Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Колумнисты

Зачем ставить рядом жертв и палачей

Колумнисты 08.05.2016 | 16:33
Елена Еловик

Смещение акцентов в оценке сути и итогов Второй мировой идет полным ходом, объектом нападок служат, казалось бы, устоявшиеся, хрестоматийные истины. Создается впечатление, что аморальные и антинаучные сравнения фашизма и коммунизма, демонтаж памятников советским воинам-освободителям, осквернение могил, оправдание коллаборационистов, демонизация СССР – все это звенья одной цепи, стремление унизить, заслонить и забрать нашу Победу.

В СМИ и "паутине" неслучайно задействованы новейшие политтехнологии для внедрения различного рода оскорблений и провокационных заявлений. Откройте сегодняшний интернет – на отдельных сайтах и форумах в канун великого праздника любители фолк-хистори собрались на свою очередную тусовку. Безмозглые рокерши пытаются поставить на одну доску жертв и палачей, откосившие от армии мальчики рассуждают о том, что они командовали бы армией лучше, чем Жуков, и еще много всякой словесной руды-ерунды.

Для меня отношение человека к Великой Отечественной войне – это как маркер духовной близости, кровного родства. Если разговор о сороковых-роковых начинается со слов: "Ну, знаете ли, на войне всяко бывало", я сразу же чувствую – не на моей волне товарищ.

Сомнения в массовом героизме советских людей одолевают тех, кто сам не способен даже на маломальский достойный поступок. Это категория людей, которые, увидев, что хулиганы пристают к девушке или избивают парня, предпочитают лишний раз не рисковать… И шуруют огородами или театрально отводят взгляд в сторону… А потом строчат в инете типа: "Бабушка говорила, что партизаны сплошь и рядом бандиты, с немцами не сражались, отсиживались в землянках" и т.д. Махровые циники привыкли видеть во всем только низменное и черное, им априори не понять, что история знает немало примеров, когда люди за свои идеалы шли на эшафот, горели в танке, держали блокаду.

Конечно, и тогда хватало трусов, предателей, подлецов. Вопрос в пропорциях. Если мерзавцев было бы больше, не было бы и мая 45-го.

Вообще понятие героизм в годы военного лихолетья требует особого осмысления. Конечно, не каждому суждено и не каждый бы смог быть Гастелло или Космодемьянской. А вот тот, кто выпекал партизанам хлеб, кто прятал еврейскую семью в подвале дома, кто стоял у станка по 12 часов и кто вылез из окопа и побежал в атаку под минометным огнем противника, – это героизм ли нет?

До сих пор терзает вопрос: осквернение могил павших воинов – это часть продуманной политики или чей-то улиточный мозг, не способный понять чудовищность собственного деяния?

Может, не в той тональности мы разговариваем с детьми, подростками, девочками про войну? Знают ли и помнят они тех, кем когда-то восхищались мы сами, – Марата Казея, Зинаиду Портнову, батьку Миная, Василия Коржа, Владимира Лобанка, Льва Доватора?

Все ли слышали об Анастасии Фоминичне Куприяновой, потерявшей на войне пятерых сыновей? За что отдали мальчишки свои молодые жизни? Для них ответ был очевиден – за Советскую Родину, за родной городок… Они совершили подвиг не по расчету, не за деньги, и у меня от поступков земляков – дрожь по коже! Кстати, Петр Куприянов, самый младший, в боях за латышское село Скрунда повторил подвиг Александра Матросова…

Да, мы сами виноваты, что в лихие 90-е разрешили глумиться над нашей общей победой. Позволили различного рода "резунам" оплевывать наше достойное прошлое. Причем наперекор фактам и исторической правде. Горе-эксперты, размышляя о героизме Матросова, путали доты и дзоты, конструировали сенсационные материалы о Николае Гастелло и нагло перевирали фактуру. К примеру, по их версии, летчики в 1941 году катапультировались, хотя катапульты, как известно, появились на тот момент лишь в реактивных самолетах. Долгие годы нам упорно внушали, что мы стреляли в спины своим, а воевали лишь одни зэки. Кстати, на некоторых российских каналах до сих пор крутят "киношедевры" типа "Сволочей" и "Штрафбатов", в которых полностью коверкается правда о войне. Непонятно, как же мы тогда дошли до Берлина и водрузили над Рейхстагом победное знамя?

Меня радует то, что для Беларуси Великая Победа – это святое событие. И над музеем Великой Отечественной войны реет флаг Советского Союза как знак преемственности от поколения победителей к поколению наследников Победы. Белорусы, которым наши славные деды передали ген памяти, готовы дать достойный отпор фальсификаторам. Согласно социологическим опросам, почти 80 процентов соотечественников считают Победу советского народа над немецко-фашистскими захватчиками наибольшим поводом для гордости среди исторических событий прошлого века.

В эти дни мы вспоминаем тех, кто пожертвовал своими жизнями и здоровьем ради нас и нашего будущего. 9-го Мая в очередной раз повторим: "Павшим вечная слава!"

Колумнисты. К списку