Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Белорусский бизнес доверяет налоговой, но не совсем доволен качеством информации о налогах в СМИ

Комментарии 22.05.2013 | 11:13

Малый и средний бизнес Беларуси доверяет налоговым органам, поддерживает реформы в налогообложении, но считает необходимым повысить качество и актуальность информации по налоговым вопросам в прессе. Таковы результаты социологического исследования, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента совместно с Министерством по налогам и сборам Беларуси. Во время опроса свое мнение о сфере налоговых услуг в Беларуси высказали 3,3 тыс. представителей организаций малого и среднего бизнеса во всех областях республики и Минске. Анализ полученных данных позволил определить наиболее эффективные формы работы налоговых органов с организациями малого и среднего бизнеса, констатирует министр по налогам и сборам Беларуси Владимир Полуян. При этом некоторые результаты работы могут быть использованы при совершенствовании налогового администрирования, а также в качестве рекомендаций для повышения эффективности оказания услуг налогоплательщикам.

Основным видом деятельности большинства организаций, которые представляют участники опроса, является торговля (42,3%). Производство и услуги представлены приблизительно в равных долях - 29,1% и 26,6% соответственно. При этом в большей части организаций ведением бухгалтерского учета и расчетом налогов занимается штатный бухгалтер или специальное подразделение.

Согласно полученным в ходе опроса данным, доминантное большинство участников опроса считают, что совершенствованию бухгалтерского учета и налогообложения, в первую очередь, будут способствовать ликвидация разницы между ними, их упрощение, переход на МСФО и изменение налогового законодательства в целом. Подавляющее большинство представителей малого и среднего бизнеса (82%) подтверждают эффективность работы налоговых органов по месту постановки на учет. О доверии налоговым органам своего района заявили 80,9% опрошенных представителей юридических лиц. Практически такое же число респондентов (77,4%) полагают, что в их налоговых структурах работают высококвалифицированные специалисты. Значительное число участников опроса подтверждают, что предоставляемые налоговым органом услуги улучшаются год от года, а в работе используются нововведения и современные технологии (в среднем по 67,7%).

В оценку качества работы налоговых органов входит также возможность планировать налогоплательщикам визит в налоговую инспекцию и сводить к минимуму время ожидания в очереди. Согласно полученным данным, респонденты в среднем тратят на ожидание в очереди на прием к налоговому инспектору 15 минут, а для получения консультаций - 20 минут. При этом абсолютное большинство опрошенных специалистов удовлетворены графиком работы налогового органа. Также респонденты довольны простотой заполнения налоговых деклараций (79,9%), качеством разъяснений со стороны налоговых органов, обоснованностью требования документов (в среднем по 72,2%).

 Личное общение с сотрудниками налогового органа считают наиболее эффективным способом передачи своих мнений, пожеланий и проблем более половины респондентов. Также значительная часть опрошенных (42,6%) отметили семинары, встречи с работниками налоговых органов, менее трети (в среднем по 27%) - телефонное обращение, в том числе по телефону доверия, горячей линии, обращение в письменном виде. При этом на вопрос "Возникали ли у вас конфликтные ситуации при обращении в налоговый орган?" подавляющее большинство респондентов (88,4%) ответили отрицательно. Указали на наличие подобных ситуаций только 3,6% участников опроса.

"В последнее время перед белорусским государством стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс", - обращает внимание Владимир Полуян. По его словам, мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций. Во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования.

Согласно проведенному опросу, более половины респондентов (59,5%) считают налоговые преобразования в Беларуси эффективными. Не считают их таковыми лишь 18,8% участников опроса. "Таким образом, полученные данные указывают на поддержку организациями - представителями малого и среднего бизнеса налоговых преобразований в Беларуси", - констатирует министр по налогам и сборам.

С 1 апреля 2009 года в налоговых органах Беларуси внедрена система электронного декларирования (СЭД). "За последние годы белорусские налогоплательщики смогли оценить преимущества этой формы налогового декларирования, позволяющей ускорить и упростить процесс подачи налоговой отчетности", - отмечает Владимир Полуян. С помощью системы электронного декларирования организации и индивидуальные предприниматели могут также направить запрос о разъяснении налогового законодательства, заявить о желании зачесть средства либо возвратить излишне уплаченное в бюджет, перенести срок проведения плановой проверки, а налоговые органы, со своей стороны, - направить разъяснение, сообщить о принятых решениях.

Согласно результатам проведенного опроса, об использовании системы электронного декларирования заявили 63,3% опрошенных представителей организаций малого и среднего бизнеса. При этом 89,8% респондентов удобно представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде. Большинство респондентов удовлетворены работой системы электронного декларирования (ее качеством как программного продукта) и уровнем оказываемой технической поддержки СЭД.

Одной из важнейших задач для МНС является проведение информационно-разъяснительной работы, направленной на получение обществом информации о деятельности налоговых органов, действующих налогах, сборах (пошлинах), разъяснений по вопросам применения налогового и иного законодательства, а также на просвещение в сфере налоговых отношений. "В рамках реализации данной задачи важнейшим направлением в информационно-разъяснительной работе является повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с обслуживаемыми ими физическими и юридическими лицами посредством формирования современной, интегрированной и высокоэффективной информационной среды", - подчеркнул Владимир Полуян.

Согласно результатам исследования, при возникновении проблемных вопросов в части налогообложения за разъяснением представители малого и среднего бизнеса, прежде всего, обратятся в налоговую инспекцию по месту постановки на учет (75,3%). Менее половины респондентов будут искать разъяснения в нормативно-правовых документах (45,7%). Каждый четвертый участник опроса обратится к информации специализированных журналов "Налоги Беларуси", "Консультант предпринимателя", каждый восьмой - на электронный адрес МНС. Только 6,2% представят свою проблему в вышестоящий налоговый орган.

 При этом 69,9% опрошенных представителей малого и среднего бизнеса удовлетворены актуальностью и качеством информации, размещенной в справочно-информационные системах. Только 7,2% участников опроса не довольны материалами, представленными в этих специализированных источниках. Половина опрошенных удовлетворена информацией, полученной на официальном интернет-сайте МНС, в печатном издании "Налоги Беларуси", на стендах в налоговых органах. Меньше всего участники опроса довольны актуальностью и качеством информации, полученной из СМИ. Это свидетельствует о необходимости более активного взаимодействия представителей прессы и МНС, уверены в министерстве. Здесь намерены продолжить внедрение в практику работы органов налоговой службы прогрессивных форм и методов разъяснительной работы, в том числе с использованием современных информационных технологий.

Налоги всегда предполагали изъятие части дохода, получаемого юридическими или физическими лицами, и в силу этого негативно воспринимались человеком, констатируют в МНС. "Граждане отрицательно относятся к потерям, утратам, ограничению своих прав, увеличению обязанностей, не дающих осознаваемого ими самими морального возмещения, и, следовательно, естественным для них является негативное отношение к налогам как таковым и к налоговому контролю тем более. В этой связи важнейшее значение имеет воспитание в первую очередь среди молодежи элементарной налоговой культуры и качеств законопослушного налогоплательщика", - отмечает Владимир Полуян.

Результаты опроса, проведенного ИАЦ, показали нацеленность граждан на воспитание в подрастающем поколении уважения к налоговому законодательству и ориентации на его соблюдение. На вопрос "Будете ли вы убеждать своих детей в необходимости платить налоги?" подавляющее большинство опрошенных представителей предприятий (89%) ответили утвердительно. Только 2,7% не считают нужным это делать.

"Таким образом, результаты проведенного исследования показали не только важность дальнейшего развития налоговых услуг в Беларуси, но и значимость выработки эффективного механизма налогообложения сектора малого и среднего предпринимательства для повышения наполняемости бюджетов всех уровней", - резюмировал Владимир Полуян. По его словам, Министерство по налогам и сборам уже начало работу по улучшению результатов в отмеченных бизнесом сферах. В МНС рассчитывают, что это позволит не только сделать партнерство государства и бизнеса более эффективным, но и продвинуться в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Ведение бизнеса" по показателю "налогообложение".

Анна КОТ

Все комментарии