Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Индустриальная платформа "Лістапада" как инструкция по включению в мировую киносреду

Комментарии 27.09.2017 | 14:18
Лизавета Бобрикова

Белорусское киносообщество сегодня еще находится в стороне от киносообщества мирового, но уже делает шаги, чтобы в него вписаться. Сценаристы, режиссеры пытаются продвигать свои идеи, картины самостоятельно, а с недавнего времени, если быть точными - с 2015 года, Минский международный кинофестиваль "Лістапад" взялся помогать в этом, организовав индустриальную платформу. О проектах реализованных и планируемых на нынешний фестиваль, который пройдет с 3 по 10 ноября, корреспонденту БЕЛТА рассказала глава индустриальной платформы Лизавета Бобрикова.

"Индустриальная платформа - это по сути бизнес-часть кинопроцесса. Такая составляющая есть на всех мировых кинофестивалях. Но в Беларуси киноиндустрия находится на менее развитом уровне, об официальных сделках мы не можем говорить, и в принципе нет интеграции белорусского киносообщества в киносообщество международное, чтобы организовать индустрию в чистом виде. Поэтому, задумывая индустриальную платформу, мы ставили целью просветительскую и образовательную составляющую: давать молодым режиссерам, сценаристам, продюсерам реальные примеры того, как это происходит в большом мире кино, в естественном процессе копродукции, и, соответственно, совместными усилиями с международными профессионалами пробовать сделать что-то у нас, насколько это возможно", - рассказала собеседница.

Уже после первой программы индустрии в Беларуси оформилась группа молодых режиссеров, которые весной нынешнего года довольно успешно выступали на кинофестивале в Вильнюсе. Интерес, желание что-то делать в кино есть у белорусской молодежи, но не хватает структурных элементов - полноценного киноцентра, продвижения на национальном уровне, организации, которая бы занималась этим кинопроцессом. Удачные примеры киноцентров мы можем найти у соседей: в Литве, Грузии и других странах, отметила Лизавета Бобрикова. "Однако пока этого нет, нужно двигаться на индивидуальном уровне. Важны связи в профессиональном сообществе. Когда понимаешь, как все происходит, то двигаться легче", - сказала она.

Задачу организации такого рода образовательных тренингов, продвижения белорусского кино на международные кинофестивали, знакомства отечественных режиссеров с международными специалистами и берет на себя индустриальная платформа "Лістапада".

Так, в первый год в Минск на фестиваль приезжали дистрибьюторы, сейлз-агенты - представители таких профессий, каких в Беларуси нет в принципе в поле киноиндустрии. Важно понимать, насколько по-разному можно работать в кино, что помимо режиссеров в этой сфере задействовано еще много людей.

В прошлом году темой индустриальной платформы стала копродукция и подготовка проекта для международного проката. Копродукционный проект несколько отличается по содержанию, он должен нести ключевые моменты, которые сделают фильм интересным для зарубежного зрителя и будут способствовать последующей его продаже. Прорабатывался этап так называемого питчинга - то, что происходит перед началом съемок или во время съемочного процесса, когда творческая команда, обычно это продюсер и режиссер, представляют свой проект на различных международных киноплощадках, решая такие задачи, как поиск копродюсеров из других стран или бюджета на дальнейшие съемки.

Премьеры на больших фестивалях не появляются из ниоткуда. Чаще всего авторы картины уже где-то представляли свою работу - на презентации сценария, потом на питчинге. Возможно, новые имена звучали, когда шла речь о подготовке проекта в сотрудничестве с копродюсером. Знакомясь с фильмом на этапе производства, отборщики интуитивно могут отдать приоритет этой картине, выделяя ее среди большой массы новых фильмов, про которые они узнают впервые из заявки на конкурс.

"По результатам прошлой индустриальной платформы мы сделали электронный каталог белорусских фильмов, которые участвовали в национальном конкурсе. Успехом можно считать участие белорусских картин на фестивале в Котбусе в Германии. В программе конкурса нынешнего года в Котбусе на 9 ноября запланирован День белорусского кино. Работы наших авторов также были представлены на других международных фестивалях. А началось все с того, что картины пяти белорусских талантливых документалистов получили положительный отклик зарубежных специалистов, и теперь мы стараемся сделать все возможное, чтобы они смогли показать их у себя", - рассказала Лизавета Бобрикова.

Опыт предыдущего года вдохновил организаторов индустриальной платформы к продолжению этой образовательной программы на "Лістападзе-2017", сделав акцент на том, как добиться конкретного результата участникам сценарного тренинга и общего питчинга.

В программе индустриальной платформы "Лістапада-2017" заявлена сценарная лаборатория. Эта секция выросла из прошлогодней инициативы, которая называлась "сценарное сватовство". Для аудитории студенты-актеры отыграли отрывки сценариев, после чего проходил анализ увиденного. В этот раз проводить сценарный тренинг пригласили профессионала. Анна Гудкова - креативный продюсер, редактор, организатор и куратор питчинга на ОРКФ "Кинотавр", программный директор образовательного центра "Культбюро", официальный представитель и отборщик кинорынка CentEast (при международном кинофестивале в Варшаве) по России, Беларуси и Украине, консультант ряда европейских фестивалей короткометражных фильмов, организатор и программный директор образовательной программы Generation Campus.

По итогам тренинга состоится презентация сценариев международному жюри, в составе которого представители двух крупнейших европейских тренингов для сценаристов - программный директор фестивалей, программный консультант Венецианского кинофестиваля Франческо Джаи Виа, член команды Midpoint Кристина Плгонёва, советник и член приемной комиссии East Meets West в Триесте Даниэль Хочевар. Эти люди специализируются на работе со сценариями на ранней стадии подготовки, когда они только зарождаются, помогают сценаристу адаптировать его для международного копроизводства. При совместных действиях шансы реализации проектов повышаются. Представители судейской коллегии дадут консультации участникам и могут пригласить к себе для прохождения курса, который открывает двери на международные питчинги и фестивали.

Сейчас открыт прием заявок от желающих принять участие в сценарной лаборатории. Сценарии могут прислать авторы, независимо от образования и опыта, поскольку основное требование - интересная идея и кинематографический сценарий. Финальный список участников после отбора будет оглашен в конце октября. Как пояснила Лизавета Бобрикова, хотя прямых ограничений к участию нет, отборщики будут обращать внимание на то, заявлял ли претендент о себе в кино прежде. Хотя бы один реализованный проект дает некие гарантии, что человек имеет представление о кинопроцессе. Вместе с тем вероятность того, что новичок в этом деле может предложить интересную полноценно расписанную идею, не исключена. Та же Анна Гудкова, которая на российском телеканале ТВ-3 участвует в создании проекта "Быть или не быть", имеет профессиональный интерес к творческим предложениям. Проект "Быть или не быть" представляет пилотные серии по заявленным авторами сценариям. Если по итогам голосования зрителей и кинокритиков пилотная серия набирает больше 70% голосов, то телеканал поддерживает создание этого сериала.

В любом случае сценарий должен иметь международный потенциал, быть интересным для публики разных стран, добавила Лизавета Бобрикова. Любую историю, где лишь два героя, семейную драму, например, можно рассказать на универсальном языке, и это будет интересно всем, а можно межконтинентальную сагу изложить так, что она окажется блеклой.

Организаторы тренинга не ограничивают авторов: можно прислать заявки сценария как игрового, так и документального фильма. Их планируется собрать в общую базу, поскольку на "Лістапад" нередко обращаются представители разных кинофестивалей с вопросом, что белорусы готовы показать на их площадках, и собранный воедино материал должен быть всегда под рукой.

Еще одна секция индустриальной платформы - питчинг кинопроектов. В прошлом году в Минск приезжали партнеры из объединения кинодокументалистов B2B Doc (Швеция). Тогда были отобраны несколько документальных работ белорусских режиссеров для представления их на питчинге на кинофестивале в Вильнюсе. В этом году с игровыми и документальными работами познакомятся, как планируется, представители кинофестивалей Вильнюса, Варшавы и Одессы. Финальный список международного жюри еще согласовывается, но это представители тех фестивалей, где есть индустриальная секция либо денежные призы и предварительные договоренности о показе понравившихся работ на питчингах кинофорумов. Подать заявку на участие в питчинге проектов можно до середины октября.

Третья секция, которая будет адресована широкой аудитории, - День виртуальной реальности. Зрители смогут увидеть порядка 15 сферических картин разных жанров из Беларуси, европейских стран.

Фильмы в формате виртуальной реальности - новая тенденция, очень быстро набирающая обороты. В сферическом формате экспериментируют и известные режиссеры. В прошлом году это предложение вызвало большой интерес зрителей "Лістапада" - количество заявок на просмотр приблизилось к тысяче. Число показов в этот раз будет ограничено, и попасть на просмотр зрители смогут лишь по предварительной регистрации.

В этом году организаторы решили расширить программу Дня виртуальной реальности, добавив секцию виртуального искусства.

Индустриальная платформа помимо основных мероприятий также будет включать серию мастер-классов с режиссерами, которые поделятся своим опытом реализации проектов.

Организаторы индустриальной платформы "Лістапада" уверены, что сегодня этот новый проект нужен людям киносферы. В числе тех, кто становится его участниками, молодые белорусские режиссеры, сценаристы, студенты Академии искусств, представители творческих специальностей, критики. Привлекательна программа и для обычных зрителей, интересующихся культурой.

Индустриальная платформа - это помощь в ориентации в мире кино, мастер-классы, правила создания коммерческих продуктов, советы в налаживании контактов, обретение новых знакомств, которые могут содействовать реализации кинопроекта в дальнейшем. Это своеобразная пошаговая инструкция, как при наличии желания и настойчивости вписаться в киносреду за пределами Беларуси, подытожила Лизавета Бобрикова.

Жанна КОТЛЯРОВА,

БЕЛТА.-0-

Все комментарии