Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Для ИП разработают единые методические рекомендации с пошаговыми действиями по остаткам товаров

Комментарии 18.12.2015 | 15:01

В Беларуси с 1 января 2016 года для индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога заканчиваются сразу три переходных периода. Вместе с тем около трети ИП не успели или не смогли перестроиться под новые экономические реалии. В результате часть этих предпринимателей намерена приостановить работу с нового года (в Минске, согласно опросу, это от 50% до 80% ИП, торгующих на рынках), остальные заняли выжидательную позицию. Проблемные вопросы предпринимателей были детально рассмотрены на совещании в Мингорисполкоме, которое провел заместитель председателя горисполкома Андрей Доморацкий. Участие в нем приняли представители министерств торговли, по налогам и сборам, экономики, Госстандарта, лидеры бизнес-союзов, а также администраций районов города.

С 1 января 2016 в республике прекращается торговля "остатками" - товарами легкой промышленности, которые ввезены в Беларусь без сопроводительных документов до 1 июля 2014 года. С этой даты ввозить товары без документов было запрещено (указ №222 от 16 мая 2014 года), но на распродажу запасов в общей сложности дали полтора года. Тем, кто не успел все распродать, остается лишь использовать эти товары для себя - они должны быть выведены из предпринимательского оборота - либо произвести их отчуждение.

Кроме того, с 1 января все товары легпрома должны в полной мере соответствовать нормам Технического регламента Таможенного союза 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", т.е. иметь объективную информацию об изготовителе, импортере, потребительских свойствах и необходимые документы о подтверждении безопасности. Фактически техрегламент и соответствующее национальное законодательство действуют уже несколько лет, но предпринимателям было позволено не исполнять эти правила в полном объеме и даже вообще не исполнять их, правда, предупредив потребителя об этом.

Также с 1 января все ИП обязаны установить и использовать платежные терминалы, т.е. принимать оплату банковскими карточками. Согласно совместному постановлению правительства и Нацбанка (№924/16 от 6 июля 2011 года) это должно было произойти 1 июля 2015 года, но в итоге предпринимателям дали полугодовую отсрочку.

Большая часть индивидуальных предпринимателей воспользовалась предоставленным временем по назначению. Так, в 2014 году около 40 тыс. ИП реализовывали "остатки". Вместе с тем практика переносов и отсрочек не решила проблему в целом: порядка 13 тыс. предпринимателей не готовы к работе в новых условиях. Теперь они выступают за разрешение торговать остатками вплоть до полной распродажи, а платежные терминалы устанавливать по желанию предпринимателей. Иными словами, речь идет о предложениях по еще одному изменению законодательства. Как отметил во время совещания в горисполкоме заместитель директора департамента по предпринимательству Министерства экономики Петр Арушаньянц, мер, которые бы решили проблемы с 1 января, к сожалению, нет. "Определенные меры будут приняты по внесению изменений в законодательство, но они не дадут быстрого результата", - сказал он.

Вместе с тем невыполнение предпринимателями требований указа №222 и техрегламента вызвано не столько нежеланием получать подтверждающие документы, сколько условиями торговли с российскими продавцами, в том числе наличием в торговом обороте фальсифицированной, контрафактной продукции легпрома. "Сегодня существует проблема, когда наш добросовестный предприниматель покупает на российском рынке товар, а ему дают недостоверный документ на него", - констатировал Петр Арушаньянц. В этой связи, по его словам, Минэкономики подготовило обращение в Верховный суд, в котором инициируется введение в отношении предпринимателей понятия презумпции невиновности при применении к ним мер административной ответственности за реализацию товаров без документов или наличие не соответствующих действительности документов. Суть инициативы - просить Верховный суд обобщить судебную практику привлечения к административной ответственности ИП за нарушения правил торговли для обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства, рассмотреть возможность подготовки толкования норм о конфискации имущества у субъектов предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями.

Не последнюю роль сыграла сложившаяся экономическая ситуация в части размера арендных ставок. И движение в этом направлении уже есть. "Нам как местным органам власти надо работать по уменьшению арендной платы, подходить к ней дифференцированно", - отметил на совещании заместитель председателя горисполкома Андрей Доморацкий. К слову, руководителям рынков и торговых центров столицы уже направлено письмо за его подписью, в котором горисполком рекомендует рассмотреть возможность снижения ставок арендной платы за торговые объекты.

Большую работу в части организации для предпринимателей легальных импортных поставок провело Министерство торговли. Со слов начальника управления организации торговли и услуг Министерства торговли Виолетты Брезовской, в этом году 18 оптовых организаций импортировали на 58% больше товаров на сумму почти $9 млн. "То есть делали все возможное, чтобы поставить товар для предпринимателей со всеми документами", - заметила она. По словам представителя Минторга, в мае текущего года решением Мингорисполкома зарегистрировано предприятие "Внешэкономсервис" для организации поставок импорта для ИП. "Предприниматели сами выбирают товар в Турции, Китае, Польше, а "Внешэкономсервис" организует доставку товаров со всеми документами, в том числе с сертификатами, декларациями и накладными", - сказала руководитель управления. Но все оптовые операторы отмечают, что активной заинтересованности приобретать товар с документами у ИП нет, всего заключено около 50 договоров. "У предпринимателей такой менталитет, мол, будем ждать до последнего. Авось продлят продажу остатков. Но Минторг поддерживает Минэкономики: идти дальше на продление срока неразумно. У нас есть достаточно много добросовестных субъектов малого бизнеса, которые давно перестроились, имеют все документы, сертификаты. Они возмущаются, почему-то части этих малых субъектов позволен иной вид деятельности, при котором они могут хорошо себя чувствовать", - констатировала Виолетта Брезовская.

Еще один вопрос, который волнует предпринимательскую среду, - установка и обслуживание банками платежных терминалов. Как информировал во время совещания Петр Арушаньянц, в ближайшее время эта тема будет обсуждаться в Национальном банке. Сейчас специалисты анализируют варианты решения проблемы. Например, рассматривается целесообразность использования одного терминала несколькими ИП, аренды терминала собственником торговых помещений.

Упростит деятельность предпринимателей и система электронного декларирования товаров. О ее разработке сообщил начальник управления оценки соответствия и лицензирования Государственного комитета по стандартизации Василий Королюк. "Такая программа у нас разработана. Предприниматели могут в электронной форме зарегистрировать декларацию через Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации", - уточнил он.

Вместе с тем разобраться и оперативно сориентироваться предпринимателям в большом потоке законодательных актов, решений и мер госорганов весьма сложно. На это особо обратили внимание участники совещания в Мингорисполкоме. "Предпринимателям многое непонятно, несмотря на всю проводимую госорганами разъяснительную работу, поэтому надо в каждой районной администрации организовать дополнительные встречи с ИП и доступно рассказать, как работать с учетом действующего законодательства", - сказал Андрей Доморацкий.

Солидарен с ним председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин: "У людей полное непонимание по сертификации. По линии ГОСТа необходимо доступное разъяснение по техрегламенту".

По итогам совещания его участники приняли решение разработать в ближайшее время единую межведомственную инструкцию для предпринимателей, в которой будут содержаться методические рекомендации с пошаговыми действиями в отношении остатков товаров.

Оксана КАРУНА

Все комментарии