Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Госпрограмма содействия занятости населения Беларуси на 2014 год утверждена с объемом финансирования Br277,1 млрд

Комментарии 05.02.2014 | 09:21

Реализация Государственной программы содействия занятости населения Беларуси, ежегодно утверждаемая правительством, способствует сохранению контролируемой и управляемой ситуации на рынке труда. Этот документ является своеобразной дорожной картой для республиканских органов госуправления, облисполкомов и Мингорисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации политики в области обеспечения занятости населения. Постановлением Совета Министров от 31 января 2014 года №93 утверждена новая госпрограмма - на текущий год. Ее основная цель - повышение эффективности использования трудового потенциала и конкурентоспособности рабочей силы в соответствии с потребностями развития экономики, в том числе в условиях модернизации.

Традиционно каждая новая программа базируется на результатах выполнения предыдущей и анализе эффективности принимаемых мер, разрабатывается с учетом существующих негативных тенденций и возможных новых вызовов. Она направлена на уменьшение масштабов безработицы и снижение напряженности на рынке труда республики.

В ДЕФИЦИТЕ - КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ

Как отметил начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег Токун, общая конъюнктура белорусского рынка труда характеризуется устойчивым превышением спроса на рабочую силу над предложением. При этом организации испытывают потребность преимущественно в рабочих кадрах. На 1 января нынешнего года в стране, исходя из заявок нанимателей, насчитывалось 50,5 тыс. вакансий, из них 75,5% - для рабочих. При этом доля вакансий для неквалифицированной рабочей силы составляет около 11%.

Спрос на работников в основном формировался в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям, здравоохранение и предоставление социальных услуг.

Нельзя не признать, что значительное количество вакантных рабочих мест - с низким уровнем заработной платы, поэтому они непривлекательны для работников и остаются невостребованными.

Уровень регистрируемой безработицы в Беларуси на 1 января 2014 года составил 0,5% к численности экономически активного населения (на 1 января 2013 года также было 0,5%) при прогнозе на конец 2013 года - до 1,5%. По словам Олега Токуна, реализация мероприятий государственной и региональных программ занятости положительно отразилась на рынке труда малых и средних городских поселений и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы. Из 117 районов и 12 городов областного подчинения только в двух районах уровень безработицы превысил 1% (составил 1,1%). Напряженность на рынке труда снизилась и в городах, и в сельской местности.

К числу негативных явлений можно отнести сокращение предложения рабочей силы, региональные и профессионально-квалификационные диспропорции спроса и предложения на фоне невысокого уровня трудовой мобильности.

По данным Национального статистического комитета, численность занятых в экономике в 2013 году составила 4 млн 517,8 тыс. человек - на 1,3% меньше по сравнению с 2012-м. В определенной мере это обусловлено демографически, поскольку уменьшается численность населения в трудоспособном возрасте. "Объем трудовых ресурсов в ближайшие годы будет сокращаться. Эта тенденция, безусловно, окажет существенное влияние на формирование трудового потенциала республики, - сказал Олег Токун. - Немаловажно, что в общей численности занятых в экономике растет численность и удельный вес людей старше трудоспособного возраста".

Свой вклад в формирование дефицита кадров вносит несбалансированность рынка труда и образовательных услуг. Существенное влияние оказывает и отток квалифицированных кадров за пределы республики, чему способствует свободное передвижение через границы в ЕЭП. На фоне выбытия высококвалифицированных специалистов и рабочих в связи с выходом на пенсию наблюдается снижение престижа рабочих профессий среди молодежи.

"В современных условиях инновационного развития экономики уровень подготовки молодых специалистов не всегда соответствует требованиям нанимателя, потребностям производства. Это следствие того, что не налажено тесное взаимодействие нанимателей и учреждений образования при осуществлении процесса обучения и оценки его качества", - считает Олег Токун.

В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Согласно прогнозным расчетам, в 2014 году в органах по труду, занятости и социальной защите будет зарегистрировано около 200 тыс. безработных. Общее количество безработных, нуждающихся в трудоустройстве, в 2014 году составит около 225 тыс. человек.

Рынок труда будет пополняться за счет уволенных по причинам текучести кадров, работников, высвобождаемых в результате модернизации производства и оптимизации численности штата, выпускников учреждений образования, лиц, имеющих длительный (более одного года) перерыв в работе. "В условиях структурных преобразований экономики неизбежно высвобождение рабочей силы. Следовательно, потребуется обеспечить ее переток в иные виды экономической деятельности, в том числе в высокоэффективный высокопроизводительный сектор экономики, - отметил представитель министерства. - Кроме того, в связи с реструктуризацией неэффективно работающих предприятий ожидается сокращение низкоэффективных рабочих мест, сопровождаемое оптимизацией численности работников".

В 2014 году органы по труду, занятости и социальной защите продолжат мониторинг состояния организаций по вопросам использования рабочего времени, высвобождения персонала в связи с оптимизацией численности работников, а также проведения кадровой диагностики. Предусматривается проведение опроса нанимателей в целях определения дополнительной потребности организаций в кадрах.

Для содействия в обеспечении занятости работников, находящихся под угрозой увольнения, а также работников, высвобождаемых в результате оптимизации численности, поставлена задача обеспечить взаимодействие органов по труду, занятости и соцзащите с нанимателями по разработке социальных планов реструктурирования организаций, направленных на минимизацию социальных издержек.

Основой для эффективного использования трудового потенциала работающих станут мероприятия по дальнейшему совершенствованию системы нормирования труда, национальной системы квалификаций.

В новой госпрограмме содержатся мероприятия по созданию условий для эффективной занятости населения, повышению мобильности рабочей силы, социальной защите безработных, обеспечению информированности людей о состоянии рынка труда. Их реализация будет способствовать улучшению ситуации на рынке рабочей силы, смягчению последствий и предупреждению длительной безработицы, содействовать занятости и самозанятости граждан.

Так, планируется трудоустроить на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 149,9 тыс. человек. Субсидии для организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма получат 2 тыс. 155 безработных. Планируется оказать содействие в переселении более 200 семей безработных (с их согласия) на новое место жительства и работы.

ВНИМАНИЕ - ЦЕЛЕВЫМ ГРУППАМ

По-прежнему не теряют актуальности проблемы трудоустройства инвалидов, отдельных категорий молодежи, не имеющих профессионального образования, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе. Поэтому госпрограммой предусматривается, что активные меры по обеспечению занятости будут направлены прежде всего на интеграцию в трудовую сферу тех категорий, которые нуждаются в социальной поддержке и дополнительных гарантиях занятости. Основной акцент сделан на трудоустройство молодежи, длительно неработающих граждан, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.

В текущем году забронировано более 25,5 тыс. мест для приема на работу граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости.

Как определенный резерв трудовых ресурсов рассматриваются люди с ограниченными возможностями. В течение 2014 года будет проводиться мониторинг оказания содействия занятости безработным инвалидам в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Планируется совершенствование механизмов профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов, разработка предложений по определению порядка сопровождения при трудоустройстве инвалидов. Продолжится стимулирование нанимателей, создающих рабочие места для трудоустройства инвалидов.

В приоритетном порядке будет организовано обучение безработных в возрасте до 21 года, впервые ищущих работу, длительно не работающих, в том числе безработных из числа женщин-матерей, не работавших в связи с уходом за ребенком, инвалидов, лиц, не имеющих профессии (специальности).

Согласно территориальным программам будут разработаны конкретные меры по обеспечению занятости населения в малых, средних городских поселениях, районах с высокой напряженностью на рынке труда.

В соответствии с Государственной программой социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 годы будут приняты меры по обеспечению занятости населения в семи регионах: Лунинецком, Столинском и Пинском районах Брестской области, Житковичском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области.

В результате реализации мероприятий госпрограммы к концу 2014 года уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,5% к численности экономически активного населения, в том числе в Брестской области - 1,4%, в Витебской - 1,6%, в Гомельской - 1,5%, в Гродненской - 1,2%, в Минской - 1,4%, в Могилевской - 1,5% и в Минске - 0,6%.

На выполнение мероприятий госпрограммы в 2014 году будет направлено Br277 млрд 82,4 млн.

Елена ПРУС

Все комментарии