Возросший в последние годы интерес к промышленным маршрутам объясняется тем, что каждый турист может в них найти что-то свое, поэтому можно назвать их универсальными. Кому-то просто интересно посмотреть на процесс производства больших машин, а кто-то видит в этом возможность прикоснуться к истории. Это также очень важный элемент профориентационной работы, потому что такие экскурсии могут раскрыть все самые интересные аспекты работы в цехах, а опытные специалисты расскажут детали своих задач. По долгу службы мы, журналисты, часто заглядываем в кулуары самых передовых белорусских предприятий, откуда на дороги страны выезжают троллейбусы, автобусы и тракторы. Понять такой ажиотаж вполне можно. В месяц промышленного туризма рассказываем, как развивает это направление "БКМ Холдинг", и посмотрим на предприятие вместе с "маленькими сменщиками".
Помимо групповых экскурсий, "БКМ Холдинг" вот уже два года подряд проводит день открытых дверей. Как правило, мероприятие организовывают в сентябрьский выходной день и приурочивают к празднованию День города и Дня машиностроителя. "Это совсем другой формат - каждый посетитель получает на входе схему движения и самостоятельно передвигается по цехам. На входе в производственные цеха в галерее можно ознакомиться с историей предприятия. Выпускаемую технику можно осмотреть как в форме макетов (1:20), так и на уличной выставке. А далее на каждом участке их встречает специалист, который подробно рассказывает об особенностях того или иного производственного процесса. В финале маршрута посетителей ждет развлекательная программа с ведущим, аниматорами и различными активностями, фотозона и, конечно же, продажа сувенирной продукции. Кстати, с прошлого года сувенирную продукцию холдинга можно приобрести в нашем магазине", - отметила экскурсовод.
В самом начале для 19 ребят провели презентацию, где познакомили с историей предприятия. Детям рассказали, где располагается батарея у электрогрузовика и что такое экспресс-зарядка. И, надо сказать, они слушали внимательно - на викторине после презентации видно лес рук. После проведения обязательного инструктажа школьников повели на производство, где они прошли по всем этапам и посидели за рулем почти собранного электробуса.
Десятилетнего Колю больше всего удивило, что "БКМ" производит троллейбусы, которые могут ехать без подключения к контактной сети, и что все машины собирают вручную. "Хотелось бы легкую должность, а то тут много проводов", - размышляет его одноклассник Ваня. Легче всего, по мнению ребят, в цеху покраски, а вот создавать корпус уже намного сложнее. Ну вот и решили.
После увлекательной экскурсии Юлия Комарова традиционно вручила ребятам памятные сувениры от предприятия.
Какие условия предлагает "БКМ" молодым работникам?
"Мы это видим каждый день, а для них - удивительно"
Предприятия Минпрома начали практиковать промтуризм с 2015 года. За это время он стал очень востребованным, а уже в прошлом году зафиксирован значительный рост количества промышленных туристов на объектах ведомства - их число возросло на 67% в сравнении с 2023 годом. С целью развития направления предусматривается внедрение новых форм и методов продвижения промышленного туризма, вместе с тем количество предприятий, которые подключаются к этой работе, также растет.
С того времени, как на "БКМ Холдинг" начали практиковать проведение экскурсий, каждый месяц посетителей становится все больше. В начале этого года, отмечает ведущий специалист по рекламной коммуникации и по совместительству специалист по туризму Юлия Комарова, на "БКМ" - небывалый всплеск туристов. За 2024 год на заводе побывало 810 туристов, а уже за два месяца 2025-го - 150 человек. "Скоро будут каникулы, и мы ожидаем девять больших групп туристов - это около 800 человек", - рассказала она. Это значит, что уже за неполные три месяца работы удастся превысить прошлогодний поток.
По словам Юлии Комаровой, практика ежедневных экскурсий для предприятия новая, тем не менее холдинг в ожидании весеннего наплыва. "В основном на "БКМ" приезжают организованные группы школьников, а также направленные на специфику предприятия группы из колледжей и университетов, которые по согласованию с гендиректором могут посетить производство бесплатно", - пояснила она.
Такая интенсивная работа приносит свои плоды, и гости предприятия узнают много нового. "Когда спрашиваешь посетителей после экскурсии, что их удивило, они отвечают: все. Мы видим производство каждый день, а им очень интересно посмотреть, как собираются именно наши машины, их удивляет, что у нас столько производственных участков", - с улыбкой заметила ведущий специалист.
Сейчас холдинг делает все возможное для максимального привлечения туристов, в том числе в социальных сетях и СМИ, но экскурсовод уверена, что в большей степени увеличение активности связано со старым добрым сарафанным радио. "В первый год не было ажиотажа, но потом школьники и преподаватели посоветовали между собой наши экскурсии и количество посетителей существенно увеличилось", - отметила она. Вместе с этим холдинг уже имеет планы по организации музея, где будут отражены основные вехи истории, представлены награды предприятия и гостям смогут рассказать о ветеранах предприятия и о том, как изменился облик общественного транспорта. Пока идея только на стадии концепции, но уже показывает уверенность холдинга в развитии промтуризма.
Программа экскурсий обычно одинаковая для всех, потому что предприятие компактное. Тем не менее в нее включены почти все участки, где можно проследить этапы сборки машины - начиная со схемных жгутов, кабелей и шнуров и заканчивая покраской и испытаниями. Из цеха электроники и электротехнической продукции группу проводят в цех кузовов, далее гостей приглашают осмотреть интерьер и кабину водителя в сборочном цеху, а уже после этого знакомят с цветовой политикой для разных видов техники в цехе покраски. "На экскурсии люди видят практически весь процесс производства", - подчеркнула Юлия Комарова.

Маленькие сменщики
Ученики четвертого класса столичной школы №108 в этом учебном году уже успели ознакомиться с производством велосипедов на мотовелозаводе и оценили масштабы сборки флагманских тракторов BELARUS на МТЗ. Теперь очередь за знаменитыми электробусами и троллейбусами.

"Наши сменщики", - сказал один из рабочих, проходя мимо толпы четвероклассников. Да, ребята были очень заинтересованы и быстро осмотрели весь новенький электробус, который скоро поедет в Новополоцк, крича о том, как придут сюда на работу. А классный руководитель смеясь говорит, что то же самое слышала и на "Мотовело", и на тракторном.



Решаем немного помочь будущим работникам "БКМ Холдинга" и обращаемся к заместителю генерального директора по идеологической, социальной работе и управлению персоналом Ирине Везицкой, чтобы узнать, какие же условия предлагает предприятие молодым специалистам. Оказывается, что имеется весь набор: и надбавки за стаж, и сопровождение на первых порах для адаптации к месту работы, и жилье (общежитие или строительство). По словам Ирины Везицкой, в 2024 году в холдинг принято более 30 молодых специалистов и рабочих.
Кроме того, ежегодно проводится индивидуальное трудовое соревнование, в котором молодые рабочие демонстрируют приобретенные профессиональные навыки. Победителям в номинации "Лучший молодой рабочий" вручаются свидетельства о присвоении звания и выплачивается денежное вознаграждение в размере 4 базовых величин.
Практикуется трудоустройство перспективных учащихся и студентов на работу на предприятия холдинга на период обучения, чтобы уже после взять их на постоянную занятость.
"Специалисты принимают участие в днях открытых дверей, круглых столах, информационных акциях, семинарах, ярмарках вакансий в учреждениях образования. В целях профориентации проводится спектр мероприятий со школьниками по заключению договоров о целевой подготовке. Одной из форм промтуризма является организация работы студенческих отрядов, так как перед трудоустройством в рамках экскурсии учащимся и студентам демонстрируются производственные мощности и дается возможность опробовать себя в заводских профессиях", - рассказала замгендиректора.
Для работников предприятия организовывается также участие в различных культурно-массовых, спортивных, общественно значимых мероприятиях, которые проводятся в Минске и в целом в стране. Не забывают в холдинге и про здоровье: молодые работники и их семьи обеспечиваются необходимыми условиями для занятия физкультурой и спортом. "БКМ Холдинг" арендует два спортивных зала для занятий футболом и волейболом. Для занятий фитнесом, плаванием и гандболом работникам предприятия частично компенсируются затраты на приобретение абонементов.
И немного из экономических достижений прошлого года
По словам заместителя генерального директора по экономике и финансам холдинга "БКМ" Михаила Сымановича, прошлый год выдался довольно разноплановым. "Мы выпускали всю нашу линейку техники. У нас были и электробусы, и троллейбусы, и трамвайные вагоны. Для предприятия довольно сложно производить на конвейере сразу несколько видов продукции одновременно. Кроме того, это продукция с достаточно высокой степенью инновационности. По итогам 2024 года уровень инновационности нашей продукции сложился на уровне 77,5%, что накладывает определенный отпечаток в плане организации процессов производства, потому что требует более глубокой проработки. Но предприятие идет на эти шаги для того, чтобы отвечать возрастающим требованиям заказчиков, которые ежегодно придумывают новые идеи для городского транспорта, а мы воплощаем в жизнь. Тем самым мы повышаем уровень своей инновационности и усложняем технику", - рассказал он. При этом предприятие из года в год успешно выполняет доведенные показатели.
Определенная часть прошлогодней прибыли была направлена на улучшение благосостояния работников. "Мы смогли за 2024 год два раза пересматривать заработную плату, и темп ее роста за прошлый год сложился на уровне 131% - это тоже один из самых высоких показателей среди предприятий промышленности", - отметил он, подчеркнув, что все же большую часть полученной прибыли холдинг планирует направить на инвестиции в основные средства, чтобы повышать уровень производительности труда и качество выпускаемой продукции.
БЕЛТА.-0-