Новости темы
"Репортаж"
В мире все большую популярность набирают электрокары, которые позиционируются как более экологичный транспорт. Многие автолюбители задумываются, стоит ли переходить на "электричку", если в стране не везде есть станции для подзарядки такого диковинного четырехколесного "гаджета". Это как вопрос с курицей и яйцом - что первичнее: начать серийное производство машин на электродвигателе или обустроить необходимую обслуживающую инфраструктуру. Впрочем, никто не мешает делать это одновременно. ОАО "Витязь" уже 10 лет назад освоило изготовление электрозарядных станций. Заместитель главного инженера - главный конструктор предприятия Александр Борисович рассказал корреспонденту БЕЛТА, как на витебском заводе, который известен также своими телевизорами, выпускают подобные станции, причем разного калибра, и как планируют развивать производство.
Предприятие является одним из основных поставщиков зарядных станций для электромобилей в республике. На "Витязе" для этого имеется необходимое оборудование. Под сборку импортозамещающей продукции оборудовали цех. "За последний год количество электрокаров в Беларуси увеличилось вдвое. Отечественные автолюбители приобретают машины разных производителей, у которых различные конфигурации, стандарты. Это американские, европейские, китайские и корейские электрокары. Нам в производстве электрозарядных станций нужно учитывать каждую особенность и все стандарты, которые применяются при сборке таких авто", - пояснил главный конструктор завода.
Электрозарядные станции отличаются прежде всего по мощности. Они условно делятся на медленные и быстрые. К медленным относятся те, что позволяют подключать авто на зарядку на длительное время, например, на ночь. Мощность таких станций составляет до 22 кВт.
"Мы начинаем осваивать как раз спальные районы городов, чтобы установить там побольше подобных станций. В Минске, где примерно 60% зарядных станций для электрокаров нашего производства, это уже более распространено, а в других регионах мы делаем еще первые шаги в этом направлении", - отметил заместитель главного инженера.
Он рассказал, что при установке станций специалисты сталкиваются с проблемой нехватки подводимых мощностей. Электросети в районах еще советской застройки не рассчитаны на обеспечение потока электроэнергии даже в домах, где появилось множество электроприборов, поэтому необходима масштабная модернизация, чтобы выдерживать возросшую нагрузку.
На "Витязе" производят и быстрые зарядные станции. Их мощность составляет от 60 до 350 кВт. Такое оборудование устанавливают на международных трассах, чтобы водители могли пополнить заряд, пока пьют кофе на заправке. Быстрые зарядные станции нужны грузовикам на электротяге, электробусам которых все больше появляется на улицах города и дорогах страны.
"Мы выпускаем быстрые станции, включая суперчардж, которые позволяют сократить время зарядки. Ими пользуются в сфере общественного транспорта, такси. То есть это те потребители, у которых ограничено время на зарядку автомобиля. В зависимости от емкости батареи заправка машины может занимать в среднем от 30 до 60 минут", - рассказал Александр Борисович.
Завод изготавливает станции для одновременной зарядки как одного, так и двух автомобилей. В Витебске, например, по несколько станций установлены возле самого предприятия и около крупных торговых центров.
Александр Борисович рассказал, что народные "умельцы" в гаражах кустарным способом изготавливают переходники для разъемов, чтобы автовладелец мог заряжаться от любой станции, однако это опасно прежде всего для автомобиля. Бывали случаи, когда вся электроначинка машины сгорала из-за использования несертифицированных и нелегальных переходников. Водителям следует трижды подумать, прежде чем приобретать подобные изделия, ведь можно лишиться машины или даже жизни.
В ОАО "Витязь" только за прошлый год произвели 268 электрозарядных станций. До 2028 года предприятие рассчитывает изготовить около 840 станций различной модификации.
Алеся ПУШНЯКОВА,
фото Александра ХИТРОВА,
БЕЛТА.-0-
Предприятие является одним из основных поставщиков зарядных станций для электромобилей в республике. На "Витязе" для этого имеется необходимое оборудование. Под сборку импортозамещающей продукции оборудовали цех. "За последний год количество электрокаров в Беларуси увеличилось вдвое. Отечественные автолюбители приобретают машины разных производителей, у которых различные конфигурации, стандарты. Это американские, европейские, китайские и корейские электрокары. Нам в производстве электрозарядных станций нужно учитывать каждую особенность и все стандарты, которые применяются при сборке таких авто", - пояснил главный конструктор завода.
Электрозарядные станции отличаются прежде всего по мощности. Они условно делятся на медленные и быстрые. К медленным относятся те, что позволяют подключать авто на зарядку на длительное время, например, на ночь. Мощность таких станций составляет до 22 кВт.
"Для автовладельцев это очень удобно, если они ездят на электромобиле преимущественно в городе. Машину после рабочего дня можно оставить на зарядке и спокойно пойти спать, а утром забрать авто с полной "батарейкой". Также медленная зарядка считается более щадящей, позволяет продлить срок эксплуатации электротранспорта", - рассказал Александр Борисович.
В городах медленные зарядные станции стараются устанавливать в спальных микрорайонах, чтобы не приходилось оставлять авто далеко от места жительства. Кстати, при строительстве новых домов проекты теперь не принимают, если на парковке возле высоток не предусмотрено место для электрозарядных станций."Мы начинаем осваивать как раз спальные районы городов, чтобы установить там побольше подобных станций. В Минске, где примерно 60% зарядных станций для электрокаров нашего производства, это уже более распространено, а в других регионах мы делаем еще первые шаги в этом направлении", - отметил заместитель главного инженера.
Он рассказал, что при установке станций специалисты сталкиваются с проблемой нехватки подводимых мощностей. Электросети в районах еще советской застройки не рассчитаны на обеспечение потока электроэнергии даже в домах, где появилось множество электроприборов, поэтому необходима масштабная модернизация, чтобы выдерживать возросшую нагрузку.
На "Витязе" производят и быстрые зарядные станции. Их мощность составляет от 60 до 350 кВт. Такое оборудование устанавливают на международных трассах, чтобы водители могли пополнить заряд, пока пьют кофе на заправке. Быстрые зарядные станции нужны грузовикам на электротяге, электробусам которых все больше появляется на улицах города и дорогах страны.
"Мы выпускаем быстрые станции, включая суперчардж, которые позволяют сократить время зарядки. Ими пользуются в сфере общественного транспорта, такси. То есть это те потребители, у которых ограничено время на зарядку автомобиля. В зависимости от емкости батареи заправка машины может занимать в среднем от 30 до 60 минут", - рассказал Александр Борисович.
Завод изготавливает станции для одновременной зарядки как одного, так и двух автомобилей. В Витебске, например, по несколько станций установлены возле самого предприятия и около крупных торговых центров.
"Кроме мощностей, мы учитываем и разные виды разъемов для подсоединения автомобиля к электрозарядной станции. На каждом мы указываем тип. CHAdeMO - это для американских автомобилей, которые появились на рынке электрокаров первыми. Разъем CCS Combo 2 подходит для электрокаров европейских марок, а GB/T DC - китайских", - отметил главный конструктор предприятия.
Александр Борисович рассказал, что народные "умельцы" в гаражах кустарным способом изготавливают переходники для разъемов, чтобы автовладелец мог заряжаться от любой станции, однако это опасно прежде всего для автомобиля. Бывали случаи, когда вся электроначинка машины сгорала из-за использования несертифицированных и нелегальных переходников. Водителям следует трижды подумать, прежде чем приобретать подобные изделия, ведь можно лишиться машины или даже жизни.
Главный конструктор завода поделился планами по расширению ассортимента электрозарядных станций: "В расширении инфраструктуры электрозарядных станций нужно мыслить стратегически. Недостаточно обеспечить сеть такого оборудования, важно предусмотреть и другие услуги. Мы посчитали, что если есть мобильный шиномонтаж, то почему бы не сделать мобильную электрозарядную станцию. На предприятии уже изготовили опытный образец, и в ближайшем будущем мы рассчитываем запустить такую модель в серийное производство. Она представляет собой автомобиль, оснащенный зарядной станцией, которую можно доставить в отдаленную местность - на трассы, в лес, малые населенные пункты. Если, к примеру, вы на электромобиле отправились за грибами и у авто закончился заряд, вы можете вызвать мобильную станцию и "подкормить" батарею достаточно, чтобы добраться до города или стационарной станции".
Алеся ПУШНЯКОВА,
фото Александра ХИТРОВА,
БЕЛТА.-0-