Международный день защиты детей не только радостный праздник для самых маленьких граждан нашей страны, но и напоминание обществу о необходимости защищать права ребенка, чтобы все дети росли счастливыми, учились, занимались любимым делом, в будущем создали крепкие и дружные семьи и стали достойными гражданами нашей страны.
В Беларуси создана прочная законодательная база, обеспечивающая защиту интересов семьи и детей. Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" комплексно и всесторонне охватывает направления работы государственных органов и общественных организаций по защите прав детей и семей. Ведется планомерная работа и по другим направлениям, обеспечивающим защиту и поддержку подрастающего поколения.
Участники:
Ольга Другаль
Директор ГУ "Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей"
Оксана Ольшевская
Начальник Республиканского центра психологической помощи УО "Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка"
Алеся Савко
Консультант управления социальной, воспитательной и идеологической работы главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Республики Беларусь
Как в Беларуси укрепляют правовую культуру детей, рассказала эксперт
Какая работа ведется по укреплению правовой
защиты детства и формированию правовой культуры общества, рассказала
консультант управления социальной, воспитательной и идеологической
работы главного управления воспитательной работы и молодежной политики
Министерства образования Алеся Савко на круглом столе в БЕЛТА "Права
детей: особая защита и поддержка государства".
По ее словам, в Беларуси уделяется внимание повышению правовой
грамотности детей и родителей. Для этого, в частности, ведется
информационный ресурс для детей и подростков по правовой тематике -
Детский правовой сайт (mir.pravo.by).
Как пояснила Алеся Савко, в материалах раздела освещаются наиболее актуальные вопросы в сфере защиты социальных прав граждан, профилактики правонарушений и преступлений. Контент ориентирован на помощь в решении вопросов, возникающих в затруднительных жизненных ситуациях.
Кроме того, реализуется информационно-образовательный проект "ШАГ" - "Школа активного гражданина" для V-VII, VIII-XI классов учреждений общего среднего образования.
На национальном образовательном портале создан раздел "Правовая
культура участников образовательного процесса". Там размещены
нормативные правовые документы, а также электронный контент по оказанию
правовой поддержки участникам образовательного процесса.
Как пояснила Алеся Савко, в материалах раздела освещаются наиболее актуальные вопросы в сфере защиты социальных прав граждан, профилактики правонарушений и преступлений. Контент ориентирован на помощь в решении вопросов, возникающих в затруднительных жизненных ситуациях.
Кроме того, реализуется информационно-образовательный проект "ШАГ" - "Школа активного гражданина" для V-VII, VIII-XI классов учреждений общего среднего образования.
Организован открытый дистанционный марафон проектов "Мы
действуем!". На национальном образовательном портале есть
интернет-площадка, где учителя, учащиеся, все заинтересованные могут
поделиться опытом реализации социальных проектов и инициатив, а также
внести предложения по участию в общественной жизни своего региона.
В приемную Национальной комиссии по правам ребенка в первом квартале обратились 40 человек
В приемную Национальной комиссии по правам ребенка за первый квартал обратились 40 человек. Об этом сообщила консультант управления социальной, воспитательной и идеологической работы главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Алеся Савко на круглом столе в БЕЛТА "Права детей: особая защита и поддержка государства".
"В первом квартале 2024 года проведено 74 приема граждан (из них 12 выездных) в 12 городах, двух городских поселках. За этот период в приемную Национальной комиссии по правам ребенка обратились 40 человек (за I квартал 2023 года - 32 человека) и поступило 13 письменных обращений (за I квартал 2023 года - 9 обращений)", - рассказала Алеся Савко.
С 2011 года Нацкомиссия инициировала разработку 15 актов законодательства по вопросам реализации прав и защиты законных интересов детей. Она осуществляет контроль и анализирует деятельность государственных органов и иных организаций, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей, реализацию государственных программ поддержки детей и семьи.
Алеся Савко также сообщила, что в стране существуют различные формы механизмов координации деятельности между министерствами. К их числу можно отнести межведомственные рабочие группы, которые создаются для решения определенных задач, совещания, советы, организационные комитеты и др.
"В первом квартале 2024 года проведено 74 приема граждан (из них 12 выездных) в 12 городах, двух городских поселках. За этот период в приемную Национальной комиссии по правам ребенка обратились 40 человек (за I квартал 2023 года - 32 человека) и поступило 13 письменных обращений (за I квартал 2023 года - 9 обращений)", - рассказала Алеся Савко.
С 2011 года Нацкомиссия инициировала разработку 15 актов законодательства по вопросам реализации прав и защиты законных интересов детей. Она осуществляет контроль и анализирует деятельность государственных органов и иных организаций, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей, реализацию государственных программ поддержки детей и семьи.
Алеся Савко также сообщила, что в стране существуют различные формы механизмов координации деятельности между министерствами. К их числу можно отнести межведомственные рабочие группы, которые создаются для решения определенных задач, совещания, советы, организационные комитеты и др.
"Говорите с ребенком о его жизни". Минобразования дало рекомендации родителям подростков
Родителям важно сохранять контакт со своим ребенком-подростком, несмотря на то что в этом возрасте растет потребность в отделении от родителей. Об этом сообщила консультант управления социальной, воспитательной и идеологической работы главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Алеся Савко на круглом столе в БЕЛТА "Права детей: особая защита и поддержка государства".
Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье ребенок получает навыки общения с окружающим миром, "впитывает" правила поведения и нормы, установленные в обществе, отметила Алеся Савко.
По ее словам, важно сохранять контакт со своим ребенком, постоянно общаться с ним, несмотря на то, что в подростковом возрасте растет потребность в отделении от родителей.
Консультант управления призвала родителей разговаривать со своими детьми о их жизни, расспрашивать о том, что их волнует, уважительно относиться к тому, что ценно для подростков. Она обратила внимание, что в этом возрасте еще только формируется картина будущего, подростки видят либо совсем отдаленные перспективы, либо текущий момент. Важно проявлять интерес, обсуждать ежедневные дела.
"Если вы понимаете, что по каким-либо причинам вам не удается сохранить контакт с ребенком, вовремя обратитесь к специалисту. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком", - порекомендовала Алеся Савко.
Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье ребенок получает навыки общения с окружающим миром, "впитывает" правила поведения и нормы, установленные в обществе, отметила Алеся Савко.
По ее словам, важно сохранять контакт со своим ребенком, постоянно общаться с ним, несмотря на то, что в подростковом возрасте растет потребность в отделении от родителей.
Консультант управления призвала родителей разговаривать со своими детьми о их жизни, расспрашивать о том, что их волнует, уважительно относиться к тому, что ценно для подростков. Она обратила внимание, что в этом возрасте еще только формируется картина будущего, подростки видят либо совсем отдаленные перспективы, либо текущий момент. Важно проявлять интерес, обсуждать ежедневные дела.
"Если вы понимаете, что по каким-либо причинам вам не удается сохранить контакт с ребенком, вовремя обратитесь к специалисту. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком", - порекомендовала Алеся Савко.
В центре психологической помощи БГПУ рассказали, как помогают детям справляться с кризисами
Начальник Республиканского центра психологической помощи Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка Оксана Ольшевская в пресс-центре БЕЛТА рассказала, как в центре помогают детям справляться с кризисами и затруднительными жизненными ситуациями.
"Основной целью деятельности Республиканского центра психологической помощи Института психологии БГПУ (РЦПП) является обеспечение комплексной психологической помощи и поддержки несовершеннолетним, их родителям, а также педагогическим работникам системы образования. Мы оказываем непосредственно психологическую помощь участникам образовательного процесса в кризисных ситуациях, осуществляем информационно-методическую и обучающую деятельность по вопросам оказания психологической помощи, координируем деятельность областных и Минского городского социально-педагогических центров по вопросам предупреждения насилия, профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, коррекции детско-родительских отношений. Последнее - это новое направление", - рассказала Оксана Ольшевская.
Психологическая помощь участникам образовательного процесса доступна в очном и дистанционном форматах, например, посредством анонимного и бесплатного телефонного консультирования или на онлайн-платформе talk2ok.
"За все время работы центра, а это уже чуть более пяти лет, получено более 20 тыс. обращений, среди которых наиболее актуальными и востребованными являются запросы по проблемам суицидального и самоповреждающего поведения детей, буллинга или травли, кибербуллинга в подростковой среде, насилия, в том числе сексуального, переживания утраты, горевания. Исходя из этого, у нас создана система работы с такими запросами. В центр в основном обращаются учащиеся - их 68%, также есть запросы от родителей - таких обращений 21%, оставшиеся 11% - это педагоги", - проинформировала руководитель.
Контакты центра размещены на школьных дневниках. Отмечается, что это положительно сказалось на динамике обращений учащихся за помощью специалистов.
"Что касается платформы talk2ok.by, квалифицированную психологическую помощь подросткам можно получить конфиденциально и бесплатно, для этого необходим лишь доступ в интернет. Консультанты на платформе - это педагоги-психологи учреждений образования и социально-педагогических центров, а также психологи центров, дружественных подросткам, которые прошли подготовку по дистанционному консультированию на базе нашего центра. На данном интернет-ресурсе также есть возможность общения с равными консультантами - студентами Института психологии БГПУ им. М. Танка, специально подготовленными для работы с подростками. Кроме того, платформа является информационным ресурсом с материалами для самостоятельного изучения, доступными подросткам и их законным представителям", - подчеркнула Оксана Ольшевская.
"Основной целью деятельности Республиканского центра психологической помощи Института психологии БГПУ (РЦПП) является обеспечение комплексной психологической помощи и поддержки несовершеннолетним, их родителям, а также педагогическим работникам системы образования. Мы оказываем непосредственно психологическую помощь участникам образовательного процесса в кризисных ситуациях, осуществляем информационно-методическую и обучающую деятельность по вопросам оказания психологической помощи, координируем деятельность областных и Минского городского социально-педагогических центров по вопросам предупреждения насилия, профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, коррекции детско-родительских отношений. Последнее - это новое направление", - рассказала Оксана Ольшевская.
Психологическая помощь участникам образовательного процесса доступна в очном и дистанционном форматах, например, посредством анонимного и бесплатного телефонного консультирования или на онлайн-платформе talk2ok.
"За все время работы центра, а это уже чуть более пяти лет, получено более 20 тыс. обращений, среди которых наиболее актуальными и востребованными являются запросы по проблемам суицидального и самоповреждающего поведения детей, буллинга или травли, кибербуллинга в подростковой среде, насилия, в том числе сексуального, переживания утраты, горевания. Исходя из этого, у нас создана система работы с такими запросами. В центр в основном обращаются учащиеся - их 68%, также есть запросы от родителей - таких обращений 21%, оставшиеся 11% - это педагоги", - проинформировала руководитель.
Контакты центра размещены на школьных дневниках. Отмечается, что это положительно сказалось на динамике обращений учащихся за помощью специалистов.
"Что касается платформы talk2ok.by, квалифицированную психологическую помощь подросткам можно получить конфиденциально и бесплатно, для этого необходим лишь доступ в интернет. Консультанты на платформе - это педагоги-психологи учреждений образования и социально-педагогических центров, а также психологи центров, дружественных подросткам, которые прошли подготовку по дистанционному консультированию на базе нашего центра. На данном интернет-ресурсе также есть возможность общения с равными консультантами - студентами Института психологии БГПУ им. М. Танка, специально подготовленными для работы с подростками. Кроме того, платформа является информационным ресурсом с материалами для самостоятельного изучения, доступными подросткам и их законным представителям", - подчеркнула Оксана Ольшевская.
Эксперт: в Беларуси идет системная работа по развитию региональной сети кризисных психологов
В Беларуси проводится большая системная работа по развитию региональной сети кризисных психологов. Об этом в пресс-центре БЕЛТА сообщила начальник Республиканского центра психологической помощи Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка Оксана Ольшевская.
"Накопленный методический потенциал и практический опыт специалистов Республиканского центра психологической помощи БГПУ в оказании психологической помощи несовершеннолетним в кризисных ситуациях позволил обеспечить еще одно значимое направление деятельности центра - развитие и сопровождение республиканской сети кризисных психологов, призванных своевременно и профессионально реагировать на кризисные события на местах. Кризисная сеть создавалась по поручению Министерства образования. В нее вошли педагоги-психологи со всех регионов страны. На данном этапе координация, поддержка и развитие региональной сети кризисных психологов является одной из приоритетных задач деятельности центра", - рассказала Оксана Ольшевская.
Система сопровождения кризисной сети включает в себя курсы повышения квалификации (на базе Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ им. М. Танка), осуществление информационно-методической и обучающей деятельности: ежемесячно для педагогов-психологов региональной кризисной сети проводятся онлайн-семинары и вебинары по наиболее востребованным темам для оказания практической помощи в кризисных ситуациях. Также на регулярной основе осуществляется экспертная поддержка (супервизия) педагогов-психологов кризисной сети.
"Специалисты Центра оказывают профессиональную помощь коллегам в разборе сложных случаев. Проведение индивидуальных и групповых супервизий содействует повышению компетентности специалистов, развитию их профессиональной уверенности, позволяет обсудить трудности и ошибки в работе и возможности их устранения, что положительно сказывается на качестве оказания ими психологической помощи. Необходимо отметить, что для организации и осуществления сопровождения педагогов-психологов кризисной сети были созданы групповые чаты, функции координаторов которых выполняют специалисты нашего центра. Здесь происходит изучение запроса на темы вебинаров, семинаров, оповещение участников о проведении групповых супервизий, анонсы мероприятий и многое другое", - проинформировала руководитель центра.
Кроме того, специалисты Республиканского центра психологической помощи и сами оказывают экстренную психологическую помощь (кризисное вмешательство) в кризисных ситуациях, когда пострадавшие и их ближайшее окружение находятся в острой травмирующей ситуации.
"Это система психологических мероприятий, направленная на преодоление и минимизацию негативных последствий. Данная работа ведется главным образом по запросам Минобразования в координации с Минздравом, Следственным комитетом и другими ведомствами. Для оказания экстренной психологической помощи специалисты центра выезжали практически во все регионы страны. С целью повышения эффективности оказания экстренной психологической помощи и поддержки в случае кризисного события на местах, например, по фактам совершения обучающимися попыток суицида, самоповреждения, завершенного суицида, закреплены составы групп кризисного реагирования из числа педагогов-психологов республиканской сети кризисных психологов и других педагогических работников. Республиканским центром психологической помощи была проведена и проводится большая системная работа по развитию региональной сети кризисных психологов. В настоящее время перед нами стоит задача сопровождения республиканской кризисной сети, которая включает в себя методическую и экспертную поддержку педагогов-психологов для их профессионального реагирования на кризисные события. Надеемся, что такой подход позволит создать более благоприятные условия для получения, повышения качества и доступности оказания психологической помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации, по месту жительства, а также переместить акцент с реагирования на чрезвычайные ситуации на их своевременное предупреждение, сформировать своеобразную психологическую сеть поддержки. Это станет значительным вкладом в психическое здоровье и психологическое благополучие подрастающего поколения", - заключила Оксана Ольшевская.
"Накопленный методический потенциал и практический опыт специалистов Республиканского центра психологической помощи БГПУ в оказании психологической помощи несовершеннолетним в кризисных ситуациях позволил обеспечить еще одно значимое направление деятельности центра - развитие и сопровождение республиканской сети кризисных психологов, призванных своевременно и профессионально реагировать на кризисные события на местах. Кризисная сеть создавалась по поручению Министерства образования. В нее вошли педагоги-психологи со всех регионов страны. На данном этапе координация, поддержка и развитие региональной сети кризисных психологов является одной из приоритетных задач деятельности центра", - рассказала Оксана Ольшевская.
Система сопровождения кризисной сети включает в себя курсы повышения квалификации (на базе Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ им. М. Танка), осуществление информационно-методической и обучающей деятельности: ежемесячно для педагогов-психологов региональной кризисной сети проводятся онлайн-семинары и вебинары по наиболее востребованным темам для оказания практической помощи в кризисных ситуациях. Также на регулярной основе осуществляется экспертная поддержка (супервизия) педагогов-психологов кризисной сети.
"Специалисты Центра оказывают профессиональную помощь коллегам в разборе сложных случаев. Проведение индивидуальных и групповых супервизий содействует повышению компетентности специалистов, развитию их профессиональной уверенности, позволяет обсудить трудности и ошибки в работе и возможности их устранения, что положительно сказывается на качестве оказания ими психологической помощи. Необходимо отметить, что для организации и осуществления сопровождения педагогов-психологов кризисной сети были созданы групповые чаты, функции координаторов которых выполняют специалисты нашего центра. Здесь происходит изучение запроса на темы вебинаров, семинаров, оповещение участников о проведении групповых супервизий, анонсы мероприятий и многое другое", - проинформировала руководитель центра.
Кроме того, специалисты Республиканского центра психологической помощи и сами оказывают экстренную психологическую помощь (кризисное вмешательство) в кризисных ситуациях, когда пострадавшие и их ближайшее окружение находятся в острой травмирующей ситуации.
"Это система психологических мероприятий, направленная на преодоление и минимизацию негативных последствий. Данная работа ведется главным образом по запросам Минобразования в координации с Минздравом, Следственным комитетом и другими ведомствами. Для оказания экстренной психологической помощи специалисты центра выезжали практически во все регионы страны. С целью повышения эффективности оказания экстренной психологической помощи и поддержки в случае кризисного события на местах, например, по фактам совершения обучающимися попыток суицида, самоповреждения, завершенного суицида, закреплены составы групп кризисного реагирования из числа педагогов-психологов республиканской сети кризисных психологов и других педагогических работников. Республиканским центром психологической помощи была проведена и проводится большая системная работа по развитию региональной сети кризисных психологов. В настоящее время перед нами стоит задача сопровождения республиканской кризисной сети, которая включает в себя методическую и экспертную поддержку педагогов-психологов для их профессионального реагирования на кризисные события. Надеемся, что такой подход позволит создать более благоприятные условия для получения, повышения качества и доступности оказания психологической помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации, по месту жительства, а также переместить акцент с реагирования на чрезвычайные ситуации на их своевременное предупреждение, сформировать своеобразную психологическую сеть поддержки. Это станет значительным вкладом в психическое здоровье и психологическое благополучие подрастающего поколения", - заключила Оксана Ольшевская.
Беседы, круглые столы, семинары-практикумы. Как в Минском городском центре соцобслуживания помогают семьям
Более 3 тыс. семей обращаются в Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей ежегодно. Об этом в пресс-центре БЕЛТА сообщила директор учреждения Ольга Другаль.
С
2018 года в центре открыто отделение дневного пребывания для
детей-инвалидов. "На данный момент мы ставим перед собой цель - оказание
комплексных услуг данным семьям. На сегодняшний момент отделение
посещает 78 семей, 50 из них - это семьи, которые воспитывают ребенка с
расстройством аутистического спектра. Социальное обслуживание в
отделении осуществляется в форме полустационара. Детки могут пребывать в
отделении не более 4 часов без сопровождения родителей. Для комфортного
и полезного нахождения детей в отделении мы подготовили и организовали
различные зоны активности. Это игровые зоны, оснащенные различными
сенсорными и музыкальными игрушками, есть настольные игры, дидактические
материалы. Очень популярна у детей зеленая зона, где у нас обитают
улитки ахатины, муравьиная ферма. Они окружены комнатными растениями, за
ними детки тоже очень любят ухаживать, поливать, прореживать. В зоне
Matata у нас проходят индивидуальное занятия по основам
программирования. Совместно с Белорусским государственным университетом
информатики и радиоэлектроники мы реализуем проект "IT-инклюзия", где
волонтеры из вуза проводят работу по изучению программирования без
компьютера. Есть у нас зона iTable, где проводятся индивидуальные
занятия по программе "Умный ребенок". С помощью сенсорного
интерактивного стола детки изучают в том числе правила дорожного
движения, цвета, формы. Занятия могут проводиться и в групповом виде,
что в целом позволяет детям взаимодействовать между собой и находить
пути решения тех или иных задач. Зона Magium - это такой мобильный
интерактивный комплекс, такая IT-разработка, которая позволяет включать в
процесс обучения двигательный компонент - детки индивидуально и в
группе решают различные задачи, развивают логику, мышление,
воображение", - констатировала руководитель центра.
Йогой и расслабляющими упражнениями дети вместе с родителями под контролем инструктора могут заниматься в зоне релакса и адаптивной физической культуры. "Сенсорно-динамический зал "Дом Cовы" в большинстве своем предназначен для детей с расстройством аутистического спектра, и он позволяет, так сказать, восполнить сенсорный голод у детей с этим расстройством. Также наше отделение реализует ряд социальных проектов для семей, воспитывающих детей-инвалидов. Один из них - проект "Счастье в дом", который стал победителем республиканского конкурса "105 идей для развития отрасли", проводимого Министерством труда и социальной защиты, в номинации "Потому что семья имеет значение". В рамках этого проекта мы проводим индивидуальные и групповые занятия с психологом, группы само- и взаимопомощи. Также важной составляющей является проведение культурно-массовых мероприятий к памятным и значимым датам. С Республиканским центром олимпийской подготовки по теннису мы реализуем проект "Рождественская история". Наши семьи имеют уникальную возможность обучаться настольному и большому теннису с тренерами олимпийской сборной. Кроме того, для родителей детей-инвалидов у нас проводится индивидуальное консультирование, группы, беседы, круглые столы, семинары-практикумы, на которые мы приглашаем специалистов из других отраслей. Проводятся у нас также групповые занятия "Пространство для общения и поддержки", где родители с поддержкой психолога могут решить свои вопросы, найти и принять важные решения, воспользоваться опытом других семей, которые уже сталкивались с той или иной проблемой. Также у нас есть "Школа родителя особенного ребенка", где мы предлагаем семьям, у которых только появился такой ребенок, не теряться, не уходить в себя, а продолжать жить полноценной жизнью", - проинформировала Ольга Другаль.-0-
Йогой и расслабляющими упражнениями дети вместе с родителями под контролем инструктора могут заниматься в зоне релакса и адаптивной физической культуры. "Сенсорно-динамический зал "Дом Cовы" в большинстве своем предназначен для детей с расстройством аутистического спектра, и он позволяет, так сказать, восполнить сенсорный голод у детей с этим расстройством. Также наше отделение реализует ряд социальных проектов для семей, воспитывающих детей-инвалидов. Один из них - проект "Счастье в дом", который стал победителем республиканского конкурса "105 идей для развития отрасли", проводимого Министерством труда и социальной защиты, в номинации "Потому что семья имеет значение". В рамках этого проекта мы проводим индивидуальные и групповые занятия с психологом, группы само- и взаимопомощи. Также важной составляющей является проведение культурно-массовых мероприятий к памятным и значимым датам. С Республиканским центром олимпийской подготовки по теннису мы реализуем проект "Рождественская история". Наши семьи имеют уникальную возможность обучаться настольному и большому теннису с тренерами олимпийской сборной. Кроме того, для родителей детей-инвалидов у нас проводится индивидуальное консультирование, группы, беседы, круглые столы, семинары-практикумы, на которые мы приглашаем специалистов из других отраслей. Проводятся у нас также групповые занятия "Пространство для общения и поддержки", где родители с поддержкой психолога могут решить свои вопросы, найти и принять важные решения, воспользоваться опытом других семей, которые уже сталкивались с той или иной проблемой. Также у нас есть "Школа родителя особенного ребенка", где мы предлагаем семьям, у которых только появился такой ребенок, не теряться, не уходить в себя, а продолжать жить полноценной жизнью", - проинформировала Ольга Другаль.-0-