Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Cтратегия лидерства. Промышленный комплекс Беларуси ожидают серьезные реформы.

Комментарии 22.02.2012 | 14:00

На развитие промкомплекса Беларуси до 2020 года планируют направить до $90 млрд.

Промышленный комплекс Беларуси ожидают серьезные реформы. Предприятия отрасли планируют вывести на принципиально новый уровень развития, сориентировав на освоение самых современных технологий, выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции, которая сможет не только закрыть внутренние потребности, но и успешно конкурировать на внешних рынках. Основные направления преобразований отражены в концепции развития промышленного комплекса на период 2020 года. На текущей неделе ее обсудили в правительстве.

Промышленность остается ведущей отраслью белорусской экономики, формируя 30% ВВП и обеспечивая 90% экспорта. Здесь занято около четверти экономически активного населения страны. Промкомплекс - это своеобразный аккумулятор экономического развития, который при подзарядке и правильной эксплуатации может вывести страну в мировые лидеры. Такой подзарядкой должна стать модернизация на основе самых передовых инноваций. "Инструкцией" по их применению и выступит новая концепция развития промышленности.

Открывая ее обсуждение на заседании Президиума Совмина, первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко попросил всех руководителей министерств и ведомств, отвечающих за вопросы развития промышленности, активно подключиться к дискуссии, дать оценку подготовленному документу, остановиться на его сильных и слабых местах. Концепция должна стать фундаментом для новой программы развития промышленного комплекса страны на период до 2020 года, которую необходимо разработать и отправить на рассмотрение главы государства уже к концу марта. Сроки определены крайне напряженные, однако для выполнения этой задачи ранее была создана необходимая основа, уверен первый вице-премьер.

Подготовленная концепция и будущая программа должны поставить отрасль на рельсы инновационного и инвестиционного развития, что поможет повысить ее конкурентоспособность. "Главная задача - прежде всего сократить отставание Беларуси от среднеевропейского уровня по производительности труда, - подчеркнул Владимир Семашко. - Сегодня по многим видам деятельности у нас в 4-6 раз выработка на человека меньше, чем в развитых странах Евросоюза. Задача - сократить шестикратное отставание хотя бы до двукратного". Кроме этого, промышленному комплексу предстоит существенно укрепить свой экспортный потенциал: все новые и модернизированные производства должны работать не только на импортозамещение, но и развитие поставок в другие страны.

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Как рассказал в своем выступлении заместитель министра экономики Анатолий Филонов, актуальность подготовленной концепции заключается в необходимости определения приоритетов развития промышленности в современных условиях, утверждения стратегии ее развития на долгосрочную перспективу. В прошлой пятилетке промышленность демонстрировала положительную динамику развития. В 2010 году промпроизводство выросло на 11,7%, а в прошлом году при всех экономических трудностях - на 9,1%.

Для выхода отрасли на передовые позиции сделано уже немало, но остались и нерешенные проблемы. Прежде всего это недостаточно рациональная технологическая структура промышленности, где преобладают производства преимущественно третьего технологического уклада. Высокотехнологичные производства, выступающие "точками роста" для экономики, занимают долю всего лишь в 4,4%. Это крайне мало на фоне среднеевропейского уровня в 15%. Низкая технологичность становится основной причиной отставания отечественной промышленности по уровню производительности труда от европейских стран.

Еще одна причина, сдерживающая развитие промышленности, - высокий износ основных средств. Это не позволяет осваивать современные технологии, выпускать продукцию с высоким удельным весом добавленной стоимости, тормозит укрепление экспортного потенциала. Результат - невысокая конкурентоспособность отечественных производителей на внешних  рынках.

Развитию отрасли должна способствовать и четко выстроенная система ее управления. Однако пока она работает не в полную силу. "Промышленность сегодня курируют восемь отраслевых органов управления, как следствие - зачастую отсутствует их должное взаимодействие при разработке и проведении единой промышленной политики", - обратил внимание замминистра. Опыт большинства промышленно развитых государств и соседних с Беларусью стран показывает, что промышленной политикой занимаются максимум два министерства.

СЛОМАТЬ БАРЬЕРЫ

В сложившихся условиях остро назрела необходимость новых качественных преобразований промышленного комплекса, направленных на повышение его технологического уровня и конкурентоспособности. Приоритетами определены инновационное развитие, ориентация на ресурсосбережение, снижение материало- и импортоемкости, импортозамещение, повышение производительности труда за счет создания высокопроизводительных рабочих мест, последовательные и системные преобразования в организационной, технологической и отраслевой структуре.

Концепция включает два этапа: с 2012-го по 2015-й и с 2016-го по 2020 год. На первом реформы затронут в первую очередь систему госуправления отраслью. Для этого планируется создать единый орган, отвечающий за промышленную политику в стране, - Министерство промышленной политики.

Промышленные предприятия ждет модернизация с выходом на экспортоориентированные и импортозамещающие производства. В числе основных задач - формирование ядра наукоемкого сектора, основанного на высокотехнологичных производствах 5-го и 6-го технологических укладов. Итогом выполнения первого этапа программы станет рост производительности труда в 1,6-1,7 раза, снижение материалоемкости на 5-7% к уровню 2010 года, создание около 220 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.

На втором этапе предусматривается продолжить модернизацию базовых секторов с широким внедрением современных технологий. Главная задача при этом - постепенный переход от энергоемкого индустриального производства к ресурсощадящей "зеленой" экономике, основанной на энергосбережении, максимальной переработке вторичных ресурсов, внедрение чистых технологий, возобновляемых источников энергии. Результатом станет увеличение доли высокотехнологичного сектора промышленности до 15%, достижение 50% уровня производительности труда от среднеевропейского, создание более 180 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.

Отраслевое структурное преобразование будет осуществляться по трем основным направлениям. Первое - модернизация традиционных секторов промышленности, в том числе использующих местные сырьевые ресурсы. "Предстоит серьезная модернизация в рамках этой работы станкостроения, что обеспечит производителям конкурентные преимущества и позволит расширить свое присутствие на российском рынке, - пояснил замминистра. - Главный акцент будет сделан на наукоемкое станочное оборудование с применением лазерного оборудования". При этом доля белорусской продукции на рынке ЕЭП по металлорежущим, кузнечно-прессовым станкам должна составить не менее 50%. Необходимо увеличить также производство оборудования для микроэлектроники, тем самым нарастить поставки на экспорт более чем на 60%.

В машиностроении запланированы работы по выпуску электромобилей, организации новых направлений производства автокомпонентов. В металлургии намечена модернизация, ориентированная на создание производств новых видов проката с применением нанотехнологий, обеспечивающих более высокие прочностные свойства. В топливно-энергетическом комплексе основная задача - энергетическая безопасность страны, которую планируется обеспечить за счет диверсификации энергоисточников, в том числе возобновляемых. Главный акцент делается на строительство АЭС.

Развитие также получат лазерные и космические технологии, фотоника и оптика, микробиология, тонкая химия, нано- и биотехнологии и другие направления.

Анатолий Филонов отметил, что на выполнение новой программы развития промышленного комплекса до 2020 года потребуется до $90 млрд., в том числе около $60 млрд. пойдет на создание высокопроизводительных рабочих мест.

С ПРИЦЕЛОМ НА ЕЭП

К дискуссии по новой концепции подключился и председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси Анатолий Русецкий. Он обратил особое внимание на необходимость выстраивания стратегии развития промышленного комплекса с учетом вхождения Беларуси в Единое экономическое пространство: страна должна максимально использовать его преимущества и одновременно быть готовой к обострению конкуренции со стороны стран-партнеров. "Нельзя строить предприятия, которые по уровню ниже, чем у наших конкурентов, - сказал он. - Надо учитывать наше участие в ЕЭП и вхождение России в ВТО. Это прямая конкуренция и это должно быть принято во внимание".

Касаясь вопросов предстоящей модернизации предприятий промышленности, Анатолий Русецкий затронул вопросы развития отраслевой науки, обеспечивающей более эффективное внедрение инноваций в производстве. Сейчас Академия наук готовит комплекс предложений по реформированию отечественной научной сферы. Одним из приоритетов будущих преобразований станет интеграция академических институтов в реальный сектор экономики, конкретные отрасли. Это придаст новый стимул для внедрения инноваций.

Руководитель НАН также предложил разработать в Беларуси закон о промышленной политике. По его мнению, этот документ крайне необходим, особенно на фоне запланированных реформ. Он поможет выстроить четкую систему управления промышленным комплексом, определить условия развития промышленности на ближайшие годы.

Свою точку зрения представил и министр промышленности Дмитрий Катеринич. По его словам,  главный акцент при развитии промышленного комплекса нужно делать на поддержку, прежде всего финансовую, уже известных белорусских промышленных брендов - БелАЗа, МТЗ, МАЗа, БМЗ и других. "Надо их выводить на мировой уровень, - считает он. - Деньги нужно вкладывать туда, где мы что-то имеем и нас знают".

Создавая новые предприятия, необходимо уже на начальном этапе ориентировать их на международный рынок, а значит, учитывать жесткие европейские требования. Только так белорусские производители смогут выдержать глобальную конкуренцию и вырваться в мировые лидеры.

Все озвученные на заседании в правительстве предложения будут еще раз проанализированы и учтены при подготовке окончательного варианта концепции развития промышленного комплекса до 2020 года. Министерства и ведомства должны как можно скорее согласовать свои позиции и представить их в едином документе. Его выход ожидается в самое ближайшее время. Промышленные предприятия тем временем начинают готовиться к реформам.

Все комментарии