Беларусь задействует новые механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций
ИНВЕСТОРУ - ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ
В Беларуси в первом полугодии 2011 года использовано Br32,6 трлн. инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 127,6% к уровню аналогичного периода прошлого года. Полученный результат значительно превышает установленный на 2011 год прогноз в 116-117%. При этом иностранные инвестиции (без кредитов, займов иностранных банков), по данным Белстата, составили в текущих ценах Br524,6 млрд. (123,5% к уровню первого полугодия прошлого года), а кредиты и займы банков достигли Br12,146 трлн. (159,1%).
В то же время сегодня Беларусь делает акцент на привлечение прямых иностранных инвестиций как одного из важнейших источников развития экономики, модернизации предприятий. По словам министра экономики Беларуси Николая Снопкова, "эти средства нужны Беларуси как реальный источник модернизации экономики, и не столько как деньги, а как новые технологии, новый менеджмент, которые позволят укрепить позиции белорусских предприятий в мировых хозяйственных связях". Приоритетными для инвестирования сегодня в Беларуси являются такие отрасли, как биотехнологии, электроника, тонкая химия, ИТ-технологии.
Прогнозом на 2011 год установлено, что прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы услуги) должны составить $6,4-6,5 млрд. Однако по итогам января-мая, по данным Белстата, привлечено только $0,7 млрд. Если сравнить с прошлым годом, когда поступления в Беларусь прямых иностранных инвестиций на чистой основе составили около $1,2 млрд., видна положительная динамика. Но если говорить в целом о поставленной на 2011 год задаче - явное невыполнение.
Анализ показал, что сегодня для решения поставленной задачи еще не задействованы все необходимые инструменты. Для активизации этой работы в республике был принят декрет №4, который внес дополнения и изменения в известный декрет от 6 августа 2009 года №10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь". Этот документ устанавливает еще более льготные условия для привлечения инвестиций, в том числе прямых иностранных.
В нем можно выделить шесть наиболее значимых льгот и преференций. Так, инвесторы могут использовать проектную документацию, подготовленную за рубежом. То есть если компания приходит в Беларусь с уже готовым проектом здания, разработанным в соответствии с зарубежными нормами проектирования, и эти стандарты уже введены на территории Беларуси, то никакой адаптации и корректировки проекта не потребуется. Нужна будет только привязка к местности и адаптация к рельефу.
Еще одна привлекательная норма для инвестора: он получает право вычета полной суммы НДС, уплаченного при приобретении товаров, работ и услуг, имущественных прав, использованных для проектирования, строительства и оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом.
Также инвесторы освобождаются от уплаты отчислений в инновационные фонды, от уплаты НДС и налога на прибыль в связи с безвозмездной передачей имущества. Здесь речь идет о случаях, когда государство безвозмездно предоставляет инвестору госимущество для реализации проекта.
На время строительства и до 31 декабря следующего года после его завершения, а также на время проведения проектных работ инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога и арендной платы за участки, находящиеся в государственной собственности. А при строительстве объектов, предусмотренных инвестпроектом, инвесторы освобождаются и от проведения подрядных торгов при выборе проектных организаций и подрядчиков.
Кроме этих новых льгот декрет №4 корректирует некоторые нормы в сторону более четких формулировок и систематизирует правила для того, чтобы они были более понятны инвесторам.
Важно также, что декрет расширяет возможности инвесторов при заключении инвестиционных договоров. При этом устанавливается двухуровневая система заключения инвестдоговоров вместо трехуровневой. Раньше договоры первого уровня с инвестором заключали министерства, концерны, облисполкомы. Для заключения договоров второго уровня правительство наделяло тот же госорган или облисполком правом заключать этот договор от лица страны. Таким образом, первый и второй уровень существенно не отличались и предусматривали для инвестора стандартные льготы. Сейчас вместо этих двух уровней остается один - первый. И чтобы работать по стандартным льготам, инвестору нужно заключать договор с органом госуправления или облисполкомом. Для того чтобы получить индивидуальные льготы, инвестор, как и раньше, должен заключать договор с правительством по согласованию с Президентом. Только раньше это был третий уровень, а сейчас, соответственно, второй.
Индивидуальные преференции инвесторам предоставляют многие страны. Министерство экономики Беларуси проанализировало законодательства стран СНГ, Западной Европы. И, кстати, там, где есть индивидуальные преференции для инвесторов, процедура более сложная, чем в Беларуси.
В настоящее время в Беларуси заключено 682 инвестиционных договора оценочной стоимостью $13,9 млрд. На такую сумму оцениваются прямые инвестиции, которые поступят в страну. Начальник главного управления инвестиций Министерства экономики Кирилл Коротеев считает, что это значительная сумма и позволяет говорить об успешной и выгодной политике, каковой является введение такого инструмента, как инвестиционный договор.
По ряду значимых инвестпроектов договоры уже заключены или их планируется заключить. Значительные средства намечено привлечь в деревообработку, производство ДСП, МДФ, напольных покрытий. Для этого будет строиться завод в Сморгони стоимостью около $150 млн. Также в сфере деревообработки в нынешнем году заключен договор с литовской компанией по созданию в СЭЗ "Могилев" вертикально-интегрированного комплекса по переработке древесины.
Подписан инвестдоговор о развитии в Витебске на базе действующего аэропорта проекта с чешским инвестором. Прорабатываются два проекта в рамках государственно-частного партнерства. При условии создания объекта инвестор получит определенные права. Это будет связано с оказанием услуг и эксплуатацией автомобильных дорог. Данный объект через некоторое время будет передан в собственность государства, а Беларусь инвестору на определенный период предоставит возможность получения доходов от эксплуатации. Сейчас ведутся переговоры, обсуждаются условия заключения такого договора.
Инвестиционные договоры заключаются и по ряду объектов строительства, в том числе жилья, торгово-развлекательных центров. Инвесторы будут реализовывать эти проекты в Минске и областных городах. Там тоже задействованы значительные суммы инвестиций.
Для привлечения прямых иностранных инвестиций в Беларусь также будет использован еще один резерв - приватизация. Пока этот инструмент привлечения инвестиций задействован не столь активно. Полученные в республике инвестиции на чистой основе - более $700 млн. - это деньги зарубежных компаний, направленные на развитие своих дочерних предприятий, которые они создали на территории Беларуси. Денег от продажи и вхождения иностранных инвесторов в акционерный капитал белорусских предприятий, выставленных на продажу, пока еще нет. Вот этот резерв и надо активно использовать.
С этой целью создано Национальное агентство инвестиций и приватизации. В соответствии с указом №173 от 22 апреля 2011 года оно преобразовано в государственное учреждение и сейчас подчинено непосредственно Министерству экономики. В июне зарегистрирован устав агентства, на должность директора назначен Дмитрий Клевжиц. В настоящее время продолжается подбор персонала в агентство.
Как отметил Дмитрий Клевжиц, перед агентством стоят два блока задач - приватизация и привлечение инвестиций. В части приватизации сейчас реализуется совместный проект со Всемирным банком. При его поддержке и при поддержке правительства Австрии Беларусь получит финансирование на осуществление приватизации 10 предприятий. Для этого проекта Всемирный банк привлекает экспертов, имеющих положительный опыт работы в Восточной Европе. "Это те страны, где приватизация прошла на грамотном экспертном уровне. И эти специалисты будут привлечены Всемирным банком для реализации приватизации в Беларуси", - сообщил Дмитрий Клевжиц.
Таким образом, с участием Всемирного банка в Беларуси планируется продать акции десяти открытых акционерных обществ. Это ОАО "Барановичский комбинат железобетонных конструкций" (госдоля в уставном фонде 99%), "Брестский электромеханический завод" (83,8%), "Белсантехмонтаж-2" (Минск, 77,4%), "Строительный трест №8" (Брест,85,3%), "Автомагистраль" (Минск, 83,5%), "Белгазстрой" (Минск, 50,6%), "Медпласт" (Гомель, 99,9%), "Бархим" (99,6%), "Конфа" (25%), "Минский маргариновый завод" (93,8%).
Что касается привлечения инвестиций, то для этого Национальное агентство инвестиций и приватизации сотрудничает с Международной финансовой корпорацией. И в рамках этого сотрудничества используется опыт лучших в мире агентств из Южной Кореи, Гонконга, Сингапура, Чехии, а также опыт стран Северной Европы. По словам Дмитрия Клевжица, агентство будет сопровождать инвестора от первой встречи и до того момента, когда он со своим бизнесом придет в Беларусь.
И еще один фактор, который должен стать сигналом для прихода инвесторов в Беларусь. Республика Беларусь станет полноценным участником Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ). Эта международная организация является одним из учреждений группы Всемирного банка, которое занимается страхованием политических, некоммерческих рисков. Хотя Беларусь входит в МАГИ с 1992 года, за весь прошедший период произошла только одна сделка с участием этого агентства - в 2005 году.
Для начала полномасштабного сотрудничества Беларуси с МАГИ необходимо было подписать базовое соглашение о местной валюте и базовое соглашение о защите гарантированных иностранных инвестиций. Подписан указ о проведении переговоров по этим соглашениям. Парламент ратифицировал поправки к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. Сейчас соответствующий законопроект внесен на подпись главы государства. Сотрудничество с МАГИ отменит необходимость выдачи гарантии Республики Беларусь по внешним заимствованиям. Дело в том, что выдача таких гарантий увеличивала внешний долг страны. Кроме того, существует имиджевый момент. Полномасштабное сотрудничество с МАГИ - сигнал инвестору о том, что страна использует принятый во всем мире механизм защиты инвестиций и делает все возможное, чтобы эта защита осуществлялась.