Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Как подготовить детей к введению монет

Комментарии 04.05.2016 | 13:01
Василий Малашенков

Меньше двух месяцев осталось до деноминации и официального введения в обращение монет, которые в истории независимой Беларуси появятся впервые. Интересно, что 55 лет назад, в 1961 году, в Советском Союзе провели денежную реформу, решение о которой было принято 4 мая 1960 года. Представители старших поколений помнят копейки советского образца, но многим не приходилось использовать монеты. Чтобы мы могли постепенно адаптироваться к изменениям, которые ждут нас с 1 июля, некоторые магазины уже указывают две цены: актуальную и после деноминации. Появились таблицы соответствия старых и новых денег. В этой связи важно не забыть о детях, ведь покупать себе мороженое они будут за наличные. Подготовить их к использованию новых денег должны взрослые - родители и учителя.

Пока монеты не введены, дать детям подержать их в руках мы не можем, но можем вспомнить советские методики и позаимствовать наработки, которые существуют в соседних странах. Например, есть игры и упражнения для тренировки "монетного глазомера". Каждую монету при расчете на кассе рассматривать некогда, поэтому важно уметь быстро определять ее номинал по цвету и размеру.

Белорусские монеты делятся по цвету на три группы: светло-коричневые (сталь с медным покрытием), желтые (сталь с медно-латунным покрытием) и серые (сталь с медно-никелевым покрытием). В металлических рублях разобраться несложно: серая монета - 1 рубль, серая с широкой желтой каймой - 2 рубля. Монеты номиналом 1, 2 и 5 копеек имеют светло-коричневый цвет, 10, 20 и 50 копеек - желтый. До детей нужно донести общую идею по поводу каждой цветовой группы: светло-коричневые - мелкие деньги и т.д.

Можно показать детям листок, на котором распечатаны изображения всех монет, и рассказать, что есть что. Можно вырезать картонные круги, аналогичные монетам по цвету и размеру, и дать детям изучить их. Например, серый картонный кружок диаметром 21,25 мм - это 1 рубль. Начертание на кружочках с цифрами должно быть очень похожим на оригинальный шрифт.

Когда дети познакомились с монетами, можно поиграть в магазин, используя игрушки. Проигрываем ситуации правильного подсчета сдачи. Важно учитывать возраст и уровень знаний ребенка. Перегружать его за один раз не стоит. Лучше разложить курс на серию игр-уроков.

Когда в руки попадут уже настоящие монеты, нужно объяснить ребенку особенности каждой, например, у светло-коричневых монет ребро ровное, без насечек, у рублевой - в насечках, двухрублевая монета имеет гладкое ребро, но с надписью "Беларусь". Предложите ребенку зажмурить глаза и попытаться на ощупь отгадать, какую монету ему дали.

Говоря на тему знакомства детей с деньгами, обратим внимание и на другой важный аспект. На каких условиях нужно давать деньги на карманные расходы? С какого возраста надо учить пользоваться деньгами?

"Конечно, нужно детей приучать пользоваться деньгами, - считает член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Валерий Бороденя. - Чем раньше, тем лучше. Деньги - это часть нашей жизни". По мнению депутата, детям необходимо сразу внушать определенные принципы. Не лишним будет сказать, что деньги не падают с неба, не даются просто так и относиться к ним нужно ответственно. Это не просто инструмент, который обеспечивает получение благ, а вещь, требующая к себе ответственного отношения.

Валерий Бороденя обратил внимание, что сейчас многие банки развивают системы безналичных расчетов. И часть их - детские карточки. "В таких случаях можно очень просто контролировать расходы ребенка: где и когда произведен расчет и т.д. Мне кажется, что это большой плюс. Такие расчеты детям тоже нужно осваивать. Думаю, следующий шаг - счета детей на мобильных телефонах", - сказал депутат.

"Все эти вопросы стоит рассматривать в контексте семейной финансовой культуры, - говорит семейный психолог центра дополнительного образования "Родник" Андрей Туровец. - Отношение к деньгам в каждой семье уникальное. В какой-то они - фетиш и смысл жизни. В другой - средство для развития и самореализации каждого члена семьи и всей семьи в целом. В третьей - головная боль".

Психолог считает, что ребенок примерно с 6-8 лет способен самостоятельно осуществлять мелкие покупки - сначала под присмотром взрослых, а потом самостоятельно. Они понимают, что такое стоимость единицы товара, стоимость набора товаров, что такое сдача. "Ребенок умеет осознавать порядок, приоритетность покупок. Отличает покупку для личной нужды от покупки товаров для всей семьи, для других членов семьи. Это похоже на овладение любыми формами культуры или речью. Родители не делают ничего специального для обучения ребенка родной речи - он усваивает ее в процессе жизни. Так же происходит с финансовой культурой", - объясняет Андрей Туровец.

По мнению психолога, ребенка можно научить различным формам обращения с деньгами - и он освоит их. Например, это накопление денег или соизмерение финансовых возможностей и потребностей семьи, ее членов, самого ребенка. "В некоторых семьях это соизмерение часто нарушено тем, что ребенок - высшая ценность, получается такой сбой иерархии в семье. Дети из таких семей часто не могут верно оценить финансовую ситуацию, потребности и возможности семьи и эгоистично требуют выделения всего ресурса для них. Другой перекос - ограничение и выраженная экономия на ребенке по сравнению с другими членами семьи. Такое часто бывает с младшими детьми, донашивающими вещи старшего ребенка", - размышляет Андрей Туровец.

Он считает, что карманные деньги можно вводить с младших классов. Нужно быть готовым к тому, что дети будут совершать ошибки при пользовании деньгами. Это нормально, ведь они обучаются. Обучения без ошибок не бывает. Главное - научить ребенка исправлять их. "Спокойное и доброжелательное отношение родителей к этому вопросу, умение в доступной форме рассказать детям о собственном стиле обращения с финансами - лучшая профилактика нарушений в данной сфере", - советует Андрей Туровец.

Социум, другие члены семьи будут демонстрировать ребенку разнообразные варианты отношения к деньгам и способы их получения, трат, накопления. Но ребенок будет пользоваться наиболее активно теми вариантами, которые он освоит в семье в возрасте с 3 до 8-10 лет. Психолог при этом отмечает, что каждая семья осознанно или нет проводит свою финансовую образовательную политику в отношении детей. Важно определить для себя, какова эта политика. Внеся разумные коррективы, нужно устойчиво ее придерживаться. Стабильность в этих вопросах - лучшая платформа формирования устойчивого отношения ребенка к деньгам.

Грядущая деноминация - повод провести ревизию семейной финансовой политики, а заодно в очередной раз проверить, насколько отлажены механизмы общения в семье. Это никогда лишним не бывает.

Все комментарии