Кто стоял за провокациями в Беларуси? Кому это выгодно? Как бороться с фейками и отличать ложь от правды? Как работать госСМИ во время информационной войны? На эти вопросы искали ответы генеральный директор БЕЛТА Ирина Акулович, председатель правления ОО "Белорусский союз журналистов", генеральный директор УП "Агентство "Минск-Новости" Андрей Кривошеев, заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь по научной работе Виктор Тумар, депутат Палаты представителей Сергей Клишевич, журналист-международник Глеб Лавров во время заседания проекта БЕЛТА "Экспертная среда" на тему "Информационная война - игра без правил. Как государственные СМИ противостоят фейкам".
"Фейк и противодействие ему, как мне кажется, - самая сложная на сегодняшний момент и самая актуальная тема, которая есть не только в Беларуси, но и во всем мире, - отметила генеральный директор БЕЛТА Ирина Акулович. - Фейки, наверное, существовали столько, сколько существует человечество. Потому что в общем-то это такая способность, свойство выживать. Но свойство страшное и, слава богу, не всем присущее. Мне почему-то вспомнилась американо-испанская война, когда она фактически была развязана газетой".
Гендиректор вспомнила и 2003 год. "Всем известный пример: госсекретарь Колин Пауэлл, ООН, белый порошок. Что это, если не фейк? Что это, если не начало развязывания войны? - задалась она вопросом. - А уж во время войны, я так понимаю, количество этих фейков было просто сумасшедшее. Поэтому мне кажется, что на сегодняшний момент нет никакой разницы между теми же ревизионистами, которые пытаются переписать историю, ломая нашу историческую память, наш исторический код, и теми людьми, которые создают эти фейки и которые уже работают на наших детей. Они тоже разрушают наше общество, наш исторический код, но работают уже на них. Поэтому, мне кажется, то, что мы должны сделать, - не дать возможности этим фейкам нас сломать".
Фейки имеют точную направленность - на эмоции людей. И при определенных обстоятельствах это оружие наносит удар без осечки.
"Технологически на самом деле произошла революция воздействия на информационную картину мира для отдельно взятого человека, - пояснил председатель правления ОО "Белорусский союз журналистов", генеральный директор УП "Агентство "Минск-Новости" Андрей Кривошеев. - Раньше до начала боевых действий, войны или какой-то спецоперации очень тонко, точно создавался и просчитывался фейк. То есть провокация, которая максимально информационно накачивалась, к которой шла действительно длительная подготовка. И потом происходило нечто, что побуждало целые страны, народы вступить в войну или отказаться от вступления в войну. Сейчас технология несколько поменялась. Сейчас создается информационно-эмоциональный фон. Нас погружают в миллион мелких фейков, в миллион мелких пессимистических событий. Это просто океан, в котором растворяется, как капля, отдельно взятая личность человека".
И главное - чтобы человек потом не вернулся в реальный мир. Для этого в том числе создаются такие масштабные провокации, как трагедия в Буче.
"Понятно, что вообще это не на нас рассчитанный фейк. Даже название выбрано специально, чтобы относиться к англоязычной аудитории, чтобы провести параллель. То есть это англоязычная аудитория, работающая сама на себя, - констатировал журналист-международник Глеб Лавров - Поэтому давайте разберемся в формулировке "война фейков". Если мы признаем сами себе, что сегодня идет локальный конфликт, относительно локальный, потому что по тем же мариупольским событиям понятно, что на стороне Украины и французская военная разведка, и британцы".
Идет мировая информационная, мировая медийная война. "Как следствие, надо четко понимать, что у нас здесь один из фронтов, и не самый главный. Самый главный фронт сейчас - для них, для англоязычной среды, - отметил журналист. - Если вспоминать, первая фотография украинской войны, именно украинской медийной войны, - женщина окровавленная после первого попадания в Донецке. Очень быстро выяснили, что женщина работает на украинскую информационно-военную структуру. Эмоциональный след был, никого это не взволновало, проехали. Следующее - Донецкий театр, взрыв, обещанные 300 трупов - нет".
Здесь главное эмоциональный след. Сам факт неважен.
"Сегодня против русскоязычного пространства играет крупный американский IT-сектор, - отметил Глеб Лавров.- И вот здесь вопрос о том, можем ли мы что-то противопоставить. Американцы сейчас тренируются на территории Украины в медийном пространстве. И таких тренировок будет еще несколько. Будет Латинская Америка, скорее всего, Ближний Восток, и потом будет, собственно говоря, Тайвань. Если говорить о большой карте, то на сегодня для нас самое главное - это одновременность действий. Да, нам очень важно защищаться, и плацдарм создавать было необходимо очень давно".
Запад подготавливает население к демонизации России. "Оно готовится к каждому фейку. Зачем это нужно правительствам западных стран? Потому что война с Российской Федерацией несет экономические катаклизмы и их надо объяснить", - пояснил заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь по научной работе Виктор Тумар.
В свою очередь Сергей Клишевич подчеркнул: некоторые информационные атаки носят откровенно военный характер. "Нацелены на склонение к предательству наших военнослужащих, государственных служащих. Поэтому с этим злом мы должны жестоко бороться. Если мы видим, что есть определенные люди, конкретные ведомства в тех или иных государствах, которые хотят зла нашему народу, безусловно, это без ответа не останется", - констатировал он.
"Изначально мы были лабораторным столом, на котором тестировались те технологии, которые сейчас применяются в мировом масштабе против русскоязычного пространства", - сказал Глеб Лавров.
Беларусь в 2020 году столкнулась с ситуацией отражения цветной революции, составной частью которой является информационная война, - напомнил депутат Палаты представителей Сергей Клишевич. "В памяти белорусов еще свежи фейки, которые нам удалось с помощью информационного белорусского пространства развенчать и показать, что есть правда, а что есть ложь. Хотя на тот момент многие люди верили, что есть десятки изнасилованных, убитых и так далее. Сегодня они видят это все по-другому. Нам удалось показать изнанку всего этого. Как это происходит, как это создается. И потому к фейкам, которые сегодня есть в Украине, немножко другое отношение", - отметил он.
В противостоянии фейкам надо работать на упреждение, уверен Виктор Тумар. "Считаю, в настоящий момент мы на уровне. Работа госСМИ в данном направлении достаточно эффективна. И сами журналисты стали аналитиками, которые выдают правильную информацию, анализируют определенные факты. Сейчас главный инструмент борьбы с этими фейками - создание доверия непосредственно у нашего населения к СМИ и власти. Как говорят, самый страшный враг - это обманутый друг", - сказал он.
Белорусские госСМИ активно включились в войну с фейками. И самый главный аргумент здесь - правда. Как результат - сегодня белорусские госСМИ занимают лидирующие позиции в YouTube. "На днях появилось исследование о том, какие из белорусских средств массовой информации и YouTube-каналов вышли в лидеры. Так вот, если раньше оппоненты гордились тем, что это их площадка, это их место, что они там доминируют, то на сегодняшний момент (по марту) на первое место вышла Белтелерадиокомпания, на второе - БЕЛТА. И все наши государственные средства массовой информации достаточно высоко в списке в отличие от тех, которые я даже не стану называть, потому что нет смысла вспоминать эти имена и эти каналы", - рассказала Ирина Акулович.
Сергей Клишевич констатировал: "Самая главная задача - продолжить вот эту методическую работу наших средств массовой информации (за что им огромное спасибо) по развенчанию фейков. Эта работа, думаю, будет у нас постоянной, и мы будем с этим сталкиваться всегда. Это будет неотъемлемая часть наших средств массовой информации. Но это очень полезная работа, которая в том числе влияет на сохранение государственной безопасности нашей страны, в целом безопасности каждого члена нашего общества".-0-