3 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов обратил внимание на отсутствие единой стратегии формирования научных программ. Об этом он заявил на встрече главы государства с рабочей группой по анализу деятельности Национальной академии наук, передает корреспондент БЕЛТА.
Рабочей группой, которую как раз и возглавляет Василий Герасимов, проведен анализ деятельности НАН по вопросам практикоориентированности и результативности научных исследований и разработок.
Какие недостатки выявлены рабочей группой?
"Отсутствует единая стратегия формирования научных программ. Академия в одном лице выступает и заказчиком, и исполнителем научных программ. При этом сама их и оценивает, причем по разным подходам. Отсюда такое количество разработок, которые просто пылятся на полках. Из пятилетки в пятилетку в программы исследований включаются схожие задания, - обратил внимание Василий Герасимов на одну из проблем. - В результате выполняются исследования, оторванные от нужд реального госсектора, а отраслевые госорганы зачастую не осведомлены о разработках академии, которые могут быть им полезны. Как следствие - важные направления остаются без должного внимания".
В беседе с журналистами по итогам мероприятия Василий Герасимов подчеркнул: "Конечно, мы не можем сказать, что наша наука ничего не делает или мы ничего не достигли. Конечно, достигли. Но мы за это время могли сделать больше. А главой государства поставлен задача, чтобы мы, условно, с сегодняшнего дня шли семимильными шагами".
На встрече руководитель рабочей группы озвучил еще ряд недостатков и проблемных моментов в работе научной отрасли и конкретно НАН.
Например, разработки Академии наук не оказывают существенного влияния на импортозамещение. Значительная часть работ выполняется для собственных нужд институтов НАН или внедряется только на своих мощностях, то есть не масштабируется. ГКНТ в свою очередь пока не сумело выстроить эффективное управление инновационной сферой. Да и Совет по стратегическим проектам пока не выполняет своих функций, констатировал Василий Герасимов.
Есть вопросы и к распределению бюджетного финансирования внутри НАН. Члены рабочей группы уверены, что гораздо больший процент нужно направлять именно на практикоориентированные программы.
Отчасти такая ситуация может быть связана и с необходимостью содержания громоздкой структуры академии, которая сама по себе неэффективна. В нее входит более сотни юридических лиц, но созданные в системе НАН государственные производственные объединения порой не выполняют возложенные на них управленческие функции.
Отдельное внимание Василий Герасимов обратил на наличие различных подходов к оценке результатов научных программ. Критерий оценки установлен только для научно-технических программ.
"Академия, выступая вместо министерств заказчиком отраслевых программ, сталкивается с проблемами внедрения разработанной продукции и низкой окупаемостью бюджетных средств", - констатировал руководитель группы.
Есть проблемы и в сфере кадровой политики. Здесь в том числе вопросы насчет доли исследователей, имеющих ученую степень, и в плане омоложения кадров, обеспечения задела на будущее. Отчасти причина тому в ряде случаев и отсутствие материальной заинтересованности.
Как предлагается исправлять ситуацию?
Василий Герасимов озвучил ряд предложений, которые были выработаны рабочей группой. В дальнейшем их предстоит рассмотреть на общем собрании с учеными, которое анонсировал и поручил подготовить Президент Беларуси, чтобы совместно прийти к финальному результату.
Во-первых, предлагается на уровне главы государства утверждать приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, на основании которых на следующую пятилетку будут формироваться государственные программы научных исследований и научно-технические программы.
Соответствующий проект указа после доработки будет внесен правительством на рассмотрение главы государства.
"Этот указ, став основой научной и инновационной деятельности, позволит обеспечить учет научных приоритетов при формировании отраслевых стратегий, программ и инновационных проектов", - пояснил Василий Герасимов.
Второе - предлагается поручить Совету Министров организовать контроль за наличием в отраслевых стратегиях министерств научно-технического блока для соответствующего наполнения программ, научных исследований и научно-технических программ. Внести изменения в действующий порядок формирования фундаментальных программ научных исследований. Определить условия по направлению академией не менее половины бюджетного финансирования на выполнение работ в интересах отраслей.
"Определить критерии оценки эффективности программ научных исследований, параметры которых утверждать при их формировании на пятилетку. Например, процент перехода завершенных фундаментальных исследований в научно-технические программы. Это создаст основу для обеспечения трансфера академических разработок в производство. Определить значимые результаты научных исследований, которые могут внедряться без прохождения этапа включения в научно-технические программы. Предусмотреть участие молодых ученых в научных коллективах, что будет способствовать привлечению молодежи в науку. Определить количество подготовленных кандидатских, докторских диссертаций на основании выполненных научных исследований", - перечислил предложения руководитель группы.
В этом же блоке - предложения по изменению подходов к финансированию научно-технических программ, определив их заказчиками отраслевые министерства. "Академия останется заказчиком только в своих сферах по уставу. Например, нано- и биотехнологии, космос и другие. Или может инициировать темы перед министерствами. В таких условиях академикам придется заинтересовать конкретного отраслевого министра в своей разработке, который сначала хорошо подумает и просчитает, как он будет внедрять ее в производство и какой эффект в итоге получится. Это усилит ответственность министерств за качественное наполнение программ, ориентированных на результат", - заявил Василий Герасимов.
В рабочей группе также видят необходимость определить независимый государственный орган, который будет оценивать предлагаемые академией и министерствами программы на соответствие стратегическим целям развития отраслей и государства. "Регулятором может быть и ГКНТ. При этом необходимо трансформировать работу этого ведомства, усилить его роль и ответственность за принятые решения", - сказал руководитель группы.
Третье - на уровне министерств предложено проработать не менее одной значимой научно-технической программы для формирования новой экономики страны и не менее одного значимого проекта для включения в госпрограмму инновационного развития на следующую пятилетку.-0-
Рабочей группой, которую как раз и возглавляет Василий Герасимов, проведен анализ деятельности НАН по вопросам практикоориентированности и результативности научных исследований и разработок.
"Отсутствует единая стратегия формирования научных программ. Академия в одном лице выступает и заказчиком, и исполнителем научных программ. При этом сама их и оценивает, причем по разным подходам. Отсюда такое количество разработок, которые просто пылятся на полках. Из пятилетки в пятилетку в программы исследований включаются схожие задания, - обратил внимание Василий Герасимов на одну из проблем. - В результате выполняются исследования, оторванные от нужд реального госсектора, а отраслевые госорганы зачастую не осведомлены о разработках академии, которые могут быть им полезны. Как следствие - важные направления остаются без должного внимания".
В беседе с журналистами по итогам мероприятия Василий Герасимов подчеркнул: "Конечно, мы не можем сказать, что наша наука ничего не делает или мы ничего не достигли. Конечно, достигли. Но мы за это время могли сделать больше. А главой государства поставлен задача, чтобы мы, условно, с сегодняшнего дня шли семимильными шагами".
На встрече руководитель рабочей группы озвучил еще ряд недостатков и проблемных моментов в работе научной отрасли и конкретно НАН.
Например, разработки Академии наук не оказывают существенного влияния на импортозамещение. Значительная часть работ выполняется для собственных нужд институтов НАН или внедряется только на своих мощностях, то есть не масштабируется. ГКНТ в свою очередь пока не сумело выстроить эффективное управление инновационной сферой. Да и Совет по стратегическим проектам пока не выполняет своих функций, констатировал Василий Герасимов.
Есть вопросы и к распределению бюджетного финансирования внутри НАН. Члены рабочей группы уверены, что гораздо больший процент нужно направлять именно на практикоориентированные программы.
Отдельное внимание Василий Герасимов обратил на наличие различных подходов к оценке результатов научных программ. Критерий оценки установлен только для научно-технических программ.
"Академия, выступая вместо министерств заказчиком отраслевых программ, сталкивается с проблемами внедрения разработанной продукции и низкой окупаемостью бюджетных средств", - констатировал руководитель группы.
Есть проблемы и в сфере кадровой политики. Здесь в том числе вопросы насчет доли исследователей, имеющих ученую степень, и в плане омоложения кадров, обеспечения задела на будущее. Отчасти причина тому в ряде случаев и отсутствие материальной заинтересованности.
Василий Герасимов озвучил ряд предложений, которые были выработаны рабочей группой. В дальнейшем их предстоит рассмотреть на общем собрании с учеными, которое анонсировал и поручил подготовить Президент Беларуси, чтобы совместно прийти к финальному результату.
Во-первых, предлагается на уровне главы государства утверждать приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, на основании которых на следующую пятилетку будут формироваться государственные программы научных исследований и научно-технические программы.
Соответствующий проект указа после доработки будет внесен правительством на рассмотрение главы государства.
"Этот указ, став основой научной и инновационной деятельности, позволит обеспечить учет научных приоритетов при формировании отраслевых стратегий, программ и инновационных проектов", - пояснил Василий Герасимов.
Второе - предлагается поручить Совету Министров организовать контроль за наличием в отраслевых стратегиях министерств научно-технического блока для соответствующего наполнения программ, научных исследований и научно-технических программ. Внести изменения в действующий порядок формирования фундаментальных программ научных исследований. Определить условия по направлению академией не менее половины бюджетного финансирования на выполнение работ в интересах отраслей.
"Определить критерии оценки эффективности программ научных исследований, параметры которых утверждать при их формировании на пятилетку. Например, процент перехода завершенных фундаментальных исследований в научно-технические программы. Это создаст основу для обеспечения трансфера академических разработок в производство. Определить значимые результаты научных исследований, которые могут внедряться без прохождения этапа включения в научно-технические программы. Предусмотреть участие молодых ученых в научных коллективах, что будет способствовать привлечению молодежи в науку. Определить количество подготовленных кандидатских, докторских диссертаций на основании выполненных научных исследований", - перечислил предложения руководитель группы.
В этом же блоке - предложения по изменению подходов к финансированию научно-технических программ, определив их заказчиками отраслевые министерства. "Академия останется заказчиком только в своих сферах по уставу. Например, нано- и биотехнологии, космос и другие. Или может инициировать темы перед министерствами. В таких условиях академикам придется заинтересовать конкретного отраслевого министра в своей разработке, который сначала хорошо подумает и просчитает, как он будет внедрять ее в производство и какой эффект в итоге получится. Это усилит ответственность министерств за качественное наполнение программ, ориентированных на результат", - заявил Василий Герасимов.
Третье - на уровне министерств предложено проработать не менее одной значимой научно-технической программы для формирования новой экономики страны и не менее одного значимого проекта для включения в госпрограмму инновационного развития на следующую пятилетку.-0-