Сегодня в Великобритании выйдет первый номер ежедневной общенациональной газеты The New Day. Событие знаковое в медиасфере. Хотя бы потому, что подобных изданий в стране не выходило уже лет 30 и сейчас вы вряд ли найдете того, кто готов крупно рискнуть ради сомнительных перспектив. Но гораздо любопытнее другой факт: владелец газеты издательский дом Trinity Mirror, уже выпускающий таблоиды Daily Mirrоr и Sunday Mirror, заявил, что материалы планируется подавать в "оптимистическом ключе и с нейтральных в политическом отношении позиций". Представьте: никакой чернухи, криминала и политиканства. Да кому, к черту, нужна такая газета!
Судите сами.
В конце 1990-х на экраны вышел очередной фильм бондианы "Завтра не умрет никогда". Его сюжет крутится вокруг главного злодея - медиамагната Эллиота Карвера. Ради рейтингов и громких заголовков он готов не просто убить десяток-другой человек, а развязать войну между странами. Ему-то и принадлежит известная фраза "There's no news, like bad news!" (дословно: нет лучших новостей, чем плохие новости).
Примерно такой же посыл звучит и в фильме "Хранители", который был снят по супергеройскому комиксу. Редактор одной из тамошних газет после неожиданного установления мира между США и СССР сокрушенно вздыхает: "Представляешь, нам больше не о чем писать. Все в этой стране, во всем мире ходят, держась за руки, дружно поют о мире, о любви. Это стало похоже на какую-то глобальную коммуну хиппи!"
Что же получается, читателей и телезрителей интересует только чернуха? Получается, что так. Взгляните на самые посещаемые заметки: убил, обманул, ограбили, катастрофа, кризис... Телевизор не исключение. Среди белорусских телепередач самые высокие рейтинги (или почти самые высокие) у "Зоны X" - уверен, что в представлении не нуждается.
Куда катится мир? Говорят, спрос рождает предложение. Говорят, это социальная психология, подсознание и инстинкты: люди успокаиваются, когда где-то еще страшнее, чем рядом с ними.
Что греха таить. Сейчас выскажусь вам - пойду строчить заметки об убийцах, мошенниках и трагедиях. Потом перекушу и вновь буду поднимать кровавые темы, утоляя голод читателей, и меня словно начнут называть беспринципным корнем зла (я серьезно).
Уж сколько раз СМИ ставили над собой эксперименты, какое-то время пытаясь публиковать только позитиффчик. Это был крах. А чего они добивались, если годами до отвала набивали желудки читателей отборной чернухой?
Увы, законы жанра, и их не изменить. Но можно создать новые. Было бы интересно увидеть на белорусских прилавках что-нибудь похоже на позитивную The New Day. Хорошие новости тренируют наш мозг, как улыбка лицевые мускулы.
Не верите, что они могут быть популярны и востребованы? Тогда вспомните про жителя Витебщины, который оформил свой дачный дом в виде Сфинкса. Новость об умелом и креативном мастере облетела все средства массовой информации и стала не менее популярной криминальной хроники.
Кстати, газетный номер The New Day обойдется всего в 8 тысяч в переводе на наши рубли. Продавайся бы она в Беларуси - печатная или электронная, в кафе или метро - я бы обязательно купил ее. А вы?