26 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Немаловажная роль на пути профессионального становления молодого исследователя и соискателя ученой степени принадлежит институту наставничества и научным наставникам. Таким мнением с корреспондентом БЕЛТА в День белорусской науки поделилась научный сотрудник Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров, председатель Совета молодых ученых Института социологии НАН Беларуси Алеся Соловей.
"Научное наставничество - один из ключевых факторов подготовки научных кадров. Важнейшей формой наставничества в науке считают научное руководство. Однако это не единственная форма наставничества в науке, - замечает исследователь. - Значимы для соискателя и молодого исследователя включенность в структуру научной школы, поддержка со стороны научного сообщества, передача опыта от старших коллег, беседы на научные темы. Научный руководитель и коллектив влияют на мотивацию соискателя ученой степени, тематику и подготовку диссертационного исследования".
В рамках комплексного социологического исследования, посвященного роли наставничества в подготовке научных кадров, проведенного в июне - декабре прошлого года среди представителей академической и вузовской науки, был изучен опыт работы наставников (научных руководителей и консультантов), мнения администраций научных институтов и соискателей ученых степеней.
Алеся Соловей познакомила с отдельными результатами исследования академического сектора науки. Так, более половины (51,7%) участвовавших в анкетном социологическом опросе аспирантов, докторантов, в том числе соискателей, научных сотрудников, пока не защитивших диссертации, отметили влияние института научного наставничества на воспроизводство кадрового потенциала белорусской науки.
Было выявлено, что при необходимости могут обращаться за помощью по научной работе к своим коллегам - 96,9% респондентов, в том числе 64,1% - "да, всегда", 32,8% - "скорее да". Указали, что в их организации есть ученые, которые являются примером профессионала лично для них, - 84,1% респондентов. Абсолютное большинство считает, что "наличие наставника способствует успешной защите диссертационной работы соискателем" (93% респондентов). При этом 69,4% согласны с тем, что "институт научного наставничества - лучший способ преемственности поколений в науке".
"Можно подытожить, что роль института наставничества в профессиональной и корпоративной адаптации молодых ученых и соискателей, как и в повышении их квалификационного уровня значительна. То же можно сказать о потенциале наставничества в научных организациях для воспроизводства научных кадров и преемственности поколений в белорусской науке", - заключила председатель Совета молодых ученых Института социологии Национальной академии наук Алеся Соловей.-0-