28 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Более 70% детей с особенностями психофизического развития в Беларуси получают интегрированное образование. Об этом на пресс-конференции, приуроченной к Международному дню инвалидов, сообщила начальник отдела адаптации и интеграции лиц с особенностями психофизического развития Министерства образования Алла Веретенникова.
По ее словам, одной из ключевых задач современной образовательной системы является обеспечение доступности и качества образования для всех детей: "Возможность получения образования обеспечивается абсолютно всем детям, независимо от вида и степени выраженности имеющихся у них нарушений. Специальное образование направлено на подготовку лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество, формирование необходимых им в самостоятельной жизни компетенций".
Начальник отдела отметила, что система образования предлагает разнообразные варианты организации учебного процесса для детей с особенностями развития. Особый акцент она сделала на интегрированном обучении, которое уже 28 лет применяется в стране. "В его условиях сегодня более 70% детей с психофизическими нарушениями получают необходимое образование. Количество специальных групп и классов интегрированного обучения в учреждениях образования ежегодно растет", - добавила Алла Веретенникова.
Кроме того, она упомянула, что практически в каждом дошкольном и общем образовательном учреждении Беларуси действуют пункты коррекционно-педагогической помощи для детей с легкими нарушениями развития.
В стране функционируют 235 учреждений специального образования, включая 48 специальных детских садов и 46 специализированных школ и интернатов. "Количество специальных школ-интернатов и численность обучающихся в них сокращаются. Однако функции и направления деятельности учреждений специального образования расширяются", - отметила начальник отдела.
Также в Беларуси работают 141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и 138 кабинетов ранней комплексной помощи. "Каждый год около 2 тыс. детей с физическими и психическими особенностями в возрасте до 3 лет получают раннюю комплексную помощь в этих учреждениях", - заключила Алла Веретенникова.
Она поделилась, что в стране постепенно внедряется новая форма организации образовательного процесса - классы совместного обучения и воспитания. В таких классах учащиеся с особыми образовательными потребностями обучаются по образовательным программам общего среднего образования. Алла Веретенникова отметила важность создания специальных условий для успешного освоения учебных программ: "Под специальными условиями мы понимаем организацию педагогической, медицинской, социальной и психологической помощи, без которой освоение образовательных программ становится затруднительным. Использование технических средств социальной реабилитации, специальных учебных изданий, методов обучения и адаптации материальных объектов - все это гарантирует доступность образования для лиц с физическими и психическими нарушениями", - подчеркнула она.
В 2023 году для улучшения доступности образования за счет средств республиканского бюджета было приобретено 87 школьных автобусов, оснащенных подъемными устройствами.
Все эти меры уже приносят результаты: ежегодно около тысячи человек с инвалидностью и особенностями психофизического развития получают высшее и среднее специальное образование, а порядка 1,4 тыс. - профессионально-техническое. "В учреждениях профессионального образования назначены координаторы по инклюзивному образованию", - добавила Алла Веретенникова.
Она также отметила, что в Беларуси сложилась комплексная система сопровождения детей с особенностями психофизического развития и их семей от рождения до получения профессионального образования. Эта система обеспечивается взаимодействием образовательных, медицинских и социальных служб и охватывает практически всех выявленных детей с особыми потребностями, предоставляя им специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь.-0-
По ее словам, одной из ключевых задач современной образовательной системы является обеспечение доступности и качества образования для всех детей: "Возможность получения образования обеспечивается абсолютно всем детям, независимо от вида и степени выраженности имеющихся у них нарушений. Специальное образование направлено на подготовку лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество, формирование необходимых им в самостоятельной жизни компетенций".
Начальник отдела отметила, что система образования предлагает разнообразные варианты организации учебного процесса для детей с особенностями развития. Особый акцент она сделала на интегрированном обучении, которое уже 28 лет применяется в стране. "В его условиях сегодня более 70% детей с психофизическими нарушениями получают необходимое образование. Количество специальных групп и классов интегрированного обучения в учреждениях образования ежегодно растет", - добавила Алла Веретенникова.
Кроме того, она упомянула, что практически в каждом дошкольном и общем образовательном учреждении Беларуси действуют пункты коррекционно-педагогической помощи для детей с легкими нарушениями развития.
В стране функционируют 235 учреждений специального образования, включая 48 специальных детских садов и 46 специализированных школ и интернатов. "Количество специальных школ-интернатов и численность обучающихся в них сокращаются. Однако функции и направления деятельности учреждений специального образования расширяются", - отметила начальник отдела.
Также в Беларуси работают 141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и 138 кабинетов ранней комплексной помощи. "Каждый год около 2 тыс. детей с физическими и психическими особенностями в возрасте до 3 лет получают раннюю комплексную помощь в этих учреждениях", - заключила Алла Веретенникова.
Она поделилась, что в стране постепенно внедряется новая форма организации образовательного процесса - классы совместного обучения и воспитания. В таких классах учащиеся с особыми образовательными потребностями обучаются по образовательным программам общего среднего образования. Алла Веретенникова отметила важность создания специальных условий для успешного освоения учебных программ: "Под специальными условиями мы понимаем организацию педагогической, медицинской, социальной и психологической помощи, без которой освоение образовательных программ становится затруднительным. Использование технических средств социальной реабилитации, специальных учебных изданий, методов обучения и адаптации материальных объектов - все это гарантирует доступность образования для лиц с физическими и психическими нарушениями", - подчеркнула она.
В 2023 году для улучшения доступности образования за счет средств республиканского бюджета было приобретено 87 школьных автобусов, оснащенных подъемными устройствами.
Все эти меры уже приносят результаты: ежегодно около тысячи человек с инвалидностью и особенностями психофизического развития получают высшее и среднее специальное образование, а порядка 1,4 тыс. - профессионально-техническое. "В учреждениях профессионального образования назначены координаторы по инклюзивному образованию", - добавила Алла Веретенникова.
Она также отметила, что в Беларуси сложилась комплексная система сопровождения детей с особенностями психофизического развития и их семей от рождения до получения профессионального образования. Эта система обеспечивается взаимодействием образовательных, медицинских и социальных служб и охватывает практически всех выявленных детей с особыми потребностями, предоставляя им специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь.-0-