Министерство образования и Парк высоких технологий замахнулись на амбициозный проект - обучать школьников программированию в среде Scratch со второго класса. Проект начнут внедрять уже в этом учебном году. Как IT-революция меняет нашу жизнь, и почему программирование становится "второй грамотностью"?
Создание Парка высоких технологий - одно из самых заметных событий в стране за последние 10 лет. IT-отрасль выстрелила всемирно известными проектами, а сами резиденты парка приносят стране миллионы долларов. Впрочем, цели ПВТ гораздо масштабнее просто экспорта компьютерных программ, о чем говорит и участие в образовательном проекте.
Фундамент будущей карьеры успешного разработчика закладывается с детства: если человеку правильно заложить базу в раннем возрасте, в дальнейшем освоение "взрослых" языков программирования и решение сложных задач не составит особого труда. При этом заместитель директора администрации ПВТ Александр Мартинкевич сразу же поясняет: в школах будут учить именно навыкам программирования, а не компьютерной грамотности. "Задача состоит не в том, чтобы все стали в будущем программистами, а чтобы вместо простых пользователей ПК и потребителей контента готовить создателей и авторов информационного пространства", - говорит он.
Все же главные цели нового образовательного проекта - развивать у школьников алгоритмическое и логическое мышление, формировать столь необходимые и востребованные в XXI веке базовые навыки программирования, коммуникации и работы в команде. "XX век стал переломным в вопросе грамотности населения. Люди научились читать, писать и считать. В XXI же веке новым стандартом грамотности становится программирование, - говорит Александр Мартинкевич. - Каждый должен уметь кодировать, потому что коммуникации между человеком и машиной становятся настолько же распространенными, как коммуникации между людьми".
Сегодня интернет вещей (IoT) является самым быстрорастущим сегментом глобальной сети. По данным отчета компании Ericsson, уже к 2018 году число подключенных к интернету устройств в мире превысит число мобильных телефонов. А к концу 2021 года из 28 млрд подключенных устройств 16 млрд будут приходиться на IoT-устройства. По словам Александра Мартинкевича, этот технологический тренд не обойдет стороной и Беларусь. "Уже совсем скоро те, кто не умеют программировать, окажутся в таком же положении, как не умеющие читать и писать 100 лет назад, когда им приходилось просить других прочитать записку или написать письмо, потому что сами они не могли", - полагает он.
Уроки программирования в школьную программу уже включили Болгария, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Греция, Ирландия, Италия, Литва, Франции, Польша и Великобритания. Для образовательного проекта в белорусских школах выбрана среда Scratch. Эта платформа разрабатывалась в исследовательской группе Lifelong Kindergarten Research Group при Массачусетском технологическом институте как новая учебная среда для обучения младших школьников навыкам программирования. В ней можно легко создавать фильмы, игры, анимированные открытки и презентации.
Уже в августе Парк высоких технологий подготовит первые 20 тренеров по обучению преподавателей - ими могут стать учителя информатики, начальных классов, предметники, студенты педагогических специальностей старших курсов. Учить преподавать разработанные учебные курсы факультативных занятий будут на базе региональных IT-академий Парка высоких технологий в Орше, Новополоцке и Лиде, в Гродненском и Витебском государственном университетах, Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, Минском и Могилевском областных институтах образования, а также в БГУИР.
С 1 сентября в проект включатся 14 учреждений общего среднего образования из Лиды, Вороново, Василишек, Новополоцка, Витебска, Барани и Орши. На их базе школьники со второго по шестой класс начнут заниматься программированием, факультатив будет проводиться один раз в неделю.
В течение 2016/2017 учебного года планируется создать систему подготовки тренеров и систему обучения преподавателей по программам факультативов, запустить сетевое сообщество на базе единого национального портала Scratch.by, разработать курс видеоуроков. Также планируется подготовить 50 высококвалифицированных педагогов для разработки учебно-методической документации и учебных изданий по программированию в среде Scratch.
По мере изучения программирования в среде Scratch у школьников формируется не только логическое и алгоритмическое мышление, но и навыки работы с мультимедиа, появляются условия для активного, поискового учения, разнообразного программирования. Ребята учатся понимать и создавать компьютерные программы, использовать код для создания новой среды и решения новых задач. Полученные знания в Scratch пригодятся и при изучении других школьных предметов.
Уникальность белорусского проекта еще и в том, что его поддержали ведущие компании-резиденты парка - "Гейм Стрим", Melesta, "Сампад", "Вайзор Геймз", "Белка Геймз", "ЭПАМ Системз". Они создадут и предоставят школьникам возможность использования расширенной библиотеки изображений (спрайтов), в которую войдут как изображения для анимирования произведений из школьной программы по литературе, так и профессиональные спрайты сказочных героев для создания собственных компьютерных игр.
В ПВТ признают, что до сих пор насчет программирования есть мифы, мол, это сложно, непонятно, и вообще сидеть за монитором вредно для здоровья. Александр Мартинкевич уверен, что программирование стоит показать с другой стороны: для детей это возможность учиться играючи, а родители будут знать, что ребенок получает навыки, которые действительно пригодятся в жизни.
БЕЛТА.-0-