Госпрограмма содействия занятости населения Беларуси на 2013 год утверждена с объемом финансирования Br328,6 млрд.
Совет Министров постановлением от 26 декабря 2012 года №1211 утвердил Государственную программу содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год с объемом финансирования свыше Br328,6 млрд. (почти в 1,5 раза больше, чем на 2012-й). Этот комплексный документ является главным инструментом реализации государственной политики в данной сфере. Он определяет основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных госорганизаций, подчиненных правительству, облисполкомов и Мингорисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов по реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения, сообщили корреспонденту БЕЛТА в Министерстве труда и социальной защиты.
СТАБИЛЬНОСТЬ - ПОД КОНТРОЛЕМ
Программа содействия занятости, ежегодно принимаемая в Беларуси, традиционно базируется на триединой платформе - это анализ сложившейся на рынке труда обстановки, ревизия выполнения поставленных предыдущей программой задач и прогноз развития ситуации на будущий период. Новая программа - не исключение.
Как отметили в Министерстве труда и соцзащиты, реализация госпрограммы содействия занятости населения на 2012 год способствовала сохранению стабильной, контролируемой и управляемой ситуации на рынке труда. Уровень регистрируемой безработицы на 1 декабря 2012 года составил 0,6% к численности экономически активного населения (на 1 декабря 2011-го было также 0,6%) при прогнозе на конец 2012 года - до 1,5%. Уменьшается дифференциация регионов по уровню безработицы.
Напряженность на рынке труда республики снизилась с 0,5 безработных на вакансию на 1 января 2012 года до 0,4 на 1 декабря. При этом рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составляют 78,8% от общего количества заявленных нанимателями вакансий, из них около 10% - предполагают неквалифицированный труд. Спрос на работников формируется в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, транспорт и связь, здравоохранение и предоставление социальных услуг. Позитивная динамика спроса на рабочую силу способствовала снижению средней продолжительности безработицы до 3,7 месяца.
И хотя стабильность является основной характеристикой нынешнего состояния рынка труда, проблем все же немало - и новых, и тех, которые накапливались годами.
В составе безработных каждый четвертый относится к категории граждан, неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалиды, люди, впервые ищущие работу в возрасте до 21 года, а также освободившиеся из мест лишения свободы и другие). Фактически каждый второй безработный имеет общее базовое и общее среднее образование, каждый десятый - вообще не имеет профессии.
Не теряет актуальности проблема женской безработицы, несмотря на ее снижение (удельный вес женщин в структуре безработных на 1 декабря 2012 года составил 48,5%, а на 1 декабря 2011 года был 53,5%). Среди безработных в 2012 году впервые мужчин зарегистрировано больше, чем женщин. Как результат, среднестатистическим безработным является мужчина в возрасте 38 лет, имеющий общее среднее образование (в 2011 году - женщина в возрасте 34,1 года).
Сложно решается проблема трудоустройства наименее конкурентоспособных категорий: инвалидов, женщин с малолетними детьми, людей предпенсионного возраста, молодежи без профессионального образования, а также граждан, освобожденных из мест лишения свободы.
Следует признать, что на отдельных местных рынках труда наблюдается более высокая напряженность, чем в целом по республике. Здесь отмечается значительное превышение количества безработных над числом свободных рабочих мест, более высокие показатели женской безработицы.
Количество вакансий растет, но, как и в предыдущие годы, сохраняется несоответствие между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационному составу, территориальному размещению вакансий и безработных. В Беларуси на 1 декабря 2012 года насчитывалось 67,5 тыс. свободных рабочих мест (год назад в республике было 55,6 тыс. вакансий). Причем если в областях республики количество вакансий в 1,5-2 раза превышает численность безработных, то в Минске - почти в 10 раз. Значительное количество свободных рабочих мест остается невостребованными и непривлекательными для потенциальных работников.
Одним из существенных факторов, влияющих на дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, являются несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг, диспропорция в подготовке кадров по уровням образования, профессиям и специальностям. С одной стороны, система образования не в полной мере обеспечивает заявки нанимателей на подготовку кадров, с другой - наниматели не могут определить и представить в учреждения образования сведения о перспективной потребности в кадрах. Кроме того, при росте потребности в рабочих кадрах объемы подготовки по рабочим профессиям снижаются. Проблему нехватки квалифицированных кадров обострил отток рабочей силы в сопредельные страны.
Сохраняется тенденция превышения увольнения работников над приемом, увеличивается вынужденная неполная занятость. Причем многие проблемы рынка труда сконцентрированы на микроуровне - на конкретных предприятиях.
В РУСЛЕ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ЭКОНОМИКИ
Согласно прогнозным расчетам, в 2013 году в органах по труду, занятости и социальной защите будет зарегистрировано около 215 тыс. безработных. С учетом численности безработных, состоящих на учете на конец 2012 года, общее количество безработных, нуждающихся в трудоустройстве, в 2013 году составит около 250 тыс. человек.
Основными источниками пополнения рынка труда будут уволенные по причинам текучести кадров и высвобождаемые в результате модернизации производства и оптимизации численности работников, а также люди, имеющие длительный (более одного года) перерыв в работе. Предполагается, что на рынок труда выйдут и те, кто ранее был занят преимущественно в домашнем хозяйстве.
В 2013 году рынок труда республики будет формироваться под воздействием нескольких значимых факторов. Во-первых, это сокращение численности трудовых ресурсов. Во-вторых, модернизация экономики с целью повышения ее конкурентоспособности и оптимизации численности работающих. В-третьих, наличие избыточной рабочей силы в ряде организаций при ее дефиците на региональных рынках труда. В-четвертых, дисбаланс между спросом и предложением рабочих мест по профессионально-квалификационному составу. В-пятых, сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда граждан, особо нуждающихся в соцзащите, - инвалидов, молодежи, женщин, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, а также имеющих длительный перерыв в работе. В-шестых, наличие проблемных регионов в сфере занятости населения (сельская местность, малые города, города с монопроизводственной структурой экономики).
Но самый важный фактор - структурная перестройка экономики. Техническое переоснащение ряда производств, ликвидация нерентабельных, убыточных организаций, структурная перестройка экономики, рост производительности труда будут сопровождаться выходом на рынок труда свободной рабочей силы, перетоком ее из традиционных в новые сектора экономики, сокращением численности занятых в экономике.
Служба занятости продолжит работу по содействию нанимателям в обеспечении занятости работников, высвобождаемых при реструктуризации предприятий и модернизации производств, оптимизации штатной численности.
Среди приоритетов на 2013 год - снижение дисбаланса спроса и предложения рабочих мест по профессионально-квалификационному составу, согласование рынка труда и рынка образовательных услуг. Планируется усовершенствовать систему непрерывного профессионального обучения на производстве. Стимулирование экономической активности и роста занятости населения будет осуществляться путем содействия развитию предпринимательства и самозанятости граждан, в том числе с оказанием финансовой помощи безработным.
Действующая система мониторинга рынка труда будет дополнена анализом развития различных систем оплаты труда в реальном секторе экономики.
Предусматривается также совершенствование регулирования процессов внешней трудовой миграции для обеспечения необходимого баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силой. Планируется организовать мониторинг миграционных процессов в сфере трудовых ресурсов, в том числе научных и научно-педагогических кадров. Нуждается в совершенствовании и система учета миграционных потоков (прежде всего между странами, входящими в Единое экономическое пространство). По данным МВД, в январе-сентябре 2012 года за пределы республики по заключенным трудовым договорам выехали 5 тыс. 779 граждан (в январе-сентябре 2011 года - 4 тыс. 565 человек). Согласно оценкам, объемы внешней трудовой миграции за пределы Беларуси составляют около 100-120 тыс. человек. Косвенно это подтверждается данными статистики: списочная численность работников организаций в январе-октябре 2012 года снизилась на 81,9 тыс. человек до 3 млн. 374 тыс. человек, или 97,6% от показателя за аналогичный период 2011 года.
В ЗОНЕ ПОВЫШЕННОГО ВНИМАНИЯ
Основной целью госпрограммы является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. При этом по традиции особое внимание уделяется решению проблем трудоустройства целевых групп населения. Нанимателям устанавливается броня для приема на работу 25 тыс. 260 человек, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости. Планируется выделение бюджетных ссуд нанимателям для создания 480 рабочих мест, в том числе не менее 30% создаваемых рабочих мест предусмотрены для трудоустройства граждан, имеющих дополнительные гарантии занятости.
В новой госпрограмме конкретизированы мероприятия, направленные на обеспечение занятости молодежи. В частности, для безработных в возрасте до 21 года, впервые ищущих работу, будет обеспечено приоритетное направление на профобучение. На "Молодежную практику" с частичной компенсацией нанимателям затрат на оплату труда направят 1 тыс. 280 человек. Запланирована организация временной трудовой занятости учащейся молодежи в свободное от учебы время - для 23 тыс. 840 юношей и девушек. Дальнейшее развитие получит система трудоустройства молодежи, а также профориентации (прежде всего школьников), нацеленной на повышение престижа рабочих профессий.
На предприятиях Беларуси в нынешнем году трудовую адаптацию по направлению службы занятости пройдут как минимум 475 безработных инвалидов, объем финансирования на эти цели предусмотрен в объеме свыше Br11,4 млрд. Планируется более Br26,6 млрд. направить на финансирование и компенсацию (согласно заявкам нанимателей) затрат на создание и сохранение рабочих мест для 153 инвалидов.
Закреплены гарантии занятости для людей, вернувшихся из мест лишения свободы. В частности, для них забронированы рабочие места. Планируется разработать положение о порядке финансовой поддержки нанимателей, создающих рабочие места для трудовой реабилитации освобожденных из МЛС.
Таким образом, будут приняты меры по созданию условий, способствующих вовлечению в экономическую деятельность целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке. Стимулирование нанимателей, создающих рабочие места для трудоустройства на них граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения, будет продолжено путем предоставления им бюджетных ссуд, компенсаций затрат за создание рабочих мест для инвалидов из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.
В госпрограмме названы малые, средние городские поселения, районы с высокой напряженностью на рынке труда. В Брестской области это города Ганцевичи, Иваново, Микашевичи Лунинецкого района; в Витебской области - Браславский, Поставский районы, г.п.Воропаево Поставского района; в Гомельской области - Жлобинский, Рогачевский, Светлогорский районы; в Гродненской области - Новогрудский, Щучинский районы; в Минской области - Вилейский, Солигорский районы, г.Вилейка; в Могилевской области - Белыничский, Краснопольский районы. С учетом Государственной программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2011-2015 годы определены меры по обеспечению занятости населения еще в семи регионах - в Лунинецком, Столинском и Пинском районах Брестской области, Житковичском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области. По всем данным регионам будут разработаны мероприятия в областных программах содействия занятости.
В 2013 году госслужба занятости окажет содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 23,5 тыс. жителей сельской местности. Запланировано выделение бюджетной ссуды нанимателям для создания рабочих мест и трудоустройства 145 жителей села. Предусматривается переселить 252 семьи безработных (преимущественно в сельскую местность), финансирование на эти цели планируется выделить в объеме более Br3,2 млрд. Общественные оплачиваемые работы будут организованы для 35,9 тыс. незанятых сельчан.
МАКСИМУМ БЕЗРАБОТИЦЫ - 1,5%
Планируется, что в 2013 году служба занятости окажет содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 170 тыс. человек, в том числе 118 тыс. безработных. В оплачиваемых общественных работах примут участие 64,5 тыс. человек, в том числе 32,6 тыс. безработных. Направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации получат 12,5 тыс. безработных, в том числе не менее 70% - по заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма будет оказано 2 тыс. 470 безработных (с предоставлением финансовой поддержки).
Информационное обеспечение населения и организаций по вопросам занятости населения будет реализовываться через создание единого информационного портала службы занятости населения. С 2013 года нанимателям планируется предоставить возможность представлять сведения в Общереспубликанский банк вакансий о наличии свободных рабочих мест (вакансий) посредством сети Интернет с использованием электронного ключа.
Общую координацию и мониторинг выполнения мероприятий госпрограммы осуществляет Министерство труда и социальной защиты, координацию и контроль выполнения этих мероприятий на местах - облисполкомы и Мингорисполком.
На выполнение мероприятий госпрограммы содействия занятости населения в 2013 году будет направлено Br328 млрд. 648,2 млн., в том числе из средств бюджета Фонда соцзащиты населения - Br290 млрд. 898,2 млн.
В результате реализации мероприятий госпрограммы к концу 2013 года уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,5% к численности экономически активного населения, в том числе в Брестской области - 1,3%, Витебской - 1,4%, Гомельской - 1,5%, Гродненской - 1,2%, Минской - 1,4%, Могилевской - 1,5% и в Минске - 0,6%.