Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Инновационные продукты машиностроения

Комментарии 23.01.2012 | 16:22
Предприятия Минпрома Беларуси системно наращивают производство инновационной продукции

Предприятия Министерства промышленности Беларуси в 2011 году в производстве транспортных средств и оборудования увеличили долю инновационной продукции в общем объеме отгруженной до 45,3%, в производстве машин и оборудования - до 37,7%. О том, как промышленники достигли таких результатов, о новых видах инновационной продукции машиностроения рассказал корреспонденту БЕЛТА в преддверии Дня белоруской науки заместитель начальника главного управления инновационной и инвестиционной деятельности Минпрома Валерий Фишман.


Один из крупнейших инновационных продуктов страны - комбайн зерноуборочный КЗС 1624 "Палессе GS16" с пропускной способностью 16 кг/сек хлебной массы. Машина разработана республиканским конструкторским унитарным предприятием "ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике" и произведена в ПО "Гомсельмаш". Комбайн не имеет аналогов в странах СНГ по своей мощности и ряду других технических параметров. Машина оснащена двигателем мощностью 450 л.с., девятиметровой жаткой и системой роторных соломосепараторов. Для сравнения: у самого массового отечественного комбайна КЗС 1218 пропускная способность на 25% ниже.

Кроме того, выпущен самоходный свеклоуборочный комбайн, не имеющий аналогов в странах СНГ. "Это сильные экспортоориентированные, импортозамещающие продукты нашей страны, и их производство "Гомсельмаш" с каждым годом системно наращивает", - подчеркнул Валерий Фишман, комментируя итоги работы отрасли в 2011 году по увеличению объемов выпуска высокотехнологичной инновационной продукции.

В ОАО "МАЗ" изготовлены новые виды автобусов с высокими экологическими нормами - Евро-4 и Евро-5. Среди них школьный автобус малого класса МАЗ-241030 с двигателем экологического уровня Евро-4 производства Минского моторного завода (ММЗ). Эта инициативная разработка МАЗа, уточнил Валерий Фишман. Сейчас готовится серийное производство таких автобусов.

Из этой же серии еще одна инновация Минского автозавода - автомобиль модели МАЗ-6440 с капотной компоновкой двигателя. Создан опытный образец эксклюзивного в СНГ автомобиля этой модели. Мощный седельный тягач используется в сцепке с полуприцепом и предназначен для перевозок на большие расстояния. Новый автомобиль МАЗ-6440 укомплектован двигателем ММЗ мощностью 600 л.с., который соответствует экологическому стандарту Евро-4. МАЗ впервые установил двигатель подобной мощности, который ММЗ разработал специально под эту машину.

ОАО "Минский моторный завод" приступило к серийному производству дизельных двигателей уровня Евро-4. Около сотни моторов этого класса уже выпущено. Они используются для среднетоннажных грузовиков и автобусов.

РУП "Могилевлифтмаш" произвело подъемник строительный для доставки грузов и людей при строительстве и отделке монолитных зданий. Такая передвижная платформа поднимает 1,5-2 т груза по специальной мачте на высоту до 100 м. Платформа предназначена для выполнения фасадных работ зданий при строительстве, реконструкции, монтаже технологических стен. Она успешно прошла испытания, и в 2012 году начнется ее серийное производство. Платформа будет реализовываться как для потребителей Беларуси, так и за пределы страны. К новинке уже проявили интерес представители стройиндустрии, в том числе российские.

Вот уже второй год в республике действует принципиально иной подход к учету инновационной продукции. Раньше учитывалась только новая. "Наши заводы были натренированы делать как можно больше новой продукции, и ежегодно ее удельный вес в общем объеме достигал 30%, - отметил Валерий Фишман. - В новой продукции также присутствовала часть инновационной, но тогда технологические новации не учитывались. Учитывались только продуктовые. Но мы создали хорошую основу для технологических инноваций, провели модернизацию предприятий, выполнили и продолжаем реализовывать новые научно-технические государственные, а также союзные программы, отдельные проекты. Так что большой пакет научно-технических разработок мы создали и сейчас видим конкретные дела, конкретные инновационные продукты".

Такой подход и позволил значительно нарастить объемы производства инновационной продукции на предприятиях Минпрома. Сейчас создается задел на будущие годы, ведутся новые разработки. Нынешний 2012 год в этом плане прогнозируется переходным, завершающих проектов практически не запланировано. "Будем готовить задел. Программы все сформированы, они у нас идут, что называется, на полном скаку, очень много планируем выпустить новой и модернизированной техники", - сказал собеседник.

При этом приоритет отдается технологическому направлению, то есть созданию средств производства. И здесь акцент делается на развитии станкостроения, потому что станки - это средства производства. "Мы очень серьезно возьмемся за станкостроение. Мы не говорим, что в Беларуси надо выпускать все виды станков, этого делать не нужно, но на такие технологические программы мы делаем акцент, уже начало увеличиваться их финансирование", - отметил Валерий Фишман.

В 2011 году станкостроители приступили к новому импортозамещающему проекту - созданию первого белорусского станка с числовым программным управлением (ЧПУ) для обработки конических зубчатых колес с круговым зубом, применяемых в трансмиссиях мобильной техники. В Беларуси такого типа зубообрабатывающего оборудования не выпускалось. Производство этого станка организуется в витебском ОАО "Визас", - сообщил специалист.

Что касается перспектив создания производства легковых автомобилей в Беларуси, то, по мнению Валерия Фишмана, эта сборка пока не может стать белорусским брендом. "Легковые автомобили планируем собирать совместно с китайской компанией. Мы получим рабочие места, инвестиции, технологии и должны этим умело воспользоваться, развивать свой научно-технический потенциал в этом направлении", - считает специалист. Он привел в пример производство в Беларуси автобусов, которого раньше не было. Но под него создали научно-технический потенциал и получили результат - сформировалась новая отрасль - автобусостроение, производится пассажирский автотранспорт собственных моделей. Также создано и отечественное троллейбусостроение. Производятся белорусские трамваи, автокраны, которых раньше тоже не было. По принципу развития научно-технического потенциала в тесном сотрудничестве промышленников с учеными и необходимо системно и целенаправленно создавать новые инновационные продукты, резюмировал Валерий Фишман.
Все комментарии