Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Беларусь все более привлекательна для зарубежных кинематографистов

Комментарии 08.01.2015 | 15:16
Беларусь становится все более привлекательной площадкой для совместных проектов в области кино для профессионалов из разных стран. Информация о том, что фильм произведен с участием Беларуси, есть на ряде картин, которые увидели свет в течение нескольких последних лет. Среди них игровые фильмы "Роль", "В тумане", "Туфельки", "Ой, мамочки", "С 8 Марта, мужчины!". Документальное кино тоже имеет свои примеры: "Хранители памяти", первая белорусско-израильская копродукция, фильм "Волга-Гаронна", совместный проект с кинематографистами Франции, и другие. Копродукция выгодна для страны, поскольку она становится инструментом по продвижению положительного имиджа государства за рубежом. О новых кинопроектах, в которых планируют участвовать белорусы, и способах продвижения их в мировое кинопространство корреспонденту БЕЛТА рассказал известный продюсер Юрий Игруша.

По мнению профессионала, чей опыт работы на телевидении и в кино более 25 лет, сегодня Беларусь в силах предложить лишь малобюджетные и средние проекты. Перспектива выпустить картину, бюджет которой складывается из нескольких десятков или сотен миллионов долларов, для республики не просто туманна, но пока вообще неосуществима. Белорусские кинематографисты, поставленные в условия небольших финансовых возможностей, могут идти по пути углубления сценария, качественной актерской игры, внимательного отношения к замыслу. Нужно заранее, до начала реализации проекта, просчитывать востребованность фильма, заниматься его грамотным пиаром и продвижением еще в процессе создания. Только задействуя одновременно все составляющие, можно получить желаемый результат. Белорусы имеют современную технику, их профессионализм не оставляет сомнений. Однако сложность в том, что белорусские киномастера главным образом варятся в собственном соку и, как следствие, во всем отстают от мирового кинопроизводства.

Однако способ повысить профессиональный уровень и заявить о себе на международной сцене у белорусов есть. Сотрудничество с кинематографистами других стран - тот беспроигрышный ход, который позволяет получить бонус даже при небольших затратах. Стать участником совместного проекта можно, вложив до 20% средств. И далеко не всегда речь идет о финансовой составляющей. Например, фильм Сергея Лозницы "В тумане", сопродюсером которого является Юрий Игруша, белорусы, можно сказать, спасли от переноса съемок на следующий год, предоставив реквизит, съемочную группу, оборудование. Документальный фильм "Туфельки" из трилогии "Свидетели" Константина Фама также стал реальностью благодаря поддержке белорусов и в результате сработал в пользу белорусских кинематографистов. Первая новелла киноальманаха стала лауреатом более чем тридцати международных кинофестивалей. Фильм приглашен в коллекцию мемориала памяти Яд-Вашем в Израиле (Иерусалим), где соседствует с картинами великих киномастеров современности Стивена Спилберга, Романа Полански и Роберто Бениньи.

Уже начата работа над вторым фильмом трилогии "Брут". Новелла продолжит рассказ метафоричным языком о величайшей трагедии XX века - холокосте. Над картиной работают специалисты из России, Израиля, США и Беларуси. Третья история "Скрипка" также планируется в сотрудничестве с белорусской стороной. Рассматриваются и другие предложения российских и зарубежных кинематографистов. В Беларуси создается новая компания BFG Belarusian Film Group, которая будет заниматься реализацией этих международных проектов.

Еще один возможный совместный документальный кинопроект - белорусско-армянский, посвященный землетрясению 1988 года в Спитаке и Ленинакане. Белорусы одни из первых откликнулись на трагические события в Армении, были в числе первых, кто восстанавливал пострадавший город. Съемки планируются и в Беларуси. Это предложение белорусский продюсер получил во время встречи кинематографистов-документалистов из разных стран на международном кинофестивале в Тбилиси (Tbilisi International Film Festival), который прошел в конце прошлого года.

Чем обязаны белорусы вниманию со стороны кинематографистов из других стран? В мировой киносреде наблюдается стремление к объединению сил, поиску новых идей, новых территорий, отметил Юрий Игруша. "Если раньше, имея идею, нужно было искать контакты, то сейчас тенденция такая: при наличии идеи контакты появятся сами. Радует то, что в сфере мирового кино Беларусь уже не рассматривают как отдельное замкнутое кинопроизводящее государство, которое существует само по себе, в некоей зоне исключительности, что происходило в течение нескольких десятилетий. Наоборот, очевиден рост интереса к нашей стране, потому что на территории Беларуси реализуется хоть и не так много проектов, но всем хочется знать, что же будет на выходе. Настоящее белорусское кино ждут", - сказал кинематографист.

Желание снимать в республике базируется на нескольких составляющих. В Беларуси наработана база, есть оборудование, набрать команду не представляет особенного труда. Здесь есть хорошие натурные площадки для съемок. Коррективы в киносотрудничество внесли и политические события в странах-соседях. Часть кинопроектов, которые российские киношники планировали реализовать в Украине, находят прописку в Беларуси.

Однако для реализации любого проекта нужны средства. В различных странах существуют внебюджетные фонды по поддержке кино, системы грантов, и только в Беларуси кино живет главным образом за счет государственной поддержки. Но единственным источником финансирования госбюджет быть не может. В республике к этому пришли, и в проекте концепции развития киноотрасли на ближайшие пять лет оговорено положение по формированию внебюджетного фонда поддержки кино.

Как правило, такие фонды формируются за счет возврата средств от реализации картин. В Беларуси создать подобный фонд нет возможности, поскольку о принципиальных финансовых успехах отечественных кинолент говорить не приходится. Тем не менее создание подобного дополнительного бюджета - перспективный и очень грамотный шаг. Когда в стране сформируется киносреда, можно будет говорить о ее структуре, уверен профессионал.

Как специалисту в документальном кино, возглавлявшему несколько лет "Белвидеоцентр", Юрию Игруше ближе документалистика. Будучи на фестивале в Тбилиси, продюсер участвовал в работе деловой программы фестиваля Industry Days. Прошла презентация международной платформы Baltic to Black Sea Documentary Network (B2B DOC), инициированной Швецией. B2B DOC - это сеть создателей документального кино из 15 стран, живущих и работающих в разных государствах - от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге. Цель платформы - поддержка совместных проектов (копродукции) и помощь в их реализации и показе.

По мнению Юрия Игруши, деятельность такой сети - значительное движение в области документального кино. "Если раньше контакты носили индивидуальный характер, то сегодня появилась возможность собираться заинтересованным в сотрудничестве странам. На встрече представители разных государств могли рассказать о положении дел в кино, финансовых возможностях для реализации проектов в своих странах. Доклад о Беларуси был встречен с большим интересом. Такой обмен опытом очень полезен", - подчеркнул он.

Появление платформы B2B DOC - возможность получить реальную ощутимую поддержку. Объектом финансирования может стать значимый проект независимо от его географии. Важна идея, тема, которая вовсе необязательно должна быть связана со страной, выделяющей средства. Это особенно необходимо на стадии исследования, поскольку без него невозможна дальнейшая реализация, дальнейшее финансирование, подчеркнул Юрий Игруша. Найти деньги на первый этап исследования очень сложно, потому что есть только идея. А одной идеи мало, чтобы представить проект в Европе на питчинге. Питчинг не заочное принятие проекта по заявке, а защита его режиссером с демонстрацией трейлера, фотоматериалов. И чем лучше представление проработано, тем выше шанс получить финансирование. Беларусь еще только приходит к такой форме работы.

Участники международной платформы Baltic to Black Sea Documentary Network, в числе которых и Беларусь, имеют право представлять проекты для первичного финансирования. Пока речь идет о нескольких стартовых проектах от каждой страны. Платформа берется оказывать содействие в получении денег на питчингах в европейских странах, независимо от стран, представляющих проект. Многие киноработы находят материальную базу в Германии, Польше, Франции, Швеции.

Прежде путь от появления идеи до ее воплощения приходилось проходить самостоятельно и долго. Особенно сложен он для молодых, кому-то для понимания, как работает этот механизм, требуются годы. Сегодня задача упрощается, поскольку есть платформа, которая готова обращаться к источникам финансирования в разных странах, в том числе Беларуси. Это международная поддержка достойных идей, коллегиальное решение, добавил Юрий Игруша.

B2B DOC продвигает документальное кино, но ее действие может в определенном смысле распространяться и на игровое, поскольку многие документалисты занимаются и игровым кино. Тем самым расширяются возможности для продвижения и игрового кино тоже.

Тенденция к объединению в кинопроизводстве принципиально меняет положение вещей и позволяет многим странам показать свою продукцию, достойную внимания мировой общественности. И если говорить о белорусских кинематографистах, важно не упустить предоставляемые возможности по пиару достойных работ, заключил Юрий Игруша.

Жанна КОТЛЯРОВА
Все комментарии