В соответствии с приоритетами социально-экономического развития Беларуси разработана госпрограмма "Малое и среднее предпринимательство" на 2021-2025 годы. Она направлена на создание благоприятной деловой среды для развития предпринимательства, стимулирование инициативности и предприимчивости граждан.
Минская область на протяжении многих лет занимает второе место после Минска по развитию предпринимательства. В развитии регионов малое и среднее предпринимательство выполняет несколько функций: пополнение доходов бюджета, создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы. Участники круглого стола рассказали о тенденциях развития малого и среднего предпринимательства в Минской области, обсудили примеры успешных предпринимательских инициатив.
Участники:
Производственный научно-образовательный кластер создают в Вилейском районе
В Вилейском районе планируют создать производственный научно-образовательный кластер - разработана соответствующая дорожная карта, рассчитанная на 2021-2025 годы. Об этом сообщила заместитель председателя Вилейского райисполкома по экономике Марина Возняк во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.
Район не очень большой - порядка 48 тыс. населения в 405 населенных пунктах. Из главных ресурсов, которые можно считать точкой роста, - крупный искусственный водоем - Вилейское водохранилище. А также кадры профессионалов и возможности для их подготовки.
"Разработана дорожная карта сотрудничества по созданию производственного научно-образовательного кластера в Вилейском районе на основе высокотехнологичных, экологобезопасных, наукоемких и IT-технологий. Это сотрудничество между Вилейским райисполкомом, Белорусским государственным технологическим университетом и Беларусбанком. Карта предполагает реализацию мероприятий в 2021-2025 годах. Всего в ней размещено 28 проектов различной направленности - затронуты все отрасли", - рассказала Марина Возняк.
Даже при реализации половины всего задуманного и изложенного в дорожной карте, в Вилейском районе появятся новые специальности в местном колледже, новые направления деятельности с использованием местных ресурсов. "Это позволит обеспечить занятость наших жителей", - заключила Марина Возняк.
Кроме того, недавно местные органы власти провели опрос жителей о том, чего не хватает бизнесу района. Подготовлен свод-анализ, который позволил вычленить приоритетные направления развития: туризм, промышленность и сельское предпринимательство.
Начата разработка генерального плана зоны отдыха республиканского значения "Вилейка", что будет способствовать дальнейшему развитию в районе туристско-рекреационной деятельности. В поддержку фермерам в Вилейке выделены три площадки, где производители могут реализовывать свою продукцию. В 2020 году 18 безработных получили субсидию на открытие своего дела на сумму Br57,9 тыс., с начала этого года еще 6 человек получили финансовую помощь в общей сумме Br21,6 тыс.
А в целом механизмов помощи начинающему предпринимателю в районе много. Действуют центры поддержки предпринимательства, разработан электронный помощник для развития бизнеса - чат-бот, доступный на сайтах райисполкома и районной газеты. Он помогает разобраться в вопросах предпринимательства в целом, юридических нюансах, найти идеи для бизнеса и инструменты для его запуска.
Регулярно проводятся встречи руководства района с представителями бизнеса. И тот проявляет инициативу. По итогам бизнес-форума в Вилейке представители бизнес-сообщества стали чаще обращаться с инициативами и предложениями - в том числе создать региональное сообщество, своего рода кооперацию.
Импульс к развитию региона - эксперт о пользе центров поддержки предпринимательства
Центры поддержки предпринимательства стали значимым инструментом развития малого бизнеса в регионах. Такое мнение высказала заместитель председателя Вилейского райисполкома по экономике Марина Возняк во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.
На базе Вилейского государственного колледжа еще в 2011 году создан центр поддержки предпринимательства. Там начинающие свое дело могут получить материально-технические ресурсы и поддержку в привлечении кадров, бухгалтерские услуги, пройти подготовку и переподготовку. На базе этого центра организована бизнес-школа с учебным классом. "Слушатели совершенно бесплатно изучают нормативную базу, проводят маркетинговые исследования, изучают вопросы кредитования и налогообложения, бизнес-планирования, рекламы и так далее, - отметила Марина Возняк. - За это время 148 человек, по нашей информации, смогли благодаря помощи бизнес-школы открыть собственное дело".
В 2020 году на базе Белагропромбанка открыт центр притяжения I grow (с англ. - "я расту"). Это проект бесплатной помощи начинающим предпринимателям. "Новая площадка стала местом для обмена опытом. Начинающим предпринимателям консультативную помощь оказывают юристы и экономисты, а для опытных бизнесменов это дополнительная возможность вывести свое дело на новый уровень", - сказала Марина Возняк.
Большинство мероприятий - вебинары и семинары, консультации - с момента открытия проводилось онлайн. Это курсы и темы по созданию и продвижению своего сайта, открытию кофейни, рекламе в социальных сетях, женскому предпринимательству и др.
"В этом году в районе открылись 58 различных субъектов, из них 49 ИП, девять - другой малый бизнес. И, думается, во многом толчком к этому послужил I grow. Потому что открывшие субъекты были слушателями семинаров и вебинаров", - подчеркнула представитель райисполкома.
Также на базе центра притяжения проводятся встречи бизнесменов со старшеклассниками. В целом в развитии предпринимательской активности строится работа с подрастающим поколением. Во многих школах проводятся внеклассные часы и факультативы по основам предпринимательской деятельности, развиваются ученические компании.
Всего сегодня в районе предпринимательством занимаются около 1,7 тыс. субъектов, из них почти 690 - юрлица, около 990 - ИП. Около половины всех заняты в торговле и общепите. Кроме того, зарегистрированы 200 ремесленников, 306 агроусадеб, 40 крестьянских (фермерских) хозяйств, 15 организаций занимаются охотничьим и рыболовным направлениями отдыха.
Среди недавно созданных инновационных предприятий можно назвать производство высокопротеиновых кормовых добавок из бобовых культур, садовых домиков и пеллет, изделий из пластмассы. Иностранным предприятием строится завод порошковых красок (будет создано порядка 100 рабочих мест).
"Налоговые платежи субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году составили Br5 млн. Их доля в консолидированном бюджете - 29%. Роль коммерческих организаций в поставках товаров и услуг на экспорт очень высока: удельный вес в экспорте услуг - 99,6%, товаров - 97%", - привела цифры Марина Возняк.
Торговля и услуги, доминирование ИП - черты малого и среднего бизнеса Минской области
Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства - одно из приоритетных направлений регионального развития. Это импульс для деловой активности местного населения, открытие новых рабочих мест и, конечно, пополнение доходной части бюджета. По своей сути более мобильный малый бизнес выполняет важные социальные функции, предоставляя услуги, которые крупные игроки сосредоточивают в больших городах, где больше потребителей. Минская область по развитию предпринимательства и бизнес-структур занимает второе место после столицы. И это важно в свете того, что всегда есть риск оттока высококвалифицированных кадров в Минск. Чем более привлекательны условия ведения дел в регионе, тем больше шансов, что инициативные люди будут эти возможности использовать. Насколько успешны усилия местных органов власти и их партнеров в создании комфортной бизнес-среды в Минской области, эксперты поговорили за круглым столом в пресс-центре БЕЛТА.
Доцент кафедры государственной экономической политики Института государственной службы Академии управления при Президенте Ирина Мальгина обращает внимание на то, что за малым и средним предпринимательством следуют и крупные предприятия - как итог, экономическая эффективность страны в целом. Причем надо понимать разницу между индивидуальным предпринимателем и самозанятым. Вторые имеют доход, который заменяет зарплату менеджера на предприятии. А индивидуальное предпринимательство в идеальном представлении - развитие креативных способностей и т.п. Для нашей страны важно развитие именно предпринимательства, создания инновационного продукта.
Вместе с тем немало предпринимателей, найдя свою нишу, не стремятся наращивать объемы и мощности - и в этом нет ничего плохого. Тем более, если их вклад в экономику региона удовлетворяет существующую потребность.
Не отличаются в Беларуси от европейских и популярные для реализации малого предпринимательства сферы - торговля и услуги. Это требует меньше материальных вложений.
На сегодняшний день предпринимательский сектор Минской области состоит из 64 210 субъектов, из них более 45 тыс. ИП. Причем за 2020 год произошел прирост на 2,5 тыс. субъектов, в основном за счет ипэшников (малых предприятий, наоборот, стало чуть меньше). Тенденция роста общей численности сохраняется в этом году. Потому что если на отдельные отрасли, такие как туризм, гостиничный бизнес и некоторые другие, пандемия коронавируса повлияла отрицательно, то некоторые сработали в плюс, занимая ниши товаров и услуг в соседних странах, где свои производители приостановили работу. Или же переориентировались на работу в онлайне, на службу доставки (особенно это касается общепита).
По информации начальника отдела предпринимательства комитета экономики Миноблисполкома Алисы Пановой, традиционно индивидуальные предприниматели работают в сфере розничной торговли и услуг, занимаются ремонтом автомобилей и мотоциклов. Всего на их долю приходится порядка 45% ИП. Транспортной, почтовой и курьерской деятельностью, складированием заняты примерно 15%, в обрабатывающей промышленности, строительстве - около 10%. А вот в сфере информации и связи применяют бизнес-навыки 2,1 тыс. индивидуальных предпринимателей.
"Если говорить о малых предприятиях (организации, в которых работают более 16 человек), порядка 35% занимаются обрабатывающей промышленностью. Но приоритет и здесь - торговля и услуги", - добавляет Алиса Панова.
В промышленном секторе больших успехов добиваются те начинания, которые опираются на имеющийся на территории опыт. Неудивительно, что частных малых и средних промышленных предприятий больше всего в Минском, Борисовском, Солигорском, Молодечненском районах, в Жодино.
Индивидуальных предпринимателей больше всего там, где выше численность населения, особенно активной его части.
Как раз наличие квалифицированных кадров, даже в сфере услуг, как отмечает Ирина Мальгина, становится большей трудностью для развития малого и среднего бизнеса, чем стартовый капитал и материальная база. "У нас как-то было выездное занятие в отеле "Европа", руководитель которого высказался о необходимости повышения квалификации и поиска хорошо обученного обслуживающего персонала для тех же ресторанов", - говорит она.
При этом в Минской области на базе Вилейского государственного колледжа, например, готовят профессиональных горничных и официантов под заявки будущих нанимателей - гостиниц, санаториев. Но если проблема для уже действующих организаций и предприятий решается через партнерство с учебными заведениями, то на старте бизнесу, действительно, порой очень непросто собрать команду.
Что до поддержки финансовой и консультативной для открытия своего дела, то она оказывается по разным направлениям.
Алиса Панова приводит цифры финансовой поддержки по госпрограмме малого и среднего предпринимательства: только на текущий год в Минской области выделено Br1,5 млн, которые пойдут на льготные кредиты мелкому бизнесу через уполномоченные банки, частичное погашение обязательств по кредитам и лизингу (на конкурсной основе), на развитие базы бизнес-инкубаторов и центров поддержки предпринимательства.
Пример полного сопровождения бизнеса на старте - от создания идеи до ее реализации и монетизации - демонстрирует бизнес-инкубатор малого предпринимательства "УИН", который зарегистрирован в Руденске с 2018 года (причем первые месяцев шесть ушли на "раскачку").
"Наше предприятие на сто процентов частное, вся его база, имущество - от мебели до ручки или флешки - принадлежит инкубатору, - рассказывает его директор Елена Яшович. - Для наших 28 резидентов мы делаем все: бухгалтерское, секретарское, юридическое сопровождение".
Новые места появляются, когда освобождаются существующие. По циклу - это 3 года, после чего "выпускник" со сформированным и устойчивым бизнесом должен покинуть инкубатор. "За два года у нас 97% выживаемости бизнеса. Три резидента ушли по объективным причинам: два - по состоянию здоровья, еще одной бизнес-леди нашли партнера в Сербии, куда она и уехала", - уточняет директор.
Руденск - небольшой населенный пункт. Бизнес-инкубатор здесь - во многом социальный проект. "Это площадка, объединяющая состоявшееся предпринимательство района. Сформирован так называемый менторский клуб, или деловой совет, который помогает в становлении наших резидентов", - добавляет Елена Яшович.
Кроме того, она полагает, что в регионах вполне нормален перевес в структуре малого бизнеса в сторону торговли и услуг. "В малых городах, сельских территориях конкуренция невелика. А обеспечить местных жителей необходимым товаром надо, поэтому предприниматели берут на себя и определенную социальную нагрузку. Отсюда и значимость поддержки предпринимательства в регионах", - говорит Елена Яшович.
Но в заключение она подчеркивает, что "бизнес-инкубатор может сопровождать, но не может делать за человека его дело". То есть первостепенная задача, пожалуй, на уровне политики в образовании и воспитании - развивать лидерские качества, предпринимательскую инициативу с ранних лет. Все-таки к бизнесу, как и к любой профессии, нужно иметь склонность.
Фото Николая Петрова