Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Индекс социального самочувствия белорусских мужчин выше, чем женщин - социсследование

Комментарии 05.06.2014 | 09:43

Гендерное разделение труда характерно для всех стран мира: среди работников любой отрасли традиционно преобладают либо мужчины, либо женщины, а за многими профессиями прочно закрепился имидж женских или мужских. Преимущественное трудоустройство представителей обоих полов по определенным профессиям, отраслям и должностным позициям - это гендерная профессиональная асимметрия. Именно она способствует сосредоточению женщин в социально значимых, но низкооплачиваемых секторах, является фактором диспропорций в уровне оплаты труда, в карьерных возможностях. Исследование гендерной асимметрии в социально-экономической сфере впервые проведено Институтом социологии Национальной академии наук.

Презентация результатов исследования состоялась на заседании Национального совета по гендерной политике при Совете Министров. Как отметила исполнитель проекта доктор социологических наук, профессор Галина Соколова, анализ гендерных аспектов занятости важен как с точки зрения социальной справедливости, так и в плане повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

В ходе социологического исследования, проведенного в декабре прошлого года, опрошено почти 1,6 тыс. респондентов разного возраста и уровня образования, которые высказали свое мнение в отношении занятости и денежных доходов. Определены также индексы социального самочувствия мужчин и женщин исходя из их оценки материального положения своей семьи.

САМООЦЕНКА ЖЕНЩИН НА РЫНКЕ ТРУДА НИЖЕ, ЧЕМ МУЖЧИН

Соцопрос подтвердил общеизвестный факт: большинство белорусов - как женщин, так и мужчин - являются наемными работниками. Причем среди женщин несколько больше работающих по найму, а среди мужчин выше доля занятых самостоятельно. С женщинами реже заключают бессрочные трудовые договоры и чаще - трудовые контракты на определенный срок. Среди мужчин есть небольшая доля тех, кто работает без официального оформления, по устной договоренности.

По мнению авторов исследования, довольно отчетливо проявляются субъективные предпосылки для развития в стране механизма гибких форм занятости. Так, на работу с неполным рабочим днем ориентировано до 1/3 занятых женщин, на работу по контрактам и субконтрактам - 1/3, на неполную рабочую неделю - 1/3 занятых женщин. Однако следует иметь в виду, что гибкие формы труда и рабочего времени сопровождаются ослаблением социальных гарантий и доступности социального обеспечения, снижением заработной платы и ухудшением условий  труда.

Опрос респондентов показал, что мужчины чаще меняют работу, а женщины дольше работают у одного нанимателя. Так, средняя продолжительность трудового стажа у одного нанимателя составила 9,7 лет среди женщин и 7,9 лет среди мужчин. Причем женщины реже имеют дополнительную занятость (помимо основной работы).

Интересна оценка собственной конкурентоспособности на рынке труда (критерием служат ответы респондентов на вопрос "В случае потери работы сможете ли найти равноценную?"). У женщин самооценка ниже: уверенность в том, что они легко найдут аналогичную работу, высказали 23,1% женщин, среди респондентов-мужчин - 31,5%.

А вот статистически значимых различий между мужчинами и женщинами в оценке потенциальной безработицы не наблюдается: более 2/3 белорусских мужчин и женщин считают, что им не грозит потеря работы.

Кстати, женщины проявляют большее стремление к повышению своего профессионального уровня. Так, необходимость повышения своей квалификации, прохождения переподготовки чаще отмечают женщины (1/4), чем мужчины (1/5).

Тенденции в сфере должностной структуры занятости женщин таковы, что чем выше должностная ступень, тем ниже доля женщин в общем числе занятых на этой ступени. Для описания подобных явлений нередко используется термин "стеклянный потолок", отражающий тот факт, что несмотря на равные возможности для обоих полов, существует множество неформальных, невидимых барьеров, препятствующих продвижению женщин по ступеням должностной иерархии.

РАЗРЫВ В ЗАРПЛАТЕ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН - 26,3%

По данным статистики, соотношение средней заработной платы женщин и мужчин составляет 73,7% (промышленность - 72,3%, торговля и общепит - 74,7%, транспорт и связь - 79,4%, строительство - 79,8%, сельское хозяйство - 88,6%, образование, культура, наука - 82,5%, здравоохранение - 82,7%, ЖКХ, бытовые услуги - 74,5%). Однако простой констатации факта, что женщины в среднем получают меньше, недостаточно - для анализа нужен комплексный подход, с учетом различных обстоятельств как объективного, так и субъективного плана.

Возникшая в 1990-х годах тенденция перемещения женщин в непроизводственные отрасли экономики, а также в малооплачиваемые профессиональные группы сохраняется до сих пор. Она и обуславливает более низкий уровень их заработной платы. Эта тенденция приобретает характер гендерного разделения труда, она "прижилась" во всем мире, существует практически во всех высокоразвитых государствах, подчеркивают авторы исследования.

Гендерное разделение труда определяется тем, что каждая отрасль характеризуется доминированием либо женщин, либо мужчин. Так, в социально значимых, но малооплачиваемых отраслях образования, культуры и науки трудятся 28,7% женщин против 7,6% мужчин; в торговле и общепите - 17,7% женщин против 6,5% мужчин; в здравоохранении - 9% женщин против 1,6% мужчин. При этом в сферах, где доминируют мужчины, разрыв в квалификационных разрядах женщин и мужчин составляет, как правило, 2-3 ступени, что является основанием для более низкой оплаты женского труда (до 72%). В сферах, где доминируют женщины, это соотношение выше - до 83%.

Кроме того, каждая пятая респондентка заявила, что ее работа практически не связана с квалификацией и полученным образованием. Это еще одно основание для более низкой оплаты труда женщин.

Как показало социсследование, уровень самоидентификации у женщин ниже, чем у мужчин. Определяется это, прежде всего, по удельному весу женщин, считающих себя бедными (почти 1/4) по сравнению с мужчинами (менее 1/5).

Еще одним субъективным фактором является большая экономическая активность мужчин в решении материальных проблем. Так, только 17,9% женщин стараются повышать свой доход всеми возможными способами - против 36,4% мужчин; 77,4% женщин стараются жить по средствам - против 59,2% мужчин.

Невысока предпринимательская активность белорусских женщин. А ведь частный сектор, сформированный в экономике республики, создает спрос на бизнесменов, связывающих свое профессиональное будущее с предпринимательской деятельностью. Однако материальные и социально-психологические предпосылки для активного предпринимательства среди женщин, по мнению исследователей, пока не сложились. Между тем во всем мире малый бизнес и самозанятость все в большей мере становятся сферой приложения женского труда. Например, в США половина предпринимателей в сфере малого бизнеса - женщины. А в Беларуси женщины составляют лишь около 1/3 от общего числа индивидуальных предпринимателей, которых 31% в экономически активном населении.

Исследователи назвали причины, тормозящие развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства. Это неравномерность развития малых предприятий по регионам республики; неразвитость их в малых городах, сельской местности и в инновационной сфере; затрудненный доступ к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка и др.

Как известно, влияние мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 году, белорусы и белорусская экономика в полной мере ощутили в 2011 году. Это обусловило снижение основных показателей социального самочувствия населения. Женщины оказались менее защищены и больше подвержены влиянию кризисных явлений. Однако в 2013 году последствия кризиса, наиболее сильно влиявшие на социальное самочувствие населения, удалось преодолеть - и гендерные различия в оценках нивелировались. Правда, у мужчин докризисные показатели были практически достигнуты уже осенью 2012 года, а у женщин - лишь весной 2013 года (с полугодовым запозданием). Что касается индекса самооценок материального положения, то у женщин он ниже, имеет нестабильную, "прыгающую" динамику.

Активное вовлечение женщин в экономику республики и поддержка с их стороны экономических реформ крайне необходимы для обеспечения достойного уровня жизни в целом. В этих условиях основная задача - задействовать социальные механизмы преодоления бедности среди женщин при помощи развития предпринимательства, профессионального переобучения, гибких форм труда и рабочего времени. По мнению авторов исследования, обоснование и реализация социальной политики в отношении женщин перестает быть монополией государства - в выработку ее стратегии должны включаться общественные движения, фонды, ассоциации, выражающие интересы разных социальных групп.

Елена ПРУС
Все комментарии