Новости темы
"Проект "Белорусы в кадре" на YouTube-канале БЕЛТА"
История дизайнера Саши Борщевой - вдохновляющий рассказ о том, как важно слушать себя. О том, что не стоит отчаиваться, если одна, две и даже три двери захлопываются прямо перед носом. Это всего лишь означает, что где-то открылась четвертая, возможно, единственная, способная привести вас к успеху. Саша отмечает: если бы не увольняли отовсюду, она вряд ли бы начала создавать броши и зеркала и вообще решилась открыть небольшой бизнес. Как он вырос из обычного женского хобби, почему "схему Борщевой" сложно повторить и можно ли прожить на заработанное хендмейдом? Беседуем об этом с дизайнером в ее уютном Зазеркалье в самом центре столицы.
"Я просто не могла "втюхивать"
Саша еще в детстве поняла, что самое интересное для нее - творчество. Чем она только не занималась - рисованием, лепкой, валянием, вышивкой, квилингом, декупажем! И всему этому училась сама.
"Тогда в интернете было мало не то что мастер-классов, но даже описания техник. О видеоуроках и речи не шло. Поэтому до многого пришлось доходить самой опытным путем, и я считаю, что это классно. Когда начинаешь без учителей с нуля, нет соблазна что-то копировать, кому-то подражать. Так формируется уникальный авторский стиль, придумываются новые техники", - уверена дизайнер.
Родители всегда поддерживали ее увлечения. Когда пришло время поступать в вуз, мама даже предложила: иди, дочь, на "народное творчество" в Белорусский государственный институт культуры и искусств. Саша тогда восприняла эту идею скептически: "Я не понимала, что там буду делать. Из соломки учиться плести? Только когда открыла свой бизнес, осознала, что как раз полученные там навыки очень бы пригодились. Но кто же маму слушает в 18 лет? Я пошла получать модную тогда профессию дизайнера интерьера" Когда начинала учиться, эскизы рисовали вручную, и мне это нравилось. Но потом все стали переходить на специальные компьютерные программы, и это убило особую творческую атмосферу. Зато тогда я окончательно поняла: эргономика, коммуникации, подбор обоев и краски для стен мне совершенно не интересны. Нравилось только декорирование".
Тем не менее первое место работы выпускницы оказалось больше связано с эргономикой, чем с декорированием: она устроилась дизайнером мебели в фирму, павильон которой располагался в большом торговом центре. Приходилось рисовать кухни, учитывая пожелания заказчиков и... хозяев салона.
"Фактически совмещала работу дизайнера и менеджера. Мое начальство, конечно, было заинтересовано, чтобы я продавала клиентам определенные позиции. А я просто ненавижу "втюхивать"! В общем, меня уволили. Я нашла другое место работы - на этот раз конструировала шкафы-купе. Но оттуда тоже уволили по аналогичной причине - "продажница" из меня плохая, особенно когда я сама не верю в то, что предлагаю клиентам", - признает дизайнер.
Третьим местом работы Саши Борщевой стала фирма, которая занималась изготовлением зеркал. С творчеством это не имело ничего общего, и дизайнер решила: им не по пути.
"На самом деле я рада, что именно так все сложилось. Когда я была наемным работником, приходилось следовать за трендами, чтобы угодить клиентам, но на самом деле я всегда мечтала тренды диктовать", - признается дизайнер.
Когда три двери перед Сашей закрылись, она решила открыть четвертую сама. Зарегистрировала ИП и начала заниматься тем, что всегда любила, - чистым творчеством. И очень скоро попала именно в ту нишу, где стала создавать тренды. Но - обо всем по порядку.
"Оказалось, что это обалденная идея для бизнеса"
В бизнес ее хобби примерно 12 лет назад превратилось по чистой случайности. В то время в Беларуси появилось новомодное явление - ярмарки и маркеты, где дизайнеры и мастера могли продавать свой хендмейд. Они быстро стали очень популярны.
"Маркеты вызывали "вау-эффект", - вспоминает Саша. - Моя подруга-дизайнер продавала там сумки своего производства. И как-то предложила присоединиться к ней. Я налепила из полимерной глины коней, потому что был год Лошади, и с ними отправилась на маркет. Признаюсь: теми конями не горжусь - это были далеко не лучшие мои работы, но их все равно быстро раскупили. Это дало импульс попробовать сделать что-то еще. В следующий раз вылепила уже китов - они тоже тут же продались. И только после этого придумала свои фирменные броши-цветы".
Дизайнер утверждает, что когда начала делать первую гвоздику из полимерной глины, почувствовала: прямо сейчас рождается нечто уникальное. И действительно, как оказалось, такого до Саши не делал никто!
"Примерно 12 лет назад была мода на флористику. Помните, девушки носили на голове даже обручи с бутонами? Конечно, цветы тогда делали многие мастера, но все почему-то "анфас". Я же подумала, что было бы круто слепить их сбоку. Во-первых, этот ракурс будет совершенно новым, неожиданным для людей. Во-вторых, он откроет чашелистик. А ведь я фанат чашелистиков! Это очень красивая часть цветка. Придумала делать стебель из тонкого шнурка - так он выглядит как живой. К тому же я просто обожаю сочетать, казалось бы, несовместимые материалы", - объясняет мастерица.
Сашины гвоздики "смели" с прилавка маркета мгновенно. Просили еще. Но дизайнер пошла дальше: она сделала несколько разновидностей цветов.
"Помню, что не могла определиться, как их разложить на столе перед началом маркета. Пошла по самому простому пути: распределила в букетики по цвету. Помню, что всех восхитила эта идея. Покупатели подумали, что так сделано специально: в наборе броши можно компоновать по своему усмотрению в зависимости от наряда. Их так и начали покупать - букетами. Оказалось, что это обалденная идея для бизнеса: я мотивировала покупателей к коллекционированию. Некоторые мастера посчитали это продуманной маркетинговой стратегией. А на самом деле - случайность", - улыбается Саша.
Такие "транформеры" до сих пор популярны у любительниц уникальных украшений. Автор брошей-цветов уверяет, что знает среди своих покупательниц настоящих коллекционеров - у них бывает по 30 бутонов.
"Обидно, что копируют мои идеи"
Когда броши в виде цветов прочно покорили сердца модниц, выяснилось, что у их автора... аллергия на полимерную глину. Саша расценила для себя это как знак: пора переходить на другие материалы, а лучше - совместить несколько. Так сначала появились работы из японской глины на основе волокон целлюлозы, а затем деревянные броши. Причем дизайнер в очередной раз решила совместить несовместимое - дерево и бисер. Звучит, возможно, просто, а на деле - еще та головоломка.
"До меня этого опять же никто не делал. Поэтому было совершенно непонятно: как вырезать, крепить и в целом сочетать? Попробовала разными способами - не понравился результат. Потом поняла, что краска должна быть прозрачной: она не перекроет текстуру и волокна дерева, оно будет выглядеть живее, не пластмассово. Придумала, как пришить бусины к заготовкам, и все это вместе очень здорово заиграло", - рассказывает дизайнер.
Так в ее творчестве начался "гранатовый" период. Яркие деревянные брошки-гранаты с переливающимися бисеринками-семечками поклонникам стремительно развивающегося бренда Саши Борщевой тоже очень понравились. А их создательница задумалась: может, наступило время перейти к более крупным формам? Тот же гранат из дерева и бисера, увеличенный во много раз, станет замечательным дизайнерским элементом декора.
"Когда я уже выпилила форму этого плода и начала думать, как поместить внутрь огромное количество бисера, в голову пришла идея - закрепить вместо них зеркала. Попробовала - получилось очень классно. И оказалось, что я снова попала в тренд: в моду начали входить зеркальные композиции на стенах. Мои работы активно покупали на разных сайтах, где продают хендмейд. А потом случилась нашумевшая история с AliExpress", - вспоминает Саша.
О том, что на популярном китайском маркетплейсе продают копии ее зеркал, дизайнер узнала от одной из своих подписчиц. Она прислала Саше ссылку, и та ахнула: там выставлены ее фотографии! Разница только в цене: за подделку просили всего 25 рублей, тогда как оригинал стоит минимум в шесть раз дороже.
"Из интереса я даже заказала одно зеркало. Оно было меньше моего, тоньше, рисунок искажен. Вместо зеркала - пластмасса. Конечно, обидно, что копируют мои идеи, причем в ужасном качестве. Поначалу забеспокоилась: а вдруг в какой-то момент этот "бренд" станет популярнее, чем мой? Тогда уже мне придется доказывать свое авторство? Знаю белорусский бренд, который попал в похожую ситуацию. Переживала, что люди будут заказывать на маркетплейсе ерунду, принимая за авторские работы, и моя репутация начнет падать. А потом перестала тревожиться. Крутые вещи плагиатчики не смогут делать потому, что в них нет ни правды, ни силы, ни таланта. Когда у дела такой подтекст, оно провальное", - считает дизайнер.
"Многим просто не хватает упорства"
За 12 лет Саша Борщева побывала и ИП, и ремесленницей, и плательщиком налога на профессиональную деятельность. И хотя в НПД перешла только недавно, может рассказать о плюсах и минусах всех трех форм ведения бизнеса. Отмечает, что начинать с ИП было непросто.
"Во-первых, приходилось самой заботиться о своей зарплате. К этому сложно адаптироваться после того, как был в найме, где о твоем заработке думало начальство. Во-вторых, оказалось, что вся бухгалтерия и документооборот теперь тоже на мне. Особенно нелегко было с заполнением налоговой декларации - ни разу не удалось это сделать сразу правильно. Бумаги для меня - темный лес!" - признается дизайнер.
С ремесленничеством оказалось проще: налог 6 рублей, никаких деклараций и прочих документов.
"Недавно перешла на НПД и тоже хорошо себя чувствую. Боялась, что сложно будет оплачивать: думала, начнется история как с налоговыми декларациями у ИП, но ничего подобного: все очень легко и понятно, - уверяет Саша. - Кстати, наконец-то узнала, сколько зарабатываю. Никогда раньше не вела подсчет, а сейчас обязана это делать и уже понимаю, какую прибыль приносит мое дело. Если кратко - жить можно, причем неплохо".
Большим плюсом своего дела она считает возможность работать в свободном графике: "У меня двое детей, с которыми люблю проводить много времени. Сыновья никогда не ходили в детский сад, всегда были или со мной, или с мужем. Мы с ним договорились так: один из нас два дня работает, второй сидит с мальчиками, а потом меняемся. Поэтому фактически в мастерской работаю всего три-четыре дня в неделю, но - по 9-10 часов. Могу так увлечься, что охранникам приходится напоминать: уже поздно, пора домой. Хотя и в "выходные" два дня я отдыхаю условно: когда дети заняты чем-то своим, рисую эскизы или отвечаю на сообщения в соцсетях, пишу туда посты. Я ведь и блогер".
Регулярно общаясь с подписчиками, Саша точно знает: некоторых из них она вдохновляет на то, чтобы превратить хобби в бизнес.
"У меня периодически спрашивают, как начать свое дело. Во-первых, нужно понять, чем хочешь заниматься. Это обязательно должно быть что-то любимое. Как вариант - покопаться в воспоминаниях о детстве: что тогда занимало большую часть вашего внимания и времени? Во-вторых, взять ответственность в заработке на себя. Поначалу, возможно, будет страшно, а потом такой расклад может даже понравиться. В-третьих, дайте время себе и своей идее. Я не бросаюсь сразу делать задуманное. Сначала прогоняю его через сито моего скептицизма. Если через месяц и даже через год идея еще актуальна, а я продолжаю ею гореть, можно смело начинать запуск, - рассказывает дизайнер. - Думаю, многим просто не хватает упорства. Важно не сдаваться, если что-то не получается ни с первого раза, ни со второго, ни даже с десятого".
Елена ИВАШКО,
фото - Сергей ШЕЛЕГ,
газета "7 дней".-0-
Саша еще в детстве поняла, что самое интересное для нее - творчество. Чем она только не занималась - рисованием, лепкой, валянием, вышивкой, квилингом, декупажем! И всему этому училась сама.
"Тогда в интернете было мало не то что мастер-классов, но даже описания техник. О видеоуроках и речи не шло. Поэтому до многого пришлось доходить самой опытным путем, и я считаю, что это классно. Когда начинаешь без учителей с нуля, нет соблазна что-то копировать, кому-то подражать. Так формируется уникальный авторский стиль, придумываются новые техники", - уверена дизайнер.
Родители всегда поддерживали ее увлечения. Когда пришло время поступать в вуз, мама даже предложила: иди, дочь, на "народное творчество" в Белорусский государственный институт культуры и искусств. Саша тогда восприняла эту идею скептически: "Я не понимала, что там буду делать. Из соломки учиться плести? Только когда открыла свой бизнес, осознала, что как раз полученные там навыки очень бы пригодились. Но кто же маму слушает в 18 лет? Я пошла получать модную тогда профессию дизайнера интерьера" Когда начинала учиться, эскизы рисовали вручную, и мне это нравилось. Но потом все стали переходить на специальные компьютерные программы, и это убило особую творческую атмосферу. Зато тогда я окончательно поняла: эргономика, коммуникации, подбор обоев и краски для стен мне совершенно не интересны. Нравилось только декорирование".
Тем не менее первое место работы выпускницы оказалось больше связано с эргономикой, чем с декорированием: она устроилась дизайнером мебели в фирму, павильон которой располагался в большом торговом центре. Приходилось рисовать кухни, учитывая пожелания заказчиков и... хозяев салона.
"Фактически совмещала работу дизайнера и менеджера. Мое начальство, конечно, было заинтересовано, чтобы я продавала клиентам определенные позиции. А я просто ненавижу "втюхивать"! В общем, меня уволили. Я нашла другое место работы - на этот раз конструировала шкафы-купе. Но оттуда тоже уволили по аналогичной причине - "продажница" из меня плохая, особенно когда я сама не верю в то, что предлагаю клиентам", - признает дизайнер.
Третьим местом работы Саши Борщевой стала фирма, которая занималась изготовлением зеркал. С творчеством это не имело ничего общего, и дизайнер решила: им не по пути.
"На самом деле я рада, что именно так все сложилось. Когда я была наемным работником, приходилось следовать за трендами, чтобы угодить клиентам, но на самом деле я всегда мечтала тренды диктовать", - признается дизайнер.
Когда три двери перед Сашей закрылись, она решила открыть четвертую сама. Зарегистрировала ИП и начала заниматься тем, что всегда любила, - чистым творчеством. И очень скоро попала именно в ту нишу, где стала создавать тренды. Но - обо всем по порядку.
"Оказалось, что это обалденная идея для бизнеса"
В бизнес ее хобби примерно 12 лет назад превратилось по чистой случайности. В то время в Беларуси появилось новомодное явление - ярмарки и маркеты, где дизайнеры и мастера могли продавать свой хендмейд. Они быстро стали очень популярны.
"Маркеты вызывали "вау-эффект", - вспоминает Саша. - Моя подруга-дизайнер продавала там сумки своего производства. И как-то предложила присоединиться к ней. Я налепила из полимерной глины коней, потому что был год Лошади, и с ними отправилась на маркет. Признаюсь: теми конями не горжусь - это были далеко не лучшие мои работы, но их все равно быстро раскупили. Это дало импульс попробовать сделать что-то еще. В следующий раз вылепила уже китов - они тоже тут же продались. И только после этого придумала свои фирменные броши-цветы".
Дизайнер утверждает, что когда начала делать первую гвоздику из полимерной глины, почувствовала: прямо сейчас рождается нечто уникальное. И действительно, как оказалось, такого до Саши не делал никто!
"Примерно 12 лет назад была мода на флористику. Помните, девушки носили на голове даже обручи с бутонами? Конечно, цветы тогда делали многие мастера, но все почему-то "анфас". Я же подумала, что было бы круто слепить их сбоку. Во-первых, этот ракурс будет совершенно новым, неожиданным для людей. Во-вторых, он откроет чашелистик. А ведь я фанат чашелистиков! Это очень красивая часть цветка. Придумала делать стебель из тонкого шнурка - так он выглядит как живой. К тому же я просто обожаю сочетать, казалось бы, несовместимые материалы", - объясняет мастерица.
Сашины гвоздики "смели" с прилавка маркета мгновенно. Просили еще. Но дизайнер пошла дальше: она сделала несколько разновидностей цветов.
"Помню, что не могла определиться, как их разложить на столе перед началом маркета. Пошла по самому простому пути: распределила в букетики по цвету. Помню, что всех восхитила эта идея. Покупатели подумали, что так сделано специально: в наборе броши можно компоновать по своему усмотрению в зависимости от наряда. Их так и начали покупать - букетами. Оказалось, что это обалденная идея для бизнеса: я мотивировала покупателей к коллекционированию. Некоторые мастера посчитали это продуманной маркетинговой стратегией. А на самом деле - случайность", - улыбается Саша.
Такие "транформеры" до сих пор популярны у любительниц уникальных украшений. Автор брошей-цветов уверяет, что знает среди своих покупательниц настоящих коллекционеров - у них бывает по 30 бутонов.
"Обидно, что копируют мои идеи"
Когда броши в виде цветов прочно покорили сердца модниц, выяснилось, что у их автора... аллергия на полимерную глину. Саша расценила для себя это как знак: пора переходить на другие материалы, а лучше - совместить несколько. Так сначала появились работы из японской глины на основе волокон целлюлозы, а затем деревянные броши. Причем дизайнер в очередной раз решила совместить несовместимое - дерево и бисер. Звучит, возможно, просто, а на деле - еще та головоломка.
"До меня этого опять же никто не делал. Поэтому было совершенно непонятно: как вырезать, крепить и в целом сочетать? Попробовала разными способами - не понравился результат. Потом поняла, что краска должна быть прозрачной: она не перекроет текстуру и волокна дерева, оно будет выглядеть живее, не пластмассово. Придумала, как пришить бусины к заготовкам, и все это вместе очень здорово заиграло", - рассказывает дизайнер.
Так в ее творчестве начался "гранатовый" период. Яркие деревянные брошки-гранаты с переливающимися бисеринками-семечками поклонникам стремительно развивающегося бренда Саши Борщевой тоже очень понравились. А их создательница задумалась: может, наступило время перейти к более крупным формам? Тот же гранат из дерева и бисера, увеличенный во много раз, станет замечательным дизайнерским элементом декора.
"Когда я уже выпилила форму этого плода и начала думать, как поместить внутрь огромное количество бисера, в голову пришла идея - закрепить вместо них зеркала. Попробовала - получилось очень классно. И оказалось, что я снова попала в тренд: в моду начали входить зеркальные композиции на стенах. Мои работы активно покупали на разных сайтах, где продают хендмейд. А потом случилась нашумевшая история с AliExpress", - вспоминает Саша.
О том, что на популярном китайском маркетплейсе продают копии ее зеркал, дизайнер узнала от одной из своих подписчиц. Она прислала Саше ссылку, и та ахнула: там выставлены ее фотографии! Разница только в цене: за подделку просили всего 25 рублей, тогда как оригинал стоит минимум в шесть раз дороже.
"Из интереса я даже заказала одно зеркало. Оно было меньше моего, тоньше, рисунок искажен. Вместо зеркала - пластмасса. Конечно, обидно, что копируют мои идеи, причем в ужасном качестве. Поначалу забеспокоилась: а вдруг в какой-то момент этот "бренд" станет популярнее, чем мой? Тогда уже мне придется доказывать свое авторство? Знаю белорусский бренд, который попал в похожую ситуацию. Переживала, что люди будут заказывать на маркетплейсе ерунду, принимая за авторские работы, и моя репутация начнет падать. А потом перестала тревожиться. Крутые вещи плагиатчики не смогут делать потому, что в них нет ни правды, ни силы, ни таланта. Когда у дела такой подтекст, оно провальное", - считает дизайнер.
"Многим просто не хватает упорства"
За 12 лет Саша Борщева побывала и ИП, и ремесленницей, и плательщиком налога на профессиональную деятельность. И хотя в НПД перешла только недавно, может рассказать о плюсах и минусах всех трех форм ведения бизнеса. Отмечает, что начинать с ИП было непросто.
"Во-первых, приходилось самой заботиться о своей зарплате. К этому сложно адаптироваться после того, как был в найме, где о твоем заработке думало начальство. Во-вторых, оказалось, что вся бухгалтерия и документооборот теперь тоже на мне. Особенно нелегко было с заполнением налоговой декларации - ни разу не удалось это сделать сразу правильно. Бумаги для меня - темный лес!" - признается дизайнер.
С ремесленничеством оказалось проще: налог 6 рублей, никаких деклараций и прочих документов.
"Недавно перешла на НПД и тоже хорошо себя чувствую. Боялась, что сложно будет оплачивать: думала, начнется история как с налоговыми декларациями у ИП, но ничего подобного: все очень легко и понятно, - уверяет Саша. - Кстати, наконец-то узнала, сколько зарабатываю. Никогда раньше не вела подсчет, а сейчас обязана это делать и уже понимаю, какую прибыль приносит мое дело. Если кратко - жить можно, причем неплохо".
Большим плюсом своего дела она считает возможность работать в свободном графике: "У меня двое детей, с которыми люблю проводить много времени. Сыновья никогда не ходили в детский сад, всегда были или со мной, или с мужем. Мы с ним договорились так: один из нас два дня работает, второй сидит с мальчиками, а потом меняемся. Поэтому фактически в мастерской работаю всего три-четыре дня в неделю, но - по 9-10 часов. Могу так увлечься, что охранникам приходится напоминать: уже поздно, пора домой. Хотя и в "выходные" два дня я отдыхаю условно: когда дети заняты чем-то своим, рисую эскизы или отвечаю на сообщения в соцсетях, пишу туда посты. Я ведь и блогер".
Регулярно общаясь с подписчиками, Саша точно знает: некоторых из них она вдохновляет на то, чтобы превратить хобби в бизнес.
"У меня периодически спрашивают, как начать свое дело. Во-первых, нужно понять, чем хочешь заниматься. Это обязательно должно быть что-то любимое. Как вариант - покопаться в воспоминаниях о детстве: что тогда занимало большую часть вашего внимания и времени? Во-вторых, взять ответственность в заработке на себя. Поначалу, возможно, будет страшно, а потом такой расклад может даже понравиться. В-третьих, дайте время себе и своей идее. Я не бросаюсь сразу делать задуманное. Сначала прогоняю его через сито моего скептицизма. Если через месяц и даже через год идея еще актуальна, а я продолжаю ею гореть, можно смело начинать запуск, - рассказывает дизайнер. - Думаю, многим просто не хватает упорства. Важно не сдаваться, если что-то не получается ни с первого раза, ни со второго, ни даже с десятого".
Елена ИВАШКО,
фото - Сергей ШЕЛЕГ,
газета "7 дней".-0-