Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Как Минску заработать миллиард долларов на туристах?

Комментарии 23.01.2013 | 19:19

Для многих европейских стран мира, таких как Франция, Великобритания, Италия, туризм - доходная индустрия. Конечно, Минск не может похвастаться таким богатым культурно-историческим наследием, как Лондон, Париж или Рим, но и в белорусской столице туристическая деятельность может стать значимой статьей доходов бюджета. В Мингорисполкоме уверены: город в состоянии зарабатывать на туристах миллиард долларов в год. В первую очередь перспективно развитие делового, транзитного, спортивного и медицинского туризма.

По данным Центра новостей ООН, число международных туристов в 2012 году достигло рекорда в 1 млрд. человек. Эта цифра упрочила позицию туризма как одного из крупнейших экономических секторов, на который приходится 9% глобального ВВП, одно из каждых 12 рабочих мест, 30% экспорта услуг. Традиционно больше всего путешествуют жители Великобритании и Германии, но в последнее время к ним также добавились китайцы, причем если раньше они в основном ездили по своей стране, то теперь все чаще выезжают за ее пределы. В число активных путешественников также входят американцы, правда, далеко не в тех масштабах, в которых могли бы с учетом ВВП на душу населения. В списке самых посещаемых стран мира (их ежегодно составляет Всемирная организация по туризму) значатся Франция (76,8 млн. туристов за год), США (59,7 млн.), Китай (55,7 млн.), далее следуют Испания, Италия, Великобритания, Турция, Германия, Малайзия и Мексика. Среди городов наибольшей популярностью пользуются Лондон, Париж, Бангкок, Сингапур и Стамбул. Их посещают ежегодно 11-16 млн. человек.

Минск уместнее всего сравнивать со столицами бывших советских республик. Например, Вильнюс, по данным Википедии, ежегодно посещают 1-1,5 млн. туристов, среди которых преобладают белорусы, россияне и поляки. Интересен опыт Риги, чья популярность благодаря активному продвижению за рубежом и созданию туристического бренда Live Riga растет. Гостями города в 2011 году стали свыше 1,2 млн. иностранцев, причем увеличилось количество круизных отдыхающих. Власти посчитали, что каждый час пребывания иностранного туриста приносит в рижскую экономику 5 лат (1 доллар равен примерно 0,52 лата), а всего за время путешествия он тратит в среднем 531 евро. Москва в 2011 году приняла 4,5 млн., Киев - 1,2 млн. иностранных гостей.

В белорусской столице в январе-октябре 2012 года побывали более 400 тыс. иностранцев (речь идет только о тех, кто разместился в гостиницах, статистика не учитывает прибывших на один день и самостоятельно). Экспорт туристических услуг составил $85 млн. и увеличился к уровню аналогичного периода 2011 года на 31,7%. В 2013 году планируется по доходам от въездного туризма преодолеть рубеж в $150 млн. Согласно опросу иностранцев, проведенному в десяти минских гостиницах, в Национальном аэропорту Минск и на железнодорожном вокзале, по количеству оставленной в Минске валюты лидируют туристы из стран Африки и Азии (в среднем $350 в день). Представители высокоразвитых стран ЕС и Америки тратят в сутки $293, россияне - $202, жители других стран СНГ - $140.

В последнее время в Минске наблюдается тенденция сокращения времени пребывания иностранных туристов - с пяти до четырех дней, отметил директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадим Кармазин в своем выступлении на заседании Минского горисполкома, на котором рассматривался ход выполнения программы развития туризма на 2011-2015 годы. Вместе с тем они ежегодно в среднем на 15% больше тратят здесь средств.

По его словам, Минск - специфический белорусский регион, где до 46% экспорта туристических услуг приходится на услуги гостиниц, не включенных в туры, тогда как в других регионах ситуация иная. Зарубежные гости в большинстве своем прибывают с деловыми целями, и стоит сказать, что это наиболее платежеспособные иностранцы. Во всем мире деловой туризм приносит до 60% доходов от туристической деятельности. Деловой человек тратит на деловых мероприятиях в три раза больше, чем обычный отдыхающий. Данное направление развивают многие государства Европы. Например, Швеция славится как страна международных конференций. По такому же пути идут Латвия, Эстония, где образованы специальные конференц-бюро по планированию событий, способных привлечь иностранцев. В бюджете Норвегии есть отдельная статья расходов для активизации внутреннего туризма: каждый год приоритет при проведении семинаров отдается одному из городов, куда съезжаются специалисты со всей страны. Минск также мог бы применить на практике мировой опыт, функцию агентства по прибытиям и визитам может взять на себя комитет экономики либо управление бытового обслуживания Мингорисполкома, в ведении которого находятся гостиницы.

"Что мешает и Минску больше организовывать деловых мероприятий - семинаров, встреч по темам развития архитектуры, медицины, рекламы, привлечения инвестиций. Наша экономика - открытая, на переговоры с представителями белорусских предприятий приезжает много бизнесменов, и надо использовать этот потенциал, предлагать дополнительно культурно-развлекательную программу", - считает председатель Мингорисполкома Николай Ладутько.

Например, только Минское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты за 11 месяцев 2012 года провело около 120 мероприятий в области внешнеэкономической деятельности, приняло 36 зарубежных делегаций, в каждой из которых были представители 20-30 компаний. На 2013 год поставлена задача провести около 130 мероприятий, из которых не менее 25 - с участием более 50 иностранных гостей. Белорусскую столицу посещают и зарубежные делегации по приглашению районных администраций, в этом направлении также предстоит серьезно активизировать деятельность.

Еще одно перспективное направление - транзитный туризм. Географическое положение исторически обязало Беларусь быть международным транзитным коридором, связывающим государства и народы Запада и Востока, регионы балтийского и черноморского побережий. Проходящие через Минск транспортные магистрали, расположенный рядом аэропорт создают все условия для включения города в туристические маршруты.

Городские власти рассчитывают серьезно пополнить казну и за счет развития медицинского туризма. Как сообщил председатель комитета по здравоохранению Мингорисполкома Виктор Сиренко, медицинские учреждения Минска, относящиеся к комитету, предоставляют услуги жителям более 50 стран мира, только за прошлый год зарегистрировано около 70 новых видов услуг, ориентированных на экспорт. За 11 месяцев 2012 года к минским медикам обратились около 31,9 тыс. иностранцев (в 2011 году - 28 тыс.), заработано $5,6 млн.

Вместе с тем экспорт медицинских услуг в белорусской столице не связан с турбизнесом - доля участия туристических компаний в этом процессе составляет лишь 0,1%, тогда как за рубежом именно туроператор ответственен за привлечение медицинского туриста. Он предоставляет турпакет: трансферт до гостиницы и клиники, размещение в номерах, консультацию врача, обед, экскурсию до того, как будет принято решение о необходимости оперативного или иного лечения, госпитализации, обратный трансферт. Организации здравоохранения занимаются только оказанием медпомощи. Почему в Минске медицинский туризм идет по другому пути? Эксперты видят причину в договорных отношениях - и представители турбизнеса, и медики должны найти пути взаимовыгодного сотрудничества. Как вариант предлагается определить одно-два турагентства со штатом врачей и специалистов в области туризма, которые бы занимались только этим направлением.

Поставлена задача уже в 2013 году увеличить количество обслуживаемых иностранцев в организациях здравоохранения Минска на 20 тыс., а экспорт услуг - до $10 млн., и далее по нарастающей. Но здесь следует обратить внимание на то, что при такой динамике и сохранении существующих мощностей через семь лет каждый второй, находящийся на больничной койке, будет иностранным гражданином, а ведь в первую очередь система здравоохранения ориентирована на местных жителей. Решением проблемы может стать строительство платных клиник и роддомов.

Отдельно следует обратить внимание на возможности Минска в сфере спортивного туризма. Со строительством суперсовременных спортивных объектов, таких так велодром, ледовые арены, город может принять больше международных соревнований, а соответственно - спортсменов и болельщиков. На 2013 год запланировано 52 крупных международных спортивных мероприятия с приездом иностранных команд, тренеров, специалистов. Наиболее значимые из них - чемпионат мира по велосипедному спорту на треке, чемпионат Европы по боксу, этап кубка мира по фигурному катанию. Но, конечно, основные надежды связаны с чемпионатом мира по хоккею, который пройдет в 2014 году.

С развитием спортивной инфраструктуры значительно увеличиваются шансы наших федераций на право проведения крупных международных соревнований. А это наполняемость гостиниц, узнаваемость в мире, отмечают в управлении физической культуры, спорта и туризма Мингорисполкома.

Нельзя сбрасывать со счетов и познавательный туризм, ведь каждый город хорош по-своему. Минск - это классический пример архитектуры сталинского ампира (после войны он был практически заново отстроен в лучших традициях советской архитектурной школы). Для знакомства с довоенным обликом интересен исторический центр: городская ратуша, Троицкое, Раковское предместья, Свято-Духов кафедральный собор. Известны в мире достижения Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, уникальными можно назвать построенные уже в суверенной Беларуси Национальную библиотеку, спортивный комплекс "Минск-Арена", подземный торговый центр "Столица".

Как отметила заместитель начальника управления физической культуры, спорта и туризма Мингорисполкома Светлана Демешко, для столичных гостей разработано 40 экскурсионных маршрутов и программ, для проведения экскурсий аттестовано 338 экскурсоводов и 133 гида-переводчика. Традиционно популярны обзорные экскурсии, среди новых предложений - поездки в экскурсионном двухэтажном автобусе Minsk City Tour, где пассажиры могут воспользоваться многоязычным аудиогидом.

Создаются условия для тех, кто любит активный отдых. Предполагается увеличить протяженность велодорожек более чем в два раза до 60 км, благоустраиваются парки и скверы. В городских музеях вводятся новые формы обслуживания, на территории Верхнего города в 2012 году был открыт летний музыкально-туристический сезон: каждую субботу работали площадки с музыкальными и театрализованными представлениями. Принимаются меры по созданию пешеходных улиц и кварталов, открытию ресторанов и кафе с блюдами белорусской кухни.

Прорабатывается вопрос о создании под Минском стоянок для трейлеров (небольших фургонов, оборудованных для путешествий). Отдых с кемпингом на колесах уже много десятков лет держит прочные позиции в рейтинге различных видов туризма в европейских странах. Так, в Европе насчитывается около 2 млн. владельцев трейлеров, для них создаются специальные площадки с организацией канализации, водоснабжения, электроснабжения. Они есть на всех курортах Средиземноморья, в центре Праги, Парижа, Будапешта и Вены, на горнолыжных курортах и в местах проведения спортивных мероприятий. Машино-место здесь стоит в среднем около 25 евро - для путешественников это значительно дешевле, чем снимать гостиничный номер или квартиру. Ассоциация трейлеров создана и в Беларуси, в ней состоят 46 человек. Опыт Киева, где проходил чемпионат Европы по футболу, показал, что многие болельщики выбирали именно такой способ размещения.

Вместе с тем есть несколько факторов, сдерживающих развитие туристической сферы, например, визовый режим для большинства стран мира, языковой барьер. По словам Вадима Кармазина, также стоит обратить внимание на гостиничный бизнес. Туристическая индустрия в Минске включает 23 гостиницы, пять гостиничных комплексов, девять иных средств размещения с одновременной вместимостью около 6 тыс. человек. Ближайшие конкуренты Минска - Вильнюс, Прага, Вена, Варшава, Берлин - значительно опережают белорусскую столицу по количеству отелей. Вызывает вопросы и ценовая политика: одноместный номер в Минске в среднем дороже на 15-20%, а в четырехзвездочных гостиницах - на 30-40%, чем в других европейских городах. Все это не может не отражаться на размещении туристов.

"Это повод задуматься, - считает Вадим Кармазин. - Иностранцы едут в Беларусь, и в Минск в том числе, что показывает статистика Госпогранкомитета, но, к сожалению, в гостиницах не размещаются. Предпочитают частный сектор. Помимо высоких цен следует пересмотреть подходы к продвижению отелей. Так, в мировой сети Booking.com, куда чаще всего обращаются иностранцы в поиске номера, фигурирует только восемь минских отелей, семь хостелов и 45 квартир, тогда как в Вильнюсе при поиске отражается 169 средств размещения. Зачем изобретать внутренние системы бронирования, если есть хорошо зарекомендовавшие себя международные? Непонятна иностранцу и сертификация гостиничных услуг в Беларуси, которая сохранилась еще с советских времен (разделение по категориям), тогда как во всем мире оценивается количество "звезд". Пока незначительное количество белорусских гостиниц сертифицировано по международным стандартам".

По мнению представителей турбизнеса, Минску для развития туризма не столько нужны пятизвездочные гостиницы, сколько хостелы категории 2-3 звезд - тот сегмент, который наиболее востребован на рынке. Сейчас в Минске насчитывается семь бюджетных гостиниц на 384 места. Кроме того, целесообразно внедрить тарифы выходного дня на услуги гостиниц - понижающие коэффициенты широко используются в Европе.

В анкетах иностранные гости также высказывают нарекания на невысокое информационное обеспечение, сервис. "Зарабатывают в туризме на событиях, фишках, фигурах, а сдерживают развитие этой сферы минусы инфраструктуры, и зачастую мелкие недостатки оказывают существенное влияние", - считает председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник.

Чтобы сделать город более понятным для туриста, предлагается внедрить систему пространственного ориентирования. Такая комплексная схема разработана и уже воплощается в жизнь. Основные работы планируется завершить к чемпионату мира по хоккею 2014 года.

"Пока гостю в белорусской столице, особенно иностранцу, сложно найти нужный ему объект, - отмечает Юрий Важник. - Например, в Хельсинки указатели на "Хельсинки-Арену" сопровождают человека во время всего пути его движения по городу, тогда как "Минск-арена", гораздо более "крутое" место, в этом плане проигрывает. Прибыв на ледовую арену в Минске, турист сталкивается с пробками, проблемой, где оставить автомобиль. О комплексе он сказал бы: "Отлично, но...".  И это "но" будет мешать продавать услуги. Такая же ситуация и в историческом центре. Нужно при помощи информации на латинице, картосхем создать понятную систему путеводителей".

Необходимо больше стоянок для туристических автобусов - их только семь, а требуется еще как минимум столько же.

Нельзя не упомянуть и о популяризации туристического потенциала Минска за рубежом. Да, город в 2012 году был представлен на туристических выставках и форумах в Пекине, Чанчуне, Тель-Авиве, Лондоне, Стамбуле, стал официальным членом Всемирной федерации туристических городов. Проведено более 70 рекламно-информационных туров для официальных делегаций Мингорисполкома и представителей зарубежных СМИ, издано более 90 видов рекламно-информационной и сувенирной продукции, но для большинства иностранцев белорусская столица - лишь точка на карте. Нужно сделать ее более узнаваемой, найти свои фишки.

В Беларуси за 2012 год разработано восемь нормативно-правовых актов, касающихся туристической деятельности. Среди нововведений - предоставление льготы в виде невзимания НДС за организацию внутреннего туризма (раньше она распространялась только на субъекты хозяйствования, занимающиеся въездным туризмом), упрощенная система налогообложения, отмена виз для болельщиков и команд на время проведения чемпионата мира по хоккею в 2014 году. С Министерством торговли отработан план по внедрению в республике системы tax free для развития шоп-туризма, усовершенствована система лицензирования.

"Сделано много для того, чтобы туристы приезжали в республику, и отмечается хорошая динамика по экспорту туристических услуг. Причем половина доходов от туризма приходится на Минск. Если в ближайшие годы улучшит свои позиции белорусская столица - страна только выиграет", - отметил Вадим Кармазин.

К сожалению, пока в Беларуси туризм не самостоятельная отрасль и не играет значимой роли в экономике. В официальной статистике учитываются только некоторые показатели: объем оказанных туристских и экскурсионных услуг, услуги гостиниц и прочие. Поэтому сложно посчитать, сколько в действительности посетило страну туристов и сколько они здесь оставили. Определенное представление о реальном состоянии дел в туристической сфере можно получить из платежного баланса Национального банка. Если проанализировать эти данные, то те 400 тыс. туристов, которые разместились в минских гостиницах в январе-октябре 2012 года, при пребывании в среднем пять дней и затратах в $240 в сутки пополнили городскую казну более чем на $400 млн. По международной методологии расчета вклада туристической деятельности в зачет идут также средства, оставляемые туристом вне стоимости тура на развлечения, посещение различных мероприятий, покупку сувениров, питание, что не учитывает белорусская статистика. Если взять во внимание все это, планируемые меры по развитию туристической инфраструктуры, проведение в 2014 году чемпионата мира по хоккею, миллиард долларов к 2018 году - это не такая уж нереальная цифра, хотя и амбициозная задача.

Все комментарии