В июле 2024 года глава государства Александр Лукашенко поручил Администрации Президента организовать проведение масштабной ревизии законодательства. Президент заметил, что сейчас в Беларуси действуют 175 тыс. актов. Некоторые из них трудно читаемы и воспринимаемы, перегружены, отдельные вопросы зарегулированы. Данное положение дел глава государства назвал катастрофой и поставил задачу убрать все лишнее. "Это будет революция не только нормотворческой деятельности, это будет революция в стране", - оценил Александр Лукашенко масштабы задач.
Организацией этой работы занялась заместитель главы Администрации Президента Ольга Чуприс. Чтобы провести действительно масштабную ревизию законодательства, было создано девять экспертных групп, они работали в связке с профильными министерствами. К этому процессу подключились государственные органы, парламентарии, судейский корпус, ученые, учреждения образования, независимые адвокаты и нотариусы, а также обычные граждане. По итогу в Администрацию Президента поступило около 1,5 тыс. предложений. В целом же проведенную ревизию юристы назвали титанической работой. О ее подробностях и результатах Ольга Чуприс рассказала в новостном эфире "Первого информационного".
Сколько нормативных актов ежегодно принимается в Беларуси
Он заметила, что качество жизни в стране определяется в том числе и качественным законодательством, его логичностью, системностью и удобством в применении.
Что обнаружили во время ревизии законодательства
С чего же началась эта работа? Если мы откроем Национальный реестр правовых актов, то обнаружим здесь более 170 тыс. документов, причем третьей частью из них будут постановления правительства и республиканских органов госуправления (всего таких актов около 55 тыс.). Именно с их анализа и решили начать ревизию.
"Детальному анализу было подвергнуто 15 тыс. документов, вытекающих из 27 кодексов, 221 закон и 55 декретов и указов главы государства", - рассказала замглавы Администрации Президента.
В итоге, по ее словам, было обнаружено около 8 тыс. достаточно серьезных недочетов. Так, 1 тыс. актов фактически уже утратили свою силу, около 2,3 тыс. документов являлись скорее техническими и по своей сути не могли иметь статус нормативного акта. Это были, например, учебные программы в системе образования.
Почти полтысячи документов нуждались в актуализации, то есть в приведении в соответствие с нынешним законодательством. Отдельные акты, как оказалось, принимались в нарушение компетенций.
"Около 570 актов регулируют сходные правоотношения, значит, здесь есть варианты для раздумий. Часть из них могут быть объединены друг с другом. Примерно 400 актов не согласуются между собой. Дублируют нормы иных нормативно-правых актов свыше двухсот часто корректируемых, причем это как правило акты правительства. В системе правительства были такие акты, которые корректируются порядка сотни раз в год", - привела еще ряд цифр Ольга Чуприс.
Комиссия также выявила документы объемом свыше 100 страниц. Были даже акты под тысячу страниц. "То есть это не то что труднореализуемые, это нечитаемые правовые акты. Когда мы их пытались выгрузить в Word из правовой базы, то компьютер подвисал", - поделилась замглавы Администрации Президента.
К каким выводам пришла комиссия
Больше всего недочетов оказалось в социальной сфере. "Отличилось" образование, здравоохранение, культура, примкнули к ним и транспортники. А ведь это те сферы, которые как раз-таки ближе всего к населению. Меньше всего нареканий было к силовому блоку.
Для сравнения, в среднем каждое министерство ежегодно принимает около 50 актов. Однако колебания серьезные - от 5 документов в Госпогранкомитете до 308 в Министерстве образования. По 100 актов в год издается в системе Минздрава и Минкульта.
Откуда такое большое количество документов? Комиссия пришла к выводу, что в социальной сфере большое количество так называемых технических документов, в которых изложены, например, методики образования или лечения.
"Но что еще интересно: отличились (по так сказать объективным причинам) министерства, которые издают большое количество актов с цифровыми показателями. Например, коренным образом уходит вперед Министерство антимонопольного регулирования и торговли. У них 40% актов - акты по вопросам ценообразования. Такое же количество актов приблизительно в Минэкономики. Большое их количество в Минспорта, Минсельхозпроде. Это все цены, тарифы и другие цифры. Это загромождает наш правой массив. Но раз мы говорим, что это нормативные акты, то, соответственно, как и технические акты, они подвергаются сложной процедуре принятия. И вот возникает вопрос: а надо ли нам этим заниматься, должны ли мы эти акты проводить через эти сложные процедуры?" - отметила Ольга Чуприс.
По ее словам, было принято решение издать единый реестр цифровых показателей и в целом упростить процесс принятия таких актов. "В нашей технической базе нормативно-правовых актов появится цифровой реестр, в который можно будет войти и посмотреть те цифровые показатели, которые тебе интересны в тот или иной период", - пояснила замглавы Администрации Президента.
Во время ревизии законодательства комиссия сделала для себя еще одно неожиданное открытие. Оказалось, что некоторые министерства злоупотребляют своими компетенциями. Таких случаев немного, но их наличие само по себе уже тревожный звонок и серьезное нарушение.
"Например, Министерство здравоохранения злоупотребляет предоставленным ему правом на издание актов и в разрез с декретом Президента о развитии предпринимательства принимает акты по санитарным нормам, которые предписано принимать Совету Министров", - рассказала Ольга Чуприс.
Сколько принимали актов в БССР и почему их сегодня так много
Кстати, в советские годы правительство БССР принимало около 300 актов в год - в три раза меньше, чем сегодня. Ведомственное нормотворчество тоже не было распространено. Однако стоит учитывать, что в то время и не было обязательного правила об опубликовании документов.
"Современное гипернормотворчество обусловлено тем обстоятельством, что мы в законах предоставляем достаточно большие возможности для издания подзаконных актов, то есть включаем туда отсылочные нормы. Характерным будет пример Кодекса об образовании. В нем содержится 90 отсылочных норм, позволяющих правительству принимать в развитие кодекса акты, и 260 отсылочных норм, позволяющих ведомствам (преимущественно Министерству образования) принимать акты в развитии кодекса. Таким образом по факту реализации этого кодекса на сегодняшний день мы имеем порядка 1 тыс. ведомственных актов и 7 тыс. технических нормативно-правовых актов", - привела еще несколько любопытных цифр Ольга Чуприс.
Ревизия проведена. Что теперь?
Работа по ревизии законодательства проведена, а что дальше? По словам Ольги Чуприс, все материалы направлены в правительство. Уже подготовлено постановление, которым признаются утратившими силу 1,5 тыс. нормативно-правовых актов. В Администрации Президента считают, что это уже хороший результат.
На этом работа, конечно, не остановится. Президент поручил подобные ревизии проводить на постоянной основе. Глава государства поддержал комплекс мер по дебюрократизацию процесса нормотворчества, повышению качества нормативно-правовых актов и усилению юридического значения Министерства юстиции и всех юридических служб.
"Еще одно очень важное решение. Для того, чтобы реализовать комплекс поставленных задач (а это несколько страниц задач), придется внести изменения в закон о нормативно-правых актах и в ряд других законодательных актов, которые регулируют указанные вопросы. Это указы Президента прежде всего", - рассказала Ольга Чуприс.
Изменения коснутся и баз данных - все-таки хочется, чтобы они были удобными для пользователей.
Какую роль в нормотворчестве может сыграть искусственный интеллект
"И наконец, мы живем в цифровом обществе, которое стремится использовать искусственный интеллект. Поэтому Президент поддержал идею о том, чтобы в разрабатываемую сейчас АИС "Нормотворчество", которая будет внедряться уже в этом году, включался в том числе искусственный интеллект. Эту задачу придется НЦЗПИ выполнить", - подчеркнула замглавы Администрации Президента.
По ее словам, искусственный интеллект может помочь систематизировать документы, а при разработке нового акта определить, не будут ли дублироваться уже изданные документы.
"Он может ответить на вопрос, а надо ли вообще принимать этот акт в том виде, в котором мы планируем его принять, поскольку многие вопросы уже решены, - добавила Ольга Чуприс. - Поэтому здесь нам нужно придумать алгоритмы и вопросы, которые мы будем задавать искусственному интеллекту, и дальше с его помощью упрощать наше нормотворчество и повышать качество наших нормативно-правовых актов".
Почувствуют ли ревизию законодательства граждане
Да, работа действительно была проведена масштабная. Но почувствуют ли ее простые граждане? Ольга Чуприс убеждена, что качественное нормотворчество и качественное законодательство полезно всем.
"Если будут простые и удобные правовые решения в системе образования и здравоохранения, то это пойдет на пользу не только учителям и врачам. Это пойдет на пользу в том числе родителям и детям. Или если мы упростим процесс технического издания нормативно-правых актов, от этого выиграют те нормотворцы, которые участвуют в этом процессе. Это все государственные органы, все государственные служащие, - обратила внимание замглавы Администрации Президента. - В ходе реализации поручения главы государства Совет Министров дал поручение в своей системе о необходимости дерегулирования сферы экономики. Это очень важная задача, надеемся, они ее решат".
Во время мониторинга также выявилось, что некоторые моменты в социальной сфере требуют регулирования. Например, вопросы аренды жилья и дополнительной защиты прав несовершеннолетних, в том числе, на принадлежащие им доли в квартирах, построенных с государственной поддержкой. Это, заявили в Администрации Президента, тоже будет решаться в ближайшее время.
"Глава государства нацеливает нас, чтобы при разработке нормативно-правых актов, которые затрагивают права и свободы граждан, мы обязательно изучали общественное мнение и учитывали его при принятии актов. Поэтому обсуждение Кодекса о здравоохранении продлено до 1 февраля: был особый интерес граждан к этому документу", - отметила Ольга Чуприс.-0-
Организацией этой работы занялась заместитель главы Администрации Президента Ольга Чуприс. Чтобы провести действительно масштабную ревизию законодательства, было создано девять экспертных групп, они работали в связке с профильными министерствами. К этому процессу подключились государственные органы, парламентарии, судейский корпус, ученые, учреждения образования, независимые адвокаты и нотариусы, а также обычные граждане. По итогу в Администрацию Президента поступило около 1,5 тыс. предложений. В целом же проведенную ревизию юристы назвали титанической работой. О ее подробностях и результатах Ольга Чуприс рассказала в новостном эфире "Первого информационного".
Сколько нормативных актов ежегодно принимается в Беларуси
Ольга Чуприс отметила, что за годы независимости Беларусь прошла бурное развитие во всех сферах и накопила значительный правовой массив. По ее словам, правительством ежегодно принимается около 900 правовых актов, а на ведомственном уровне - порядка 1,5 тыс. Конечно, такой большой массив неизбежно порождает и ряд сложностей.
"Есть и недочеты, несогласованности, противоречия, и зарегулированность, на что неоднократно обращал внимание глава государства и совершенно обоснованно предъявлял претензии к органам исполнительной власти. Требовалось принять достаточно серьезные системные меры. Вот почему в Год качества глава государства принял решение о необходимости проведения глобального анализа законодательства", - рассказала Ольга Чуприс.
Он заметила, что качество жизни в стране определяется в том числе и качественным законодательством, его логичностью, системностью и удобством в применении.
Что обнаружили во время ревизии законодательства
С чего же началась эта работа? Если мы откроем Национальный реестр правовых актов, то обнаружим здесь более 170 тыс. документов, причем третьей частью из них будут постановления правительства и республиканских органов госуправления (всего таких актов около 55 тыс.). Именно с их анализа и решили начать ревизию.
"Детальному анализу было подвергнуто 15 тыс. документов, вытекающих из 27 кодексов, 221 закон и 55 декретов и указов главы государства", - рассказала замглавы Администрации Президента.
В итоге, по ее словам, было обнаружено около 8 тыс. достаточно серьезных недочетов. Так, 1 тыс. актов фактически уже утратили свою силу, около 2,3 тыс. документов являлись скорее техническими и по своей сути не могли иметь статус нормативного акта. Это были, например, учебные программы в системе образования.
Почти полтысячи документов нуждались в актуализации, то есть в приведении в соответствие с нынешним законодательством. Отдельные акты, как оказалось, принимались в нарушение компетенций.
"Около 570 актов регулируют сходные правоотношения, значит, здесь есть варианты для раздумий. Часть из них могут быть объединены друг с другом. Примерно 400 актов не согласуются между собой. Дублируют нормы иных нормативно-правых актов свыше двухсот часто корректируемых, причем это как правило акты правительства. В системе правительства были такие акты, которые корректируются порядка сотни раз в год", - привела еще ряд цифр Ольга Чуприс.
Комиссия также выявила документы объемом свыше 100 страниц. Были даже акты под тысячу страниц. "То есть это не то что труднореализуемые, это нечитаемые правовые акты. Когда мы их пытались выгрузить в Word из правовой базы, то компьютер подвисал", - поделилась замглавы Администрации Президента.
К каким выводам пришла комиссия
Больше всего недочетов оказалось в социальной сфере. "Отличилось" образование, здравоохранение, культура, примкнули к ним и транспортники. А ведь это те сферы, которые как раз-таки ближе всего к населению. Меньше всего нареканий было к силовому блоку.
Для сравнения, в среднем каждое министерство ежегодно принимает около 50 актов. Однако колебания серьезные - от 5 документов в Госпогранкомитете до 308 в Министерстве образования. По 100 актов в год издается в системе Минздрава и Минкульта.
Откуда такое большое количество документов? Комиссия пришла к выводу, что в социальной сфере большое количество так называемых технических документов, в которых изложены, например, методики образования или лечения.
"Но что еще интересно: отличились (по так сказать объективным причинам) министерства, которые издают большое количество актов с цифровыми показателями. Например, коренным образом уходит вперед Министерство антимонопольного регулирования и торговли. У них 40% актов - акты по вопросам ценообразования. Такое же количество актов приблизительно в Минэкономики. Большое их количество в Минспорта, Минсельхозпроде. Это все цены, тарифы и другие цифры. Это загромождает наш правой массив. Но раз мы говорим, что это нормативные акты, то, соответственно, как и технические акты, они подвергаются сложной процедуре принятия. И вот возникает вопрос: а надо ли нам этим заниматься, должны ли мы эти акты проводить через эти сложные процедуры?" - отметила Ольга Чуприс.
По ее словам, было принято решение издать единый реестр цифровых показателей и в целом упростить процесс принятия таких актов. "В нашей технической базе нормативно-правовых актов появится цифровой реестр, в который можно будет войти и посмотреть те цифровые показатели, которые тебе интересны в тот или иной период", - пояснила замглавы Администрации Президента.
Во время ревизии законодательства комиссия сделала для себя еще одно неожиданное открытие. Оказалось, что некоторые министерства злоупотребляют своими компетенциями. Таких случаев немного, но их наличие само по себе уже тревожный звонок и серьезное нарушение.
"Например, Министерство здравоохранения злоупотребляет предоставленным ему правом на издание актов и в разрез с декретом Президента о развитии предпринимательства принимает акты по санитарным нормам, которые предписано принимать Совету Министров", - рассказала Ольга Чуприс.
Сколько принимали актов в БССР и почему их сегодня так много
Кстати, в советские годы правительство БССР принимало около 300 актов в год - в три раза меньше, чем сегодня. Ведомственное нормотворчество тоже не было распространено. Однако стоит учитывать, что в то время и не было обязательного правила об опубликовании документов.
"Современное гипернормотворчество обусловлено тем обстоятельством, что мы в законах предоставляем достаточно большие возможности для издания подзаконных актов, то есть включаем туда отсылочные нормы. Характерным будет пример Кодекса об образовании. В нем содержится 90 отсылочных норм, позволяющих правительству принимать в развитие кодекса акты, и 260 отсылочных норм, позволяющих ведомствам (преимущественно Министерству образования) принимать акты в развитии кодекса. Таким образом по факту реализации этого кодекса на сегодняшний день мы имеем порядка 1 тыс. ведомственных актов и 7 тыс. технических нормативно-правовых актов", - привела еще несколько любопытных цифр Ольга Чуприс.
Ревизия проведена. Что теперь?
Работа по ревизии законодательства проведена, а что дальше? По словам Ольги Чуприс, все материалы направлены в правительство. Уже подготовлено постановление, которым признаются утратившими силу 1,5 тыс. нормативно-правовых актов. В Администрации Президента считают, что это уже хороший результат.
На этом работа, конечно, не остановится. Президент поручил подобные ревизии проводить на постоянной основе. Глава государства поддержал комплекс мер по дебюрократизацию процесса нормотворчества, повышению качества нормативно-правовых актов и усилению юридического значения Министерства юстиции и всех юридических служб.
"Еще одно очень важное решение. Для того, чтобы реализовать комплекс поставленных задач (а это несколько страниц задач), придется внести изменения в закон о нормативно-правых актах и в ряд других законодательных актов, которые регулируют указанные вопросы. Это указы Президента прежде всего", - рассказала Ольга Чуприс.
Изменения коснутся и баз данных - все-таки хочется, чтобы они были удобными для пользователей.
Какую роль в нормотворчестве может сыграть искусственный интеллект
"И наконец, мы живем в цифровом обществе, которое стремится использовать искусственный интеллект. Поэтому Президент поддержал идею о том, чтобы в разрабатываемую сейчас АИС "Нормотворчество", которая будет внедряться уже в этом году, включался в том числе искусственный интеллект. Эту задачу придется НЦЗПИ выполнить", - подчеркнула замглавы Администрации Президента.
По ее словам, искусственный интеллект может помочь систематизировать документы, а при разработке нового акта определить, не будут ли дублироваться уже изданные документы.
"Он может ответить на вопрос, а надо ли вообще принимать этот акт в том виде, в котором мы планируем его принять, поскольку многие вопросы уже решены, - добавила Ольга Чуприс. - Поэтому здесь нам нужно придумать алгоритмы и вопросы, которые мы будем задавать искусственному интеллекту, и дальше с его помощью упрощать наше нормотворчество и повышать качество наших нормативно-правовых актов".
Почувствуют ли ревизию законодательства граждане
Да, работа действительно была проведена масштабная. Но почувствуют ли ее простые граждане? Ольга Чуприс убеждена, что качественное нормотворчество и качественное законодательство полезно всем.
"Если будут простые и удобные правовые решения в системе образования и здравоохранения, то это пойдет на пользу не только учителям и врачам. Это пойдет на пользу в том числе родителям и детям. Или если мы упростим процесс технического издания нормативно-правых актов, от этого выиграют те нормотворцы, которые участвуют в этом процессе. Это все государственные органы, все государственные служащие, - обратила внимание замглавы Администрации Президента. - В ходе реализации поручения главы государства Совет Министров дал поручение в своей системе о необходимости дерегулирования сферы экономики. Это очень важная задача, надеемся, они ее решат".
Во время мониторинга также выявилось, что некоторые моменты в социальной сфере требуют регулирования. Например, вопросы аренды жилья и дополнительной защиты прав несовершеннолетних, в том числе, на принадлежащие им доли в квартирах, построенных с государственной поддержкой. Это, заявили в Администрации Президента, тоже будет решаться в ближайшее время.
"Глава государства нацеливает нас, чтобы при разработке нормативно-правых актов, которые затрагивают права и свободы граждан, мы обязательно изучали общественное мнение и учитывали его при принятии актов. Поэтому обсуждение Кодекса о здравоохранении продлено до 1 февраля: был особый интерес граждан к этому документу", - отметила Ольга Чуприс.-0-