7 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. 7 января исполняется 115 лет со дня рождения одного из самых видных участников партизанского движения в Беларуси во время Великой Отечественной войны, командира партизанского отряда и бригады, командующего всеми партизанскими силами Оршанской зоны Константина Заслонова (партизанский псевдоним - Дядя Костя).
Константин Сергеевич родился 7 января 1910 года в городе Осташков Тверской губернии в семье рабочего. Еще ребенком Косте пришлось помогать семье. Мальчик работал пастухом на целую деревню. А в 1918 году он поступил в Пореченскую начальную школу первой ступени.
С 1922 по 1924 год Заслонов обучался ремеслу сапожника. В 1924 году поступил в Невельскую школу второй ступени.
В 1927 году Константина как отличника школьной комсомольской организации направили в Великолукскую профтехническую школу железнодорожных путей, которую он закончил в 1930 году.
После окончания профтехшколы он был направлен в паровозное депо станции Витебск. Через три месяца сдал экзамены на высший разряд. А в 1931 году сдал экзамены на машиниста и был допущен к вождению.
В 1933 году женился на Раисе Сапуновой, дочери вдовы, у которой Заслонов снимал квартиру в Витебске. В том же году был направлен вместе с женой на Дальний Восток на станцию Вяземскую Уссурийской железной дороги в качестве мастера депо. Там у них родилась старшая дочь Муза. Вскоре здоровье жены стало резко ухудшаться, и Константин отправил ее вместе с дочерью в Витебск.
В 1935 году Заслонова назначили помощником начальника паровозного депо в Новосибирск. В 1937 году он был назначен начальником паровозного депо в Рославль. В 1939-м - на ту же должность в Оршу. За короткий срок Константин Сергеевич наладил здесь ремонт паровозов всех серий. Оршанское депо стало лучшим на Западной железной дороге, а его начальник был награжден медалью "За трудовое отличие".
В 1939 году в семье Заслоновых родилась вторая дочь Иза (Ирина). За все эти годы глава семейства ни разу не был в отпуске. В июне 1941 года появилась возможность отдохнуть. Решили это сделать в Ленинграде, куда и направились жена с дочками, пока Заслонов передавал дела коллегам. Но началась война. Из Ленинграда Раису с детьми эвакуировали в Бугуруслан. Больше свою семью Константин не видел.
Орша была крупным железнодорожным узлом, и практически с первого дня гитлеровского вторжения подвергалась бомбежке по нескольку раз в день. Железнодорожники сутками не выходили из депо, днем и ночью ремонтировали паровозы. Руководил работами Константин Заслонов. В первые две недели войны более 150 паровозов резервного парка были подготовлены и выданы под составы.
2 июля Заслонов получил приказ о немедленной эвакуации оборудования паровозного депо. В кратчайшие сроки все необходимое было погружено на платформы, законсервировано и отправлено в тыл. Покинул Оршу и Константин Сергеевич.
Добравшись до Москвы, он обратился в Наркомат путей сообщения с просьбой разрешить организовать партизанский отряд для диверсий на железных дорогах в тылу врага. Разрешение было получено. В сентябре 1941 года в Москве Заслонов сформировал диверсионный отряд и готовил его к активным действиям. В октябре по собственной просьбе был переправлен на оккупированную врагом территорию в составе группы железнодорожников, получив партизанский псевдоним Дядя Костя. По заданию командования легализовался в Орше и поступил на службу в паровозное депо железнодорожной станции начальником паровозных бригад.
2 декабря 1941 года приступил к работе. Используя старые связи и новые возможности, Заслонов создал и возглавил несколько диверсионных групп, которые вместе с другими членами Оршанского антифашистского подполья во время битвы за Москву парализовали все движение на железнодорожном узле. Основной удар наносился с целью выведения из строя паровозов.
Отряд Заслонова добывал взрывчатку и изготовлял угольные мины для проведения диверсий на коммуникациях врага. Успешно использовались и ночные бомбардировки узла. Немцы во время этих атак отсиживались в бункерах и потом не могли разобрать, какие аварии произошли из-за бомбежек, а какие нет. Устраивали заслоновцы и другие необычные диверсии. За три месяца они организовали около 100 крушений поездов, вывели из строя, уничтожили более 200 паровозов, тысячи вагонов и цистерн, свыше 200 автомашин и другой техники врага. Диверсиям способствовала и суровая зима - небывалые сорокаградусные морозы позволили подпольщикам блокировать всю систему обеспечения станции водой.
Заслонов хорошо понимал, что когда-нибудь придется покинуть Оршу. Поэтому еще в январе 1942 года приступил к подготовке лесной базы. Под угрозой провала Дядя Костя с группой подпольщиков ушел из Орши и развернул партизанскую борьбу. С февраля 1942 года он был командиром отряда, который насчитывал 35 человек, и уже в марте была проведена первая боевая операция - уничтожение продовольственных складов.
15 июля 1942 года было принято решение о создании на базе партизанского отряда, насчитывавшего к тому времени 250 человек, Бригады Дяди Кости. В день своего создания она вступила в тяжелейший бой, который длился шесть часов. Заслоновцы уничтожили целую карательную группу.
Партизаны под руководством своего героического комбрига совершали диверсии на железных дорогах Орша - Смоленск, Витебск - Полоцк, Витебск - Орша, на шоссейных и грунтовых дорогах. Заслонов возглавлял боевые действия против немецко-фашистских захватчиков на территории Оршанского, Богушевского, Сенненского, Лиозненского и других районов.
В период, когда бригада совершала рейд, Центральный комитет Коммунистической партии (большевиков) Беларуси принял решение возложить на Константина Заслонова командование всеми партизанскими силами Оршанской зоны. 5 ноября, передав бригаду комиссару Людвигу Селицкому, Заслонов приступил к новым обязанностям.
13 ноября 1942 года фашисты, узнав о том, что в деревне Куповать находится штаб партизанской бригады, окружили населенный пункт. Более четырех часов продолжался бой. Заслонов решил дождаться темноты и идти на прорыв. 14 ноября 1942 года в ходе этой операции легендарный комбриг погиб. Ему было 32 года. Поскольку даже за мертвого Заслонова немецкая администрация обещала большое вознаграждение, жители деревни спрятали его тело. Позже тела погибших партизан были похоронены.
После войны Константин Сергеевич Заслонов был перезахоронен в Орше. 7 марта 1943 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Его именем названы улицы в Минске, во многих областных и районных центрах Беларуси, а также железнодорожная станция в Витебской области.
В Орше легендарному партизану-подпольщику воздвигнут памятник, открыт мемориальный музей Героя Советского Союза К.С.Заслонова, в честь него создана аллея в мемориальном парке Героев. Ему посвящены художественный фильм "Константин Заслонов" и одноименная пьеса А. Мовзона.-0-
Скриншоты видео
С 1922 по 1924 год Заслонов обучался ремеслу сапожника. В 1924 году поступил в Невельскую школу второй ступени.
В 1927 году Константина как отличника школьной комсомольской организации направили в Великолукскую профтехническую школу железнодорожных путей, которую он закончил в 1930 году.
После окончания профтехшколы он был направлен в паровозное депо станции Витебск. Через три месяца сдал экзамены на высший разряд. А в 1931 году сдал экзамены на машиниста и был допущен к вождению.
В 1933 году женился на Раисе Сапуновой, дочери вдовы, у которой Заслонов снимал квартиру в Витебске. В том же году был направлен вместе с женой на Дальний Восток на станцию Вяземскую Уссурийской железной дороги в качестве мастера депо. Там у них родилась старшая дочь Муза. Вскоре здоровье жены стало резко ухудшаться, и Константин отправил ее вместе с дочерью в Витебск.
В 1935 году Заслонова назначили помощником начальника паровозного депо в Новосибирск. В 1937 году он был назначен начальником паровозного депо в Рославль. В 1939-м - на ту же должность в Оршу. За короткий срок Константин Сергеевич наладил здесь ремонт паровозов всех серий. Оршанское депо стало лучшим на Западной железной дороге, а его начальник был награжден медалью "За трудовое отличие".
В 1939 году в семье Заслоновых родилась вторая дочь Иза (Ирина). За все эти годы глава семейства ни разу не был в отпуске. В июне 1941 года появилась возможность отдохнуть. Решили это сделать в Ленинграде, куда и направились жена с дочками, пока Заслонов передавал дела коллегам. Но началась война. Из Ленинграда Раису с детьми эвакуировали в Бугуруслан. Больше свою семью Константин не видел.
Орша была крупным железнодорожным узлом, и практически с первого дня гитлеровского вторжения подвергалась бомбежке по нескольку раз в день. Железнодорожники сутками не выходили из депо, днем и ночью ремонтировали паровозы. Руководил работами Константин Заслонов. В первые две недели войны более 150 паровозов резервного парка были подготовлены и выданы под составы.
2 июля Заслонов получил приказ о немедленной эвакуации оборудования паровозного депо. В кратчайшие сроки все необходимое было погружено на платформы, законсервировано и отправлено в тыл. Покинул Оршу и Константин Сергеевич.
Добравшись до Москвы, он обратился в Наркомат путей сообщения с просьбой разрешить организовать партизанский отряд для диверсий на железных дорогах в тылу врага. Разрешение было получено. В сентябре 1941 года в Москве Заслонов сформировал диверсионный отряд и готовил его к активным действиям. В октябре по собственной просьбе был переправлен на оккупированную врагом территорию в составе группы железнодорожников, получив партизанский псевдоним Дядя Костя. По заданию командования легализовался в Орше и поступил на службу в паровозное депо железнодорожной станции начальником паровозных бригад.
2 декабря 1941 года приступил к работе. Используя старые связи и новые возможности, Заслонов создал и возглавил несколько диверсионных групп, которые вместе с другими членами Оршанского антифашистского подполья во время битвы за Москву парализовали все движение на железнодорожном узле. Основной удар наносился с целью выведения из строя паровозов.
Отряд Заслонова добывал взрывчатку и изготовлял угольные мины для проведения диверсий на коммуникациях врага. Успешно использовались и ночные бомбардировки узла. Немцы во время этих атак отсиживались в бункерах и потом не могли разобрать, какие аварии произошли из-за бомбежек, а какие нет. Устраивали заслоновцы и другие необычные диверсии. За три месяца они организовали около 100 крушений поездов, вывели из строя, уничтожили более 200 паровозов, тысячи вагонов и цистерн, свыше 200 автомашин и другой техники врага. Диверсиям способствовала и суровая зима - небывалые сорокаградусные морозы позволили подпольщикам блокировать всю систему обеспечения станции водой.
Заслонов хорошо понимал, что когда-нибудь придется покинуть Оршу. Поэтому еще в январе 1942 года приступил к подготовке лесной базы. Под угрозой провала Дядя Костя с группой подпольщиков ушел из Орши и развернул партизанскую борьбу. С февраля 1942 года он был командиром отряда, который насчитывал 35 человек, и уже в марте была проведена первая боевая операция - уничтожение продовольственных складов.
15 июля 1942 года было принято решение о создании на базе партизанского отряда, насчитывавшего к тому времени 250 человек, Бригады Дяди Кости. В день своего создания она вступила в тяжелейший бой, который длился шесть часов. Заслоновцы уничтожили целую карательную группу.
Партизаны под руководством своего героического комбрига совершали диверсии на железных дорогах Орша - Смоленск, Витебск - Полоцк, Витебск - Орша, на шоссейных и грунтовых дорогах. Заслонов возглавлял боевые действия против немецко-фашистских захватчиков на территории Оршанского, Богушевского, Сенненского, Лиозненского и других районов.
В период, когда бригада совершала рейд, Центральный комитет Коммунистической партии (большевиков) Беларуси принял решение возложить на Константина Заслонова командование всеми партизанскими силами Оршанской зоны. 5 ноября, передав бригаду комиссару Людвигу Селицкому, Заслонов приступил к новым обязанностям.
13 ноября 1942 года фашисты, узнав о том, что в деревне Куповать находится штаб партизанской бригады, окружили населенный пункт. Более четырех часов продолжался бой. Заслонов решил дождаться темноты и идти на прорыв. 14 ноября 1942 года в ходе этой операции легендарный комбриг погиб. Ему было 32 года. Поскольку даже за мертвого Заслонова немецкая администрация обещала большое вознаграждение, жители деревни спрятали его тело. Позже тела погибших партизан были похоронены.
После войны Константин Сергеевич Заслонов был перезахоронен в Орше. 7 марта 1943 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Его именем названы улицы в Минске, во многих областных и районных центрах Беларуси, а также железнодорожная станция в Витебской области.
В Орше легендарному партизану-подпольщику воздвигнут памятник, открыт мемориальный музей Героя Советского Союза К.С.Заслонова, в честь него создана аллея в мемориальном парке Героев. Ему посвящены художественный фильм "Константин Заслонов" и одноименная пьеса А. Мовзона.-0-
Скриншоты видео