Любую систему оценок, в том числе и образовательную, можно поставить под сомнение. Человек по определению субъективен в своих суждениях и взглядах. А потому в школе или вузе надежда прежде всего – на разум и талант педагога, который не только выставит ученику вожделенную восьмерку или десятку, но и мотивирует его, вдохновляет, подталкивает, заставляет, совершенствует, шлифует, предостерегает…
Любимая советская учительница по литературе и русскому языку ставила нам иногда 4++ или 5- -. Бывало. мы могли обнаружить у себя в тетрадке даже 1+! :) Этот самый плюсик или минус был незримой, но очень ощутимой компонентой воспитания. Он не фигурировал в табелях и сводных таблицах в конце дневника. Он предназначался для нашего заочного диалога со своим наставником. Два плюса – да я же гений! Минус – ага, Зинаида Ивановна все-таки заметила, что филонил и немного напортачил. Разумному учителю вполне хватало и 5 баллов.
Да и родители не устраивали истерик по поводу того, что знания их дочери недооценили и они намереваются строчить жалобы в районо, Минобр и ООН.
Раньше учителя не жадничали, щедро раздавая направо и налево пятерки, а вот сегодня ту же десятку некоторые – по своим соображениям – ни за какие таланты не поставят! Ведь в методичке критерий десятки – практически гениальный ум вашего подопечного! То есть перед школьной доской стоит или Уайлс, доказавший теорему Ферма, или Полоцкий, внесший феноменальный вклад в белорусскую, восточнославянскую и мировую культуру. Нет, не он? Тогда вот тебе восьмерка или девятка на руки – и гуляй, милок, радуйся жизни и солнечному свету! Как говаривает одна знакомая математичка, "я сама предмет на десять не знаю!".
Если вы полагаете, что мои скромные соображения – пустой звон, ныряйте глубже, не ленитесь! Перечитайте критерии оценки по всем предметам. Я же приведу первый попавшийся на глаза пример – "Оценка выразительного чтения наизусть по предмету "русская литература":
9 баллов – Полное владение текстом. Попытки самостоятельной интерпретации авторской позиции.
10 баллов – Безупречное владение текстом. Выразительное чтение на основе самостоятельной интерпретации авторской позиции.
И вот зубрилка Сидоров, подобно Каллистрату, старательно декламирует бессмертные строки, надеясь, что его оценят по высшему классу. А тут ему в журнал рисуют девятку. Он уточняет: "Марьиванона, почему не десять?"А та сквозь очочки строго: "Не верю! Экспрессии не хватило!"Ну и поди доказывай потом, что ты и чтец, и жнец, и на дуде игрец.
А погрузитесь в ту же биологию, откройте методичку, из которой узнаете, что "отметка за выполнение самостоятельных и контрольных работ может выставляться с применением следующих шкал: шкалы, определяющей максимальное количество баллов за каждое задание (шкалы 1, 3), и шкалы перевода суммарного количества баллов, полученных учащимся за выполнение соответствующей работы (шкалы 2, 4) в отметки по десятибалльной системе". Здесь, конечно, субъективности поменьше будет, но проверка работ займет, пожалуй, столько же времени, сколько составление годового отчета главбуха предприятия средней руки. А ведь есть еще классное руководство, бумажная волокита, подготовка к урокам да и личная жизнь, черт побери!
Мы нагрузили учителя от макушки до пят и талдычим "должен, должен, должен…"Чуть что случается – драка, кража, прогул – сразу вопли общественности: "Куда смотрит школа?"
Куда-куда?! Сличает ваши внушительные шкалы – номер 1, 2, 3, 4. На остальное времени не остается!
Родителям стало сложнее контролировать учебу ребенка. Обнаружил в портфеле шестерку, выясняешь, почему сын недоучил, а он в ответ: "Мам, шесть – это хорошая отметка!" И крыть-то тебе, оказывается, нечем!
Поэтому "пятибаллка"– самый подходящий критерий. Он прост и понятен, как таблица умножения: 1 – нулевой результат и нежелание двигаться дальше, 2 – нулевой результат, но ученик не безнадежен, 3 – плохо сделано, 4 – хорошо, но недоработал, 5 – умница, вот тебе медовый пряник!
Вдумайтесь: за 45 минут учителю необходимо оценить подопечного по 10 критериям! Всерьез полагаете, что перед ним лежит талмуд-методичка и он мысленно или на бумажке начисляет баллы?
– Пять или шесть? Что там в методичке сказано? Дай Бог память…
А часики – тик-так, тик-так… 45 минут пролетит как миг. Время ведь не резиновое.
Ау, люди, спуститесь на грешную землю! Оценки, конечно же, не от балды, но на практике все гораздо более приземленно, чем порой кажется… В противном случае наставник не успел бы ни изложить, ни закрепить материал, ни проверить домашнее задание. То есть в тех же отметках по 10-балльной шкале по-прежнему много субъективности.
Следует учесть и тот факт, что в лицее восьмерка зачастую то же самое, что десятка в обычной школе. Требования там другие, более строгие. Выходит, зазор немаленький – целых два балла. И как тогда быть со средним баллом аттестата, который в итоге влияет, между прочим, на проходной балл при поступлении в университет или институт? То есть абитуриент-лицеист и абитуриент из обычной школы оказываются в неравных условиях. Ходят слухи, что СБ вскоре отменят. Но возникнут другие проблемы – отсутствие стимула для ученика, нежелание изучать предметы, которые кому-то покажутся лишними, ненужными для дальнейшего плавания в житейском море. Правда, это уже будет совсем другая история.
10-балльная громоздкая система более применима к вузу, да и то нормальный педагог вполне управится и с имеющимися в наличии пятью цифрами. Освежите студенческую память: отлично и хорошо – это стипендия, удовлетворительно – ее отсутствие, неуд – готовься к вылету.
Еще раз подчеркну, что при любой шкале главное – отношения и степень доверия между учителем и учеником. Если это имеется в наличии, то значимость всяких там десяток, шестерок, пятерок отходит на второй план.
Однако хотелось, чтобы при принятии (надеюсь, окончательного решения!) учли и еще один важный момент. Пора прекращать эксперименты в системе образования! В СССР – это была самая консервативная область жизнедеятельности! И "горемычные" Жорес Алферов, Петр Климук, Михаил Высоцкий, Андрей Громыко как-то выучились и в люди выбились.
Да, пятибалльная система, на мой взгляд, лучше, потому что более доступна пониманию на житейском и интуитивном уровне по сравнению с десятибалльной. Но десятибаллка за 15 лет устоялась, к ней привыкли, учителям и ученикам снова придется себя ломать. Да и всякие перемены требуют денег, причем немалых. И для детей еще один крутой поворот на тернистой дороге обучения – очередной стресс. Хотя они, по всей видимости, уже привыкли к подобной болтанке. Как гласит армейская поговорка, нам, солдатам, все равно: что отступать бежать, что наступать бежать.