Новости темы
"Репортаж"
Нынешняя зима удивляет своей нетипично теплой погодой. Из-за этого на водоемах не успевает образоваться достаточно толстый и прочный слой льда. При этом люди продолжают испытывать удачу, выходя на ледяной покров водоемов. Некоторые из них проваливаются и тонут. Спасение тонущих - одна из задач водолазов МЧС. Корреспондент БЕЛТА отправился в центр водолазно-спасательной службы МЧС на Цнянском водохранилище и узнал, какая техника состоит на вооружении у водолазов, как они спасают тонущих людей и что делать, если вы провалились под лед.
Как рассказал начальник центра водолазно-спасательной службы Республиканского отряда специального назначения (РОСН) "ЗУБР" Олег Степук, с начала нынешней зимы в стране провалились под лед и утонули восемь человек. "Температурный режим в стране заставляет задуматься о безопасности. В первую очередь это касается рыбаков и детей. Говоря о любителях рыбной ловли, нужно отметить, что сейчас основная часть водоемов покрыта льдом. Однако он небезопасен, так как его толщина не достигает 7 см - минимально разрешенного для выхода на лед показателя", - подчеркнул Олег Степук.
Начальник центра напомнил порядок действий, если вы стали свидетелем того, как кто-то провалился под лед и начал тонуть. "Первая ваша задача - связаться со спасателями по телефонам 101 или 112. Дальнейшие действия зависят от ваших физических и морально-психологических качеств. Можно использовать разные подручные средства, имеющиеся у вас и на берегу: палки, доски, связанные вместе шарфы и ремни - все, что угодно. Следует подать тонущему человеку подручные средства и помочь выбраться из воды. При этом не нужно подходить к полынье ближе чем на 3-4 м. После нужно ползком выбраться с водоема тем же путем, которым вы попали к полынье. Далее нужно помочь человеку снять мокрую одежду. Если рядом есть ваш автомобиль, посадите пострадавшего внутрь и укройте своими вещами или покрывалом. Также обязательно нужно вызвать медиков", - рассказал он.
Олег Степук подчеркнул, что в ледяной воде человек может пробыть до 10 минут. Он также напомнил последовательность действий, если вы сами провалились под лед. "Самое главное - сохранять самообладание. Нужно звать на помощь и постараться выбраться из воды самостоятельно. Для этого нужно успокоить дыхание, навалиться грудью на край полыньи. Затем необходимо забросить на лед сначала одну ногу, потом другую. При этом ни в коем случае нельзя вставать на краю полыньи, чтобы не обломать ее кромки и вновь не оказаться в воде. Нужно перекатами либо ползком направиться к берегу по ранее пройденному пути", - отметил начальник центра.
Он акцентировал внимание на том, что водолазы МЧС, независимо от поры года, находятся в постоянной боевой готовности. "Мы готовы в любую секунду прийти на помощь людям, попавшим в беду. На сегодняшний день подразделения водолазно-спасательной службы МЧС оснащены новейшим оборудованием и техникой для оказания помощи людям, терпящим бедствие на воде, под ней и на льду. Здесь можно вспомнить используемые летом катера различной мощности, гидроциклы. В зимний период применяются суда на воздушной подушке и аэролодки "Пираньи", которые стали отличным подспорьем в нашем деле", - подчеркнул Олег Степук.
Подробнее о снаряжении рассказал водолаз центра водолазно-спасательной службы РОСН "ЗУБР" Анатолий Числов. Он показал, что находится в служебной машине спасателей. "Здесь есть несколько комплектов водолазного снаряжения: компрессоры, баллоны со сжатым воздухом и так далее. Также есть спасательные жилеты, буи. Кроме того, есть эхолот. С его помощью мы сканируем дно водоема, и если обнаруживается какой-то подозрительный предмет, то эхолот показывает это на экране, и туда мы отправляем водолаза для детального осмотра. Этот инструмент используется как летом, так и зимой. Также у нас есть надводное и подводное освещение. В машине имеются и веревки для спасения пострадавших. Здесь же есть и лифт-бэги. Помимо этого, у нас в машине есть ледобур. С его помощью мы проделываем во льду лунку, куда опускаем эхолот", - рассказал Анатолий Числов.
Он также подробно остановился на характеристиках и возможностях аэролодки "Пиранья", которую используют спасатели. "Ее универсальность заключается в том, что дно лодки выполнено из пластиковой "чешуи". Благодаря этому она может передвигаться и по льду, и по воде. На "Пиранье" мы можем без труда преодолевать небольшие препятствия, такие как борозды или заросли камыша", - отметил водолаз-спасатель.
Возможности "Пираньи" были наглядно продемонстрированы во время тренировочного спасения условного тонущего. По задумке учебного эпизода человек вышел на лед и провалился в воду. Получив информацию о попавшем в беду человеке, спасатели в специальных водолазных костюмах быстро погрузились в автомобиль, в прицепе которого находилась аэролодка. На большой скорости они прибыли к берегу и спустили судно на воду. Промчавшись по водной глади, работники МЧС приблизились к условному утопающему и затянули его в лодку. После этого спасенного доставили на берег.
БЕЛТА.-0-
Начальник центра напомнил порядок действий, если вы стали свидетелем того, как кто-то провалился под лед и начал тонуть. "Первая ваша задача - связаться со спасателями по телефонам 101 или 112. Дальнейшие действия зависят от ваших физических и морально-психологических качеств. Можно использовать разные подручные средства, имеющиеся у вас и на берегу: палки, доски, связанные вместе шарфы и ремни - все, что угодно. Следует подать тонущему человеку подручные средства и помочь выбраться из воды. При этом не нужно подходить к полынье ближе чем на 3-4 м. После нужно ползком выбраться с водоема тем же путем, которым вы попали к полынье. Далее нужно помочь человеку снять мокрую одежду. Если рядом есть ваш автомобиль, посадите пострадавшего внутрь и укройте своими вещами или покрывалом. Также обязательно нужно вызвать медиков", - рассказал он.
Олег Степук подчеркнул, что в ледяной воде человек может пробыть до 10 минут. Он также напомнил последовательность действий, если вы сами провалились под лед. "Самое главное - сохранять самообладание. Нужно звать на помощь и постараться выбраться из воды самостоятельно. Для этого нужно успокоить дыхание, навалиться грудью на край полыньи. Затем необходимо забросить на лед сначала одну ногу, потом другую. При этом ни в коем случае нельзя вставать на краю полыньи, чтобы не обломать ее кромки и вновь не оказаться в воде. Нужно перекатами либо ползком направиться к берегу по ранее пройденному пути", - отметил начальник центра.
Он акцентировал внимание на том, что водолазы МЧС, независимо от поры года, находятся в постоянной боевой готовности. "Мы готовы в любую секунду прийти на помощь людям, попавшим в беду. На сегодняшний день подразделения водолазно-спасательной службы МЧС оснащены новейшим оборудованием и техникой для оказания помощи людям, терпящим бедствие на воде, под ней и на льду. Здесь можно вспомнить используемые летом катера различной мощности, гидроциклы. В зимний период применяются суда на воздушной подушке и аэролодки "Пираньи", которые стали отличным подспорьем в нашем деле", - подчеркнул Олег Степук.
Подробнее о снаряжении рассказал водолаз центра водолазно-спасательной службы РОСН "ЗУБР" Анатолий Числов. Он показал, что находится в служебной машине спасателей. "Здесь есть несколько комплектов водолазного снаряжения: компрессоры, баллоны со сжатым воздухом и так далее. Также есть спасательные жилеты, буи. Кроме того, есть эхолот. С его помощью мы сканируем дно водоема, и если обнаруживается какой-то подозрительный предмет, то эхолот показывает это на экране, и туда мы отправляем водолаза для детального осмотра. Этот инструмент используется как летом, так и зимой. Также у нас есть надводное и подводное освещение. В машине имеются и веревки для спасения пострадавших. Здесь же есть и лифт-бэги. Помимо этого, у нас в машине есть ледобур. С его помощью мы проделываем во льду лунку, куда опускаем эхолот", - рассказал Анатолий Числов.
Он также подробно остановился на характеристиках и возможностях аэролодки "Пиранья", которую используют спасатели. "Ее универсальность заключается в том, что дно лодки выполнено из пластиковой "чешуи". Благодаря этому она может передвигаться и по льду, и по воде. На "Пиранье" мы можем без труда преодолевать небольшие препятствия, такие как борозды или заросли камыша", - отметил водолаз-спасатель.
Возможности "Пираньи" были наглядно продемонстрированы во время тренировочного спасения условного тонущего. По задумке учебного эпизода человек вышел на лед и провалился в воду. Получив информацию о попавшем в беду человеке, спасатели в специальных водолазных костюмах быстро погрузились в автомобиль, в прицепе которого находилась аэролодка. На большой скорости они прибыли к берегу и спустили судно на воду. Промчавшись по водной глади, работники МЧС приблизились к условному утопающему и затянули его в лодку. После этого спасенного доставили на берег.
БЕЛТА.-0-