Глава МИД Беларуси Сергей Алейник 12-13 марта посетил с официальным визитом Индию, где провел переговоры со своим коллегой Субраманьямом Джайшанкаром, в других министерствах и
госучреждениях, встретился с представителями местного бизнеса, а также
передал в адрес премьер-министра Нарендры Моди послание Президента
Беларуси Александра Лукашенко о путях развития белорусско-индийских
отношений. Ранее глава нашего государства подтвердил интерес к
укреплению взаимодействия с Индией до уровня стратегического
партнерства, хотя остался недоволен состоянием дел в двусторонних
отношениях, поручив откалибровать их основные направления, развивая
которые на плановой основе мы могли бы быть полезны этой стране.Своим
мнением о важности взаимодействия Беларуси и Индии, о роли последней в
новой глобальной архитектуре с корреспондентом БЕЛТА поделился
заместитель начальника управления внешней политики Белорусского
института стратегических исследований (БИСИ) Юрий Ярмолинский, который
участвовал в международной конференции высокого уровня Raisina Dialogue в
Нью-Дели.
"Гнев и другие сильные эмоции - это не политика"Ключевым
моментом в экономических дискуссиях стал тезис о необходимости
переформатирования цепочек поставок и развития собственных производств в
критических отраслях.
Эволюция повестки Raisina Dialogue
последних лет показывает отход индийского экспертного сообщества от
нарратива "мирового порядка, основанного на правилах", а также скепсис
по поводу универсальности принципов западной демократии со ссылкой на
отсутствие консенсуса об этих ценностях в самих странах Запада.
Лозунги
западных спикеров о необходимости объединить усилия "для противостояния
российской угрозе" парировались встречными просьбами индийских
экспертов прояснить долгосрочное видение самой Европы по России. Одна из
наиболее ярких цитат: "Гнев и другие сильные эмоции - это не политика".
Таким
образом, Индия не собирается отказываться от реальной мультивекторной
политики, сохраняет роль моста между Западом и Востоком, Югом и Севером,
продвигает идею более справедливых международных институтов (в
частности ООН), а также активно предлагает решения глобальных проблем.
Обширная
география и количество участников конференции служат маркером того, что
с Индией хотят дружить все, особенно страны Запада. В основе желания
стоять в очереди за дружбой лежит понимание того, что именно Индия с
учетом ее совокупного потенциала является реальным балансиром как
России, так и Китая.
Такое внимание во многом определяет
самосознание индийских элит, у которых в силу смены поколений от периода
советской эпохи практически ничего не осталось. Они системно встроены в
глобальные процессы, а базовым критерием развития отношений с
партнерами выступает прагматичный национальный интерес.
Предвыборные расклады
Согласно
последнему опросу Pew Research Center, премьер-министр Моди получил
рекордный рейтинг одобрения сограждан - 79%, заняв третье место в мире
по уровню поддержки нацией. Показательны также предпочтения индийцев
автократической форме правления, поддержка которой возросла на 12% с
2017 по 2023 год.
Таким образом, исход грядущих в Индии в апреле -
мае общенациональных выборов, кажется, предрешен. У Моди не появилось
достойных соперников, а курс на строительство сильной независимой Индии,
опирающейся на традиционные духовные ценности индуизма, по-прежнему
работает и себя оправдывает. Конечно, есть ошибки и застарелые проблемы,
но неизменным остается способность власти к тотальной эффективной
мобилизации всех сил и ресурсов.
Экономический трекВВП
Индии, выросший в прошлом году на 7,5%, сделал страну самой
быстрорастущей экономикой планеты. По прогнозам международных институтов
развития, он будет ежегодно увеличиваться на 6-9% в течение ближайших
пяти лет, что позволит стране войти в тройку крупнейших экономик мира.
На
долгосрочную перспективу индийское правительство делает ставку на
трудоемкую промышленность. Сейчас она считается третьей в мире: уступает
лишь Китаю и США, но уже опережает Германию. Доля промышленного
производства, включая строительство, в ВВП Индии составляет около 25%.
Обрабатывающие отрасли при этом занимают долю примерно 16-17%, что
существенно выше, чем в России (13,8%), но ниже, чем в КНР (27,5%).
Аналитики
Goldman Sachs считают, что одним из ключевых факторов успеха Индии
является растущая демография. В ближайшие 20 лет страна сможет
использовать это преимущество для увеличения производственного
потенциала, развития сектора услуг и инфраструктуры. С учетом
половозрастной структуры населения мобилизационный ресурс для
промышленного рывка составляет от 250 млн до 500 млн человек - это
огромные резервы, способные серьезно повлиять на мировой экономический
баланс.
Устойчивый экономический рост, стабильная
денежно-кредитная политика и динамика кредитования за последнее
десятилетие повысили покупательную способность индийцев с высокими
доходами. По оценкам консалтинговой компании Knight Frank, в 2023-2028
гг. число сверхбогатых людей (с активами $30 млн и более) во всем мире
увеличится на 28%, а в Индии - на 50%.
Следует отметить, что
экономический ландшафт Индии во многом сформирован традиционными
бизнес-династиями, которые играют ключевую роль в развитии страны, а их
деловые интересы охватывают практически все основные отрасли. По мере
того, как Индия держит курс к статусу глобальной державы, эти династии,
вероятно, продолжат влиять в том числе на политические процессы.
Переходу
в категорию развитых стран к 2047 году, когда Индия будет отмечать
100-летие своей независимости, призвана помочь новая (2023)
внешнеторговая политика, целью которой является доведение объема
экспорта товаров и услуг до $2 трлн к 2030 году.
Меры по развитию
экспорта во многом направлены на поддержку микро-, малых и средних
предприятий, которые в экономике Индии играют одну из ключевых ролей,
обеспечивая около 30% ВВП.
Продолжается развитие сети
городов-кластеров отраслевой компетенции (towns of excellence) -
промышленных хабов для максимизации экспортного потенциала конкретных
секторов экономики.
Предусматривается усиление роли штатов в
развитии экспортной деятельности, что подчеркивает потенциал
регионального сотрудничества. Предполагается их отраслевая специализация
в отношении товаров и услуг, создание институциональных механизмов и
разработка программ развития экспорта. В новой политике также заложено
увеличение доли сектора электронной торговли в экспорте до $200-300 млрд
к 2030 году.
Важно понимать, что индийская стратегия - это игра в
долгую. Ее целью является обеспечение экономического роста с выходом на
третье место по ВВП в мире и вхождение в клуб великих держав.
Достижение этой цели подразумевает наращивание экономических связей с
США и ЕС, привлечение инвестиций и технологий. При этом, чтобы не
попасть в критическую зависимость от Запада, Индия продолжит развивать
связи с Россией и даже с КНР (несмотря на все противоречия), но по
понятым для себя правилам.
При этом основополагающим принципом
ведения бизнеса в стране является постулат Моди: "Когда вы помогаете
развиваться Индии, Индия гарантирует ваше развитие", который
перекликается с основными положениями программы "Делай в Индии".
Опыт соседей и белорусский путьРоссийский
и другой зарубежный опыт свидетельствует, что само по себе наличие
стратегического партнерства с Индией, которое, как правило, имеет
отраслевую специализацию и предполагает продвинутые экономические связи,
не дает каких-либо преимуществ.
Например, соседняя Польша,
товарооборот у которой с Индией за 2010-2022 годы вырос с $1,32 млрд до
$5,56 млрд, не смогла убедить Нью-Дели в необходимости поднять планку
двусторонних отношений до такого уровня. К слову, белорусско-индийская
торговля в лучшие годы едва превышала $600 млн.
Несоразмерность
ресурсных потенциалов с той же Россией не позволяет Беларуси в моменте
более широко и быстро охватить Индию как в отраслевом, так и в
региональном разрезе. А это значит, что нам нужна ассиметричная
стратегия. В ее центре должны быть насущные потребности Индии. Важным
представляется также системное преодоление стереотипного восприятия
Индии в белорусском обществе при одновременном повышении осведомленности
о ее возможностях среди управленцев и экспортеров.
У мировых
амбиций Индии есть два измерения: политическое и экономическое, а ее
элиты мыслят мир в категориях концентрических кругов: непосредственное
соседство, расширенное соседство и остальной мир. Форматы взаимодействия
с этими двумя Индиями нужны разные, но все они требуют от нас куда
большей гибкости.
Да, Индия - страна сложная и малопонятная,
обремененная множеством проблем. Но сегодня эта нация претендует в мире
на моральную исключительность и цивилизационное величие хотя бы потому,
что самобытность и многоукладность ее культуры уже давно стала
глобальной мягкой силой.
Сегодня для Беларуси принципиально важно
адекватно оценивать характер и темпы перемен в Индии, но особенно - ее
будущие перспективы. Страна, которая ежедневно строит 28 км
автомагистралей, а ежегодно - восемь новых аэропортов и полтора-два
метро, претендует на роль лидера Глобального Юга и заслуживает большего
внимания.
Именно поэтому нам надо в среднесрочной перспективе
сделать Индии эксклюзивное, подкрепленное соответствующими ресурсами
предложение в контексте ее потребностей и стратегических целей. Иначе в
силу самодостаточности индийцев и встречного интереса к их стране
остального мира белорусско-индийские экономические связи, вероятнее
всего, продолжат слабеть.
Подтверждением тому, что такой подход
работает, может служить опыт Армении. Так, министр труда и социальных
вопросов этой страны Нарек Мкртчян, принимавший участие в упомянутой
выше международной конференции в Нью-Дели, предложил Индии наладить
альтернативный торговый маршрут для поставок грузов в Европу, в обход
Красного моря. В марте по нему уже отправлен первый самолет, что, по
оценкам СМИ, ознаменовало начало новой эпохи для индийских логистических
возможностей и стратегического экспорта.
На своем уровне
способствовать оживлению двусторонних отношений призван открытый
откровенный диалог по линии экспертных сообществ двух стран с фокусом на
их образе будущего. Надеемся, что достигнутые в Нью-Дели на полях
конференции Raisina Dialogue предварительные договоренности с индийскими
партнерами в ближайшей перспективе материализуются в конкретные проекты
в сфере экспертной дипломатии и станут хорошей базовой инвестицией в
более глубокое понимание этой страны.-0-