Новости темы
"Проект "Белорусы в кадре" на YouTube-канале БЕЛТА"
Коллекционирование можно назвать одним из самых распространенных хобби в мире. Одни собирают марки, другие - монеты, а у третьих огромное количество уникальных кукол или фигурок котов. Зачастую люди стараются выбрать такие предметы, которые легко хранить. Но только не Алексей Клим. Он создал самую большую в нашей стране коллекцию ретровелосипедов, в которой более 70 экспонатов из разных стран и эпох на ходу и почти столько же в стадии реставрации. Самый старый датируется 1934 годом, а новомодный - 2024-м. Наш герой рассказал, в чем идея его винтажного проекта и сколько тысяч километров намеревается преодолеть в этом году на двухместном тандеме.
"Велосипед со времен изобретения почти не изменился"
История вождения у многих начинается примерно одинаково - с велосипеда. Нас учат крутить педали на маленьком трехколеснике, затем мы мчимся по деревне с ногой под рамой на стареньком дедовском велике. В школьном возрасте за хорошие отметки получаем на день рождения ту самую долгожданную "раскладушку"… Примерно так у Алексея Клима и началось увлечение этим видом транспорта.

- Велосипед - одно из средств передвижения, которое со времен изобретения почти не изменился. К примеру, если взять самолеты, то они из планеров превратились в скоростные воздушные суда. Повозка, получив мотор, стала автомобилем, а велосипед остался почти таким же, как и был, - с улыбкой говорит Алексей.
Кстати, больше, чем он, в нашей стране о двухколесных не знает никто. По крайней мере, о тех экземплярах, которые есть в его масштабной коллекции. Причем молодой человек их не просто собирает, а самостоятельно восстанавливает, разыскивая оригинальные детали по всему миру.
Необычное увлечение в жизни Алексея Клима появилось более 5 лет назад. Началось все с покупки золотистого тандема - двухместного велосипеда, где оба седока вращают педали. Техника, которая заметно выделяется на фоне остальных раритетов, на ходу и сейчас.

- Нашел объявление о его продаже в интернете. Самодельный, в старинном стиле, он принадлежал фотографу, который организовывал на нем фотосессии. Модель показалась очень интересной, захотел такой себе, - вспоминает собеседник. - Велосипед был неисправен. Пришлось ремонтировать буквально на ходу. До дома было километров 25, но я благополучно на нем добрался. Это приобретение и положило начало моему хобби.
Причем со временем коллекционированием ретровелосипедов заразились, в хорошем смысле этого слова, и остальные домочадцы Алексея: родители и сестра. Они самые первые и главные помощники в поисках необычных экземпляров и их ремонте, а также в подготовке к участию в различных выставках.
- Представляем свою коллекцию, которая называется "Ровары нашых продкаў", в том числе на фестивалях "Золотая миля", "Александрия собирает друзей" и на многих других популярных площадках. Интерес у посетителей большой. Вместе с историей того или иного экспоната люди интересуются и тем, как пополняется коллекция, - отмечает Алексей и уточняет, что покупают технику за свой счет. - О коллекции семьи Клим в стране знают многие. Случается, что дарят велосипед в память о своих родных и близких. Так, одна женщина передала нам "двухколесник" своего мужа, которого к тому времени не стало. Мы распечатали фото мужчины и разместили на нашем баннере, чтобы память жила вечно.

"Ради шести экземпляров пришлось купить более 60 моделей"
Зачастую Алексей с родными ездят по деревням, общаются с местными, расклеивают объявления о поисках уникальных экспонатов и запчастей. В одну из таких поездок он познакомился с бывшим военным. Тот рассказал, что в гараже хранит пару интересных моделей, и пригласил в гости.
- Приезжаю, а там 14 велосипедов, из которых мне нужен всего один. Но хозяин техники стоял на своем: бери все или ничего. Пришлось скупить весь комплект. Затем едем в другой гараж, где, по его словам, есть еще пара-тройка великов… А их там было больше 50, - улыбается он. - Условие все то же: забирай оптом. Конечно же, я все увез, хоть во второй партии насмотрел для себя только пять моделей.

Сам Алексей свои ретровелосипеды продавать не спешит. Хоть и не раз посетители выставок обращались к нему с подобными предложениями.
- Суммы предлагают разные, но мы всегда отказываем, потому что понимаем, что второй такой вряд ли получится найти, - говорит он. - Некоторые были выпущены единично, другие - из ограниченной партии, в которой было всего 10 штук. Для нашей семьи редкий велосипед сродни биткоину, представляет большую ценность. Встретить их в реальной жизни, наверное, можно только раз.
При этом наш герой указывает на значительный рост количества велолюбителей в стране. Люди все чаще пользуются двухколесным транспортом, причем не ради получасовой прогулки, а как средством передвижения на работу или учебу. Живя примерно в 40-45 км от Минска, Алексей и сам не раз добирался до столицы, крутя педали.
"Когда вижу велосипед даже издалека, понимаю, нужен он мне или нет"
В коллекции семьи Клим больше всего моделей Минского велозавода. Алексей и сам трудится на этом предприятии специалистом по новой технике, то есть участвует в испытании разработанных моделей. В будущем мечтает открыть на территории завода музей, посвященный ретровелосипедам.

- Ограничений в эпохе или стране у нас нет. В коллекции может оказаться любой экспонат, который имеет ретровид и свою историю. Многое знаю о моделях разных заводов-производителей: как они должны выглядеть, в чем их особенность, какие характеристики. Поэтому, когда вижу велосипед, даже издалека понимаю, нужен он мне или нет. Зацепить может все что угодно: непривычная форма руля, необычная расцветка, год выпуска… - поясняет Алексей Клим и уточняет, что реставрацию обычно проходит каждая модель: - Иногда попадается просто кусок ржавого металла, но я-то знаю, что это уникальная вещь. И если чистка и ремонт занимают порядка двух-трех дней, то комплектование всеми деталями может растянуться на года, ведь для начала их нужно где-то найти.
Экспозиция занимает почти все постройки на участке. На заднем дворе - горка из рам, колес, педалей и других составляющих "железного коня". Всему этому богатству Алексей умело находит применение. Есть в наличии велосипеды, не входящие в коллекцию. Это обычные модели, которые после ремонта продают, чтобы в дальнейшем на вырученные деньги продолжить охоту за редкими видами. К примеру, такими, как единственный в своем роде лигерад - лежачий велосипед на рычажном управлении с толкательным механизмом. Это экспериментальная гоночная модель, которую в начале 60-х выпускали на Минском велозаводе.
- Настоящий раритет, причем купил я его более двух лет назад в худшем состоянии, чем сейчас. Прошел не один этап реконструкции, до идеала пока далеко, буду продолжать над ним работать, - поясняет Алексей. - На сегодня я бы оценил его стоимость не менее чем в $2 тыс.
"Говорят, харьковский велик стоил, как два "жигуля"
Еще один приметный экземпляр - точная копия итальянского велосипеда конца 50-х. Конструкция необычная: рычаги управления рулем находятся сзади по бокам от ездока, а педали впереди. Находим и немецкий велотренажер, который выпускали в 70-е годы. Он достаточно простой и легкий, а при необходимости быстро собирается, не занимая много места. Заслуживает внимания польский велосипед "Метро", который был выпущен еще в 1934 году.
- Эта модель гораздо длиннее любого советского экземпляра. На нем широченные щетки, руль изогнутой формы. Купил этот раритет у старшего коллеги, который 40 лет проработал на велозаводе, - знакомит Алексей с одним из ценных предметов своей коллекции. - Сейчас на реставрации. Правда, мне уже предлагали за него Br2 тыс., хотя он еще не в надлежащем состоянии.

Еще одна гордость коллекции семьи Клим - велосипед Минского мотовелозавода первой модели В-16 1949 года выпуска. Среди ныне существующих столичных образцов он является старейшим. По словам Алексея, модель более раннего производства в нашей стране он не встречал.
Конечно, есть у коллекционера мечта. Причем не одна. Так, хотелось бы пополнить фонд двухколесным изобретением Гродненской фабрики - довоенным "Неманом". Еще заполучить иностранный образец - редкий гоночный велосипед "ЦКТБ Тахион", который выпускал завод в Харькове.
- Ходят легенды, что харьковский велик в советское время стоил как два "жигуля", - смеется Алексей Клим и делится планами на ближайшее будущее: - На горном тандеме хочу проехать вокруг Беларуси. Всего за месяц намотать 2200 км, побывав в 36 городах страны. Думаю, в этом году удастся задумку реализовать.
Марина ВАЛАХ,
фото Надежды КОСТЕЦКОЙ,
газета "7 дней".-0-
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.
История вождения у многих начинается примерно одинаково - с велосипеда. Нас учат крутить педали на маленьком трехколеснике, затем мы мчимся по деревне с ногой под рамой на стареньком дедовском велике. В школьном возрасте за хорошие отметки получаем на день рождения ту самую долгожданную "раскладушку"… Примерно так у Алексея Клима и началось увлечение этим видом транспорта.


Кстати, больше, чем он, в нашей стране о двухколесных не знает никто. По крайней мере, о тех экземплярах, которые есть в его масштабной коллекции. Причем молодой человек их не просто собирает, а самостоятельно восстанавливает, разыскивая оригинальные детали по всему миру.
Необычное увлечение в жизни Алексея Клима появилось более 5 лет назад. Началось все с покупки золотистого тандема - двухместного велосипеда, где оба седока вращают педали. Техника, которая заметно выделяется на фоне остальных раритетов, на ходу и сейчас.



Причем со временем коллекционированием ретровелосипедов заразились, в хорошем смысле этого слова, и остальные домочадцы Алексея: родители и сестра. Они самые первые и главные помощники в поисках необычных экземпляров и их ремонте, а также в подготовке к участию в различных выставках.
- Представляем свою коллекцию, которая называется "Ровары нашых продкаў", в том числе на фестивалях "Золотая миля", "Александрия собирает друзей" и на многих других популярных площадках. Интерес у посетителей большой. Вместе с историей того или иного экспоната люди интересуются и тем, как пополняется коллекция, - отмечает Алексей и уточняет, что покупают технику за свой счет. - О коллекции семьи Клим в стране знают многие. Случается, что дарят велосипед в память о своих родных и близких. Так, одна женщина передала нам "двухколесник" своего мужа, которого к тому времени не стало. Мы распечатали фото мужчины и разместили на нашем баннере, чтобы память жила вечно.


Зачастую Алексей с родными ездят по деревням, общаются с местными, расклеивают объявления о поисках уникальных экспонатов и запчастей. В одну из таких поездок он познакомился с бывшим военным. Тот рассказал, что в гараже хранит пару интересных моделей, и пригласил в гости.
- Приезжаю, а там 14 велосипедов, из которых мне нужен всего один. Но хозяин техники стоял на своем: бери все или ничего. Пришлось скупить весь комплект. Затем едем в другой гараж, где, по его словам, есть еще пара-тройка великов… А их там было больше 50, - улыбается он. - Условие все то же: забирай оптом. Конечно же, я все увез, хоть во второй партии насмотрел для себя только пять моделей.


- Суммы предлагают разные, но мы всегда отказываем, потому что понимаем, что второй такой вряд ли получится найти, - говорит он. - Некоторые были выпущены единично, другие - из ограниченной партии, в которой было всего 10 штук. Для нашей семьи редкий велосипед сродни биткоину, представляет большую ценность. Встретить их в реальной жизни, наверное, можно только раз.
При этом наш герой указывает на значительный рост количества велолюбителей в стране. Люди все чаще пользуются двухколесным транспортом, причем не ради получасовой прогулки, а как средством передвижения на работу или учебу. Живя примерно в 40-45 км от Минска, Алексей и сам не раз добирался до столицы, крутя педали.
"Когда вижу велосипед даже издалека, понимаю, нужен он мне или нет"
В коллекции семьи Клим больше всего моделей Минского велозавода. Алексей и сам трудится на этом предприятии специалистом по новой технике, то есть участвует в испытании разработанных моделей. В будущем мечтает открыть на территории завода музей, посвященный ретровелосипедам.



Экспозиция занимает почти все постройки на участке. На заднем дворе - горка из рам, колес, педалей и других составляющих "железного коня". Всему этому богатству Алексей умело находит применение. Есть в наличии велосипеды, не входящие в коллекцию. Это обычные модели, которые после ремонта продают, чтобы в дальнейшем на вырученные деньги продолжить охоту за редкими видами. К примеру, такими, как единственный в своем роде лигерад - лежачий велосипед на рычажном управлении с толкательным механизмом. Это экспериментальная гоночная модель, которую в начале 60-х выпускали на Минском велозаводе.



"Говорят, харьковский велик стоил, как два "жигуля"
Еще один приметный экземпляр - точная копия итальянского велосипеда конца 50-х. Конструкция необычная: рычаги управления рулем находятся сзади по бокам от ездока, а педали впереди. Находим и немецкий велотренажер, который выпускали в 70-е годы. Он достаточно простой и легкий, а при необходимости быстро собирается, не занимая много места. Заслуживает внимания польский велосипед "Метро", который был выпущен еще в 1934 году.
- Эта модель гораздо длиннее любого советского экземпляра. На нем широченные щетки, руль изогнутой формы. Купил этот раритет у старшего коллеги, который 40 лет проработал на велозаводе, - знакомит Алексей с одним из ценных предметов своей коллекции. - Сейчас на реставрации. Правда, мне уже предлагали за него Br2 тыс., хотя он еще не в надлежащем состоянии.


Конечно, есть у коллекционера мечта. Причем не одна. Так, хотелось бы пополнить фонд двухколесным изобретением Гродненской фабрики - довоенным "Неманом". Еще заполучить иностранный образец - редкий гоночный велосипед "ЦКТБ Тахион", который выпускал завод в Харькове.
- Ходят легенды, что харьковский велик в советское время стоил как два "жигуля", - смеется Алексей Клим и делится планами на ближайшее будущее: - На горном тандеме хочу проехать вокруг Беларуси. Всего за месяц намотать 2200 км, побывав в 36 городах страны. Думаю, в этом году удастся задумку реализовать.


фото Надежды КОСТЕЦКОЙ,
газета "7 дней".-0-
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.