов, 93 поселка городского типа. В число почти 23,5 тыс. сельских населенных пунктов входит 918 агрогородков, 1210 поселков, более 20,4 тыс. деревень. Отличительной особенностью последних лет стало образование хуторов, их в республике насчитывается 867. В основном они формируются на базе фермерских хозяйств. Это достаточно специфическая особенность формирования новых территорий, и здесь немалую роль сыграла реализация госпрограммы возрождения и развития села.
Таких населенных пунктов, как село, в Беларуси осталось всего два. К категории иных населенных пунктов, которых насчитывается 34, относятся, в том числе, железнодорожные станции, железнодорожные разъезды и другие небольшие сельские населенные пункты.
Есть в республике еще одна категория объектов - курортные поселки. Но таким у нас является только один поселок - Нарочь. Территории всех остальных санаториев и санаторно-оздоровительных учреждений пока никак не названы. Они располагаются вне населенных пунктов и не имеют категории, хотя могли бы называться курортными поселками. Поэтому очень сложно адресовать недвижимость на территории этих санаторных и оздоровительных учреждений. "Кроме того, совсем непонятно, почему они себя позиционируют как сельская местность, ведь сельским хозяйством они не занимаются", - констатировала собеседница.
Еще один вопрос - территории бывших военных городков. Когда военные уходят и отдают на баланс исполкомов эти территории, не всегда местные органы принимают решения о том, чтобы присоединить их к населенному пункту либо создать там населенный пункт. Так и остается старое название - военный городок, хотя он уже давно не является таковым. А у людей возникают проблемы. Они приходят оформлять сделки, недвижимость, а в реестре АТЕ и ТЕ не зарегистрирована данная территория. Получается, они как бы висят в воздухе, не имея точного адреса, границ территорий.
УЛИЦЫ-ПРИЗРАКИ
Нет четкой адресации объектов и территорий в некоторых крупных городах республики. Часто в городах создают новые микрорайоны, кварталы, дают им названия, но там нет названий улиц, хотя улицы имеются. "Мы пытаемся убедить городские власти, что так делать нельзя, ведь улицы - это элементы планировочной структуры, - отметила Анна Повилан. - Представьте, что скорая выезжает на адрес "микрорайон №1". Куда ей ехать, на какую улицу? Квартал - это огромная часть территории, но это не элемент улично-дорожной сети".
Во многих населенных пунктах отсутствуют названия улично-дорожной сети, хотя закон об административно-территориальном делении это предусматривает. А в 2011 году вступает в силу и закон о наименовании географических объектов, согласно которому местные органы власти обязаны присваивать наименования элементам улично-дорожной сети. Однако многим объектам до сих пор не присвоены адреса. Не присвоены наименования улицам в садовых товариществах. В итоге - одинаковые адреса у членов садовых товариществ. В Минске в районе Степянки было около 100 капитальных строений, имеющих один адрес. И там не было названий улиц.
Все капитальные строения на промышленных территориях также имеют один адрес. Эта проблема нам осталась с советских времен. Например, есть большое предприятие - Ошмянский мясокомбинат, всем зданиям на его территории, а их более десятка, присвоен один и тот же адрес.
Решение таких вопросов сегодня важно, потому что ведется отчуждение отдельных объектов имущества, и все они, соответственно, должны быть зарегистрированы, а значит, иметь свой уникальный адрес.
В этой связи, считает Анна Повилан, необходимо более активно использовать такие категории элементов улично-дорожной сети, как переулок, тупик, набережная, проезд. Будет наименование элемента улично-дорожной сети - инвентаризатору будет проще пронумеровать эти строения.
В рамках создания реестра ведется и такая работа, как нормализация адресов. Это необходимо, когда месторасположение здания осталось прежним, а его адрес изменился. Например, деревня вошла в городскую черту, или изменилось название улицы, на которой размещается юридическое лицо. Если изменился адрес здания, в котором располагается юрлицо, но месторасположение юрлица осталось прежним, это не влечет за собой изменения устава данной организации или лицензии. Физическим лицам в таких случаях также не обязательно менять запись о регистрации местожительства. Так что нормализация адресов не должна беспокоить организации и граждан.
Во всем мире работам по адресации недвижимости и созданию адресных реестров уделяется огромное внимание. Ведь от правильной адресации объектов недвижимости зависит экономическое развитие страны. В Беларуси местным органам власти следует с большей ответственностью отнестись к работе по адресации, регистрации границ объектов недвижимости, территорий, чтобы недоработки в этом деле не осложняли жизнь граждан, не мешали работе субъектов хозяйствования, а значит, не наносили вред экономике страны в целом.
БЕЛТА