В бразильском Сан-Паулу завершились крупнейшие международные состязания профессионального мастерства WorldSkills Competition – 2015. Впервые во всемирной олимпиаде профмастерства, как их называют, участвовала и сборная Беларуси. Наша страна совсем недавно присоединилась к международному движению WorldSkills, тем не менее смогла отправить в Сан-Паулу представительную делегацию. Мы получили уникальный опыт. О том, что интересного есть в движении WorldSkills, чем оно может быть полезно не только нашей системе профессионального образования, но и реальному сектору экономики, рассказали эксперты.
Участники:
– Аркадий Хононович, сначала об итогах выступления белорусской сборной на соревнованиях WorldSkills в Сан-Паулу. Не потерялись ли наши ребята на фоне именитых и более опытных соперников?
Аркадий ШКЛЯР: Как сказал президент WorldSkills Europe Жос де Гой на встрече с министром образования Республики Беларусь Михаилом Журавковым, это беспрецедентный случай, когда национальная команда впервые участвует в международных соревнованиях такого уровня – и сразу в 15 компетенциях. По его убеждению, это лучшее подтверждение того, что система профессионального образования в нашей стране работает достаточно уверенно и имеет хорошие перспективы дальнейшего развития.
Все наши 17 номинантов справились с заданиями, все модули были ими выполнены. Страны, которые приезжают на олимпиаду впервые, обычно занимают последние места. Мы оказались в твердой середине во всех наших компетенциях. Более того, мы завоевали две медали. По-русски их почему-то называют "Медали отличника". Но на английском название награды звучит как Medal of Excellence – медаль совершенства или превосходства. Это означает, что ребята, получившие эту награду, являются превосходными, совершенными специалистами! У нашей страны в движении WorldSkills есть возможность заявить о себе гораздо громче. Поэтому "первый блин" в Бразилии "комом" не оказался.
Но самое главное – на международном уровне мы еще раз ярко представили свою страну. Впервые на этом форуме на торжественной церемонии открытия ребята несли флаг Беларуси. А наша эксперт среди представителей пяти континентов давала торжественную клятву – в костюме национальной команды и на родном белорусском языке. Конечно, хотелось бы и призовых мест, и лучших результатов. Но еще раз подчеркну: все наши номинанты полностью выполнили конкурсное задание.
– Чтобы получать призовые места, нужно достойно готовиться к соревнованиям. Это аксиома. Какие упущения в подготовке наших молодых профессионалов выявил мировой чемпионат?
Аркадий ШКЛЯР: Есть серьезные проблемы в нашем взаимодействии с реальным сектором экономики по обеспечению ее кадрами определенных квалификаций – тех, которых сегодня требует инновационное развитие. Компетенции, которые мы сегодня обеспечиваем на уровне профессионального образования учащихся и студентов, не охватывают весь спектр, который требуется современной экономике. Это особенно заметно в наукоемких квалификациях – в мехатронике, робототехнике, программировании CAD, работе на станках с ЧПУ. И дело не в том, что мы не в состоянии подготовить этих специалистов. Мы зачастую просто не знаем, по каким компетенциям их готовить и на каком оборудовании.
Преподавательские кадры, которые обеспечивают профессиональную подготовку тех, кто придет завтра в национальную экономику, тоже требуют иного подхода. Необходимо переосмыслить их отбор, улучшить их профессиональную деятельность. Это касается как преподавателей, так и мастеров производственного обучения.
Эти проблемы мы осознавали и до поездки на чемпионат WorldSkills. То, над чем работает Министерство образования, наш институт – требование времени. Мы видим, куда нам следует двигаться, чтобы наши учащиеся, молодые рабочие отвечали вызовам современности. Имеется в виду более гибкая, более продуманная связь с работодателями, которые должны быть не только потребителями кадров, но соучастниками образовательного процесса, формирования материально-технической базы, финансирования профессионального образования. Работодатели должны быть в связке с теми, кто осуществляет подготовку кадров. То есть действовать так, как это происходит сегодня во всех развитых странах мира.
Замечу, что более 200 ведущих компаний мира приняли участие в финансировании бразильского чемпионата. Там применялись самые современные технологии. И компании безвозмездно их предоставляли, потому что сегодня проблема не в станках и железе – дело в тех людях, которые могут на этом оборудовании работать и обеспечить производительность труда и качество продукции. От этого зависит конкурентоспособность экономики.
– Мы участвовали в 15 компетенциях. А сколько всего специальностей было представлено на соревнованиях в Бразилии?
Аркадий ШКЛЯР: Мировой чемпионат проводится по 50 компетенциям. Команда Российской Федерации была заявлена в 34, и они взяли 6 медалей превосходства. Наши друзья из Армении были представлены в двух компетенциях, Казахстан – в четырех.
Виктор ЯКЖИК: Беларусь, по словам президента WorldSkills Саймона Баркли, могла бы вполне претендовать и еще на два неофициальных приза. Например, за самый быстрый старт. Ведь с учетом времени, которое прошло с того момента, как мы присоединились к движению, участие в таком количестве компетенций и взятие двух медалей – это очень высокий результат.
А второй приз – за самую красивую парадную форму. Парни были в рубашках с национальным орнаментом, девочки – в ярких красных платьях с вышивкой… В этой номинации мы точно победили!
– Виктор Викторович, какое практическое значение для образовательной системы и для экономики нашей страны будет иметь участие Беларуси в движении WorldSkills? В чем оно может выразиться?
Виктор ЯКЖИК: Влияние подобных конкурсов на образовательную систему страны заключается в том, что мы получаем доступ к самым современным технологиям и оборудованию. Теперь мы должны определить, как это использовать.
В целом участие в WorldSkills повлияет на изменение учебных программ и планов по отдельным специальностям – как на методики обучения, так и на его сроки, а также на используемое оборудование.
Кроме того, мы получили дополнительный импульс к работе над созданием ресурсных центров. Министерство и впредь будет создавать региональные ресурсные центры и оснащать их новейшим оборудованием. На совещании педагогов Минской области не так давно была на практике продемонстрирована эта работа, состоялось ее обсуждение.
Не стоит забывать о том, что мы приехали в Бразилию в составе команды – там были не только участники, но также судьи и эксперты. А задача экспертов как раз состоит в том, чтобы проанализировать технологии подготовки специалистов в той или иной профессии и экстраполировать их в наши учебные планы.
Конечно, есть мотивация участвовать в максимально возможном количестве компетенций. Есть у нас профессии, в которых мы вполне могли бы проявить себя уже сегодня, но есть и компетенции, которые мы только начинаем осваивать.
– А что такое ресурсный центр?
Виктор ЯКЖИК: Место, где проходят подготовку специалисты из разных учебных заведений. Мы не настолько богатая страна, чтобы ставить новейшее оборудование во все учреждения образования. Да и никто в мире себе подобного не позволяет. Новейшие технологии отрабатываются в реперных учебных заведениях – как, скажем, в Германии, США, Финляндии…
Применяя сетевую систему ресурсных центров, мы добиваемся того, что не только учащиеся ПТУ и ссузов, но и студенты вузов, рабочие предприятий могут прийти сюда и получить необходимые знания. Сегодня в стране 34 ресурсных центра. А два из них – по машиностроению – наша гордость. Аналогов им нет в Европе. Мы обладаем такой материальной базой, что международные эксперты поражаются! Это концептуальное решение, которое воплощает в жизнь Министерство образования.
В целом стоит задача в течение трех-четырех лет создать еще около 20 ресурсных центров под различные виды экономической деятельности.
Аркадий ШКЛЯР: Ресурсный центр – это не образцовое учебное заведение, в котором обучается элита. Это сосредоточение кадровых и материальных ресурсов, новых методик преподавания, которые работают в сетевом обучении. Учащиеся из всех заведений могут им пользоваться. Пример – ресурсный центр в Жлобине по специальностям, связанным с сельскохозяйственной техникой. На неделю – полторы туда приезжают будущие механики и механизаторы из разных училищ и колледжей страны и проходят обучение на новейших образцах сельхозмашин.
– Иными словами, участие в движении WorldSkills – это не просто соревнование лучших молодых мастеров мира, но и демонстрация национальных стандартов и достижений в системе профобучения страны?
Аркадий ШКЛЯР: Уже сегодня в образовательные стандарты и квалификационные требования подготовки специалистов в нашей стране мы вписываем элементы системы WorldSkills. По сути, это надстройка над существующими квалификациями, которая обеспечивает подготовку специалистов для инновационных технологий. На данный момент квалификационные требования для них не все наши предприятия даже могут сформулировать. Однако мы обязаны готовить для экономики такие кадры. Таким образом, можно сказать, что WorldSkills – это опережающие технологии в подготовке кадров для экономики Беларуси.
Есть, например, такая компетенция, как фрезерные работы на станках с числовым программным управлением. Там применяется моделирование 5D. В Беларуси эта технология внедрена на данный момент лишь на двух предприятиях. И когда наши технологи посмотрели на ту деталь, которую нужно будет изготовить в Бразилии, они заявили: на ее изготовление требуется неделя. А парень, участник соревнования, сделал ее за шесть часов. Таким образом, новые технологии позволяют резко, в разы увеличить производительность труда, причем по любой компетенции.
Вот для этого и нужны надстройки. Ломать систему профессионального образования не нужно, надо ее модернизировать, исходя из требований сегодняшней экономики. И то, что мы получили доступ к надстроечным элементам, дает возможность не изобретать велосипед, а адаптировать то, что имеем, к современным требованиям.
– Подготовка и отправка национальной сборной в Сан-Паулу получила широкий резонанс в обществе. Как далее мы будем строить сотрудничество с WorldSkills? Продолжим ли участие в конкурсах мирового, регионального характера? Будем ли расширять количество компетенций?
Аркадий ШКЛЯР: По поручению Министерства образования в конце октября мы начинаем региональные соревнования нового цикла. А 16 мая 2016 года в Минске, в Футбольном манеже пройдет второй национальный чемпионат WorldSkills Республики Беларусь. Планируем увеличить количество компетенций до 30 и немного изменить организационную канву. Надеюсь, что наши министерства, ведомства, предприятия в этот раз отнесутся более серьезно к этим соревнованиям. Возможно, нам разрешат пользоваться инновационным фондом, чтобы укрепить материальную составляющую подготовки, этот вопрос прорабатывается.
Мы будем обязательно участвовать во всех соревнованиях, которые будут проходить в Европе. Конечно же, будем усиленно создавать экспертное сообщество. У нас есть договоренность с ведущими экспертами мира о том, чтобы они оказали нам необходимую помощь. Эксперты – это то, ради чего вообще нужно участвовать в WorldSkills. Они – наставники, которые будут обучать других наставников. Нам не надо замыкаться на 30 экспертах, а готовить мастеров и преподавателей для наших учебных заведениях. Таким образом, наши эксперты, как тьюторы, станут ретрансляторами знаний для всех работников системы.
Виктор ЯКЖИК: Очень важно, что движение WorldSkills дало почву, фундамент для инновационной профориентационной работы в современных условиях. Вопрос популяризации рабочих профессий стоит сегодня перед всеми странами мира, и он был одним из важнейших на конференции высокого уровня, которая прошла в дни чемпионата в Сан-Паулу.
У нас есть потенциал для присоединения к мировому движению JuniorSkills – это школьники. Они соприкасаются с номинациями, обучаются, а потом через интерес к соревнованиям, к современному оборудованию могут заинтересоваться избранной профессией. Здесь есть отработанные методики, партнеры, программы обменов опытом и экспертами, и в этом – еще одно достижение программы WorldSkills.
В этой работе мы задействуем все наши учреждения образования, потому что они обладают большим потенциалом, в том числе по дополнительному образованию. Взять хотя бы центры технического творчества, Республиканский центр инновационного технического творчества. Возможности для присоединения к новой системе профориентационной работы и популяризации рабочих профессий у нас широки. И это тот импульс, который нам дал WorldSkills.
На втором национальном чемпионате WorldSkills пройдут и первые соревнования JuniorSkills.
– А есть ли интерес к движению WorldSkills со стороны представителей реального сектора экономики?
Аркадий ШКЛЯР: Чтобы пожать урожай, нужно в удобренную землю бросить зерно и хорошо его поливать. Так и в деле профессионального образования - нужны время и усилия, чтобы выстроить стройную систему и получить желаемый результат. К сожалению, немногие белорусские компании способны заглядывать далее сегодняшнего дня.
Большую помощь в подготовке команды к чемпионату WorldSkills нам оказали две известные компании: крупнейшая частная компания – розничная сеть "Евроопт" и ОАО "Интеграл".
"Интеграл" готовил своего рабочего, выпускника Минского государственного колледжа электроники, для участия в бразильском соревновании. Что касается торговой сети "Евроопт", то это наш генеральный партнер, компания, которая оказала нам содействие не только производственными ресурсами, но и финансированием. Я считаю, что "Евроопт" в полной мере демонстрирует образец социальной ответственности бизнеса. Подготовку двух участников – в компетенциях "кондитерское мастерство" и "поварское искусство" – "Евроопт" полностью взял под свою опеку и, кроме того, оказал помощь белорусскому движению WorldSkills по информационной поддержке. Благодаря "Евроопту" о WorldSkills в нашей стране с каждым днем узнает все больше людей.
Впрочем, ни один руководитель предприятия, к которым мы обращались, в помощи нам не отказал. Оборудованием, производственными площадями, рабочим временем своих сотрудников помогали нам "Коммунарка", "Пеленг", "Белинтурист". А "Элема", например, для должной подготовки участницы в компетенции "моделирование одежды" предоставила нам своего ведущего дизайнера Ивана Айплатова.
Однако со стороны предприятий нам нужна не только финансовая поддержка соревнований. У национального бизнеса должна быть программа заинтересованности и понимание конечных целей WorldSkills. Ведь это способ показать мировому сообществу, что у нас есть высококвалифицированные специалисты. Условно говоря: дорогие инвесторы, добро пожаловать в Беларусь! Ибо мы способны обеспечить ваши инвестиции в технологии и современное оборудование собственными кадрами. Вот эту перспективную задачу движения WorldSkills , на мой взгляд, должны понять руководители наших предприятий.
На самом деле, вопрос финансирования профессионального образования стоит серьезно. Во всем мире те, кто оказывает поддержку программам профессионального образования, имеют определенные преференции со стороны государства. Беларусь одна из немногих стран мира, финансирующих систему профессионального образования исключительно из бюджета.
Сегодня мы прорабатываем вопрос, как выйти на многоканальное финансирование. Профобразование – дорогое удовольствие, и ни одно государство не в состоянии обеспечить его современные потребности. Пока вся нагрузка легла на Министерство образования. Была поддержка со стороны правительства, Администрации Президента, и мы многое смогли сделать. Но работодатель пока не только не осознал важность профобразования, но еще не задумался над этим вопросом, не увидел в нем свою потребность. WorldSkills должен расшевелить наших работодателей, чтобы они тоже были заинтересованы в подготовке кадров.
Виктор ЯКЖИК: Это сложный экономический и даже макроэкономический вопрос. Экстраполяция опыта WorldSkills в нашу экономику, в систему подготовки кадров, в то, насколько реально это будет работать, – все это требует изучения. Механически перенести чужой опыт на нашу землю не получится. Работать нужно точечно. И необходимо с каждым новым циклом все больше предприятий вовлекать в эту работу, в том числе и в подготовку экспертов.
Выгода для экономики страны от WorldSkills не сиюминутная. Это не просто купить оборудование и параллельно подготовить кадры. Ведь иногда предприятия даже не знают, какие им лучше использовать технологии. Их интерес очень важен. Поэтому мы очень благодарны сети "Евроопт". Чем больше будет интереса, понимания со стороны руководителей предприятий, тем больше мы можем рассчитывать на то, что новейшие технологии получат прописку в нашей экономике.
– Плюсы участия в движении WorldSkills для нашей экономики понятны. А как сказывается участие в конкурсе на судьбах самих его участников?
Аркадий ШКЛЯР: Очень важно, чтобы этих ребят не забыли. Они – это лучшее, что есть в завтрашнем дне нашей экономики. Важно создать условия для их дальнейшего развития. Три четверти из наших участников уже работают на белорусских предприятиях. Мы включили их в число тех, кому помогает Специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, но как сделать, чтобы и сами предприятия уделили им внимание? Об этом же говорит и Президент: цените тех людей, которые могут составить славу своему предприятию, городу, отечеству.
Мы обязательно привлечем участников бразильского чемпионата к подготовке новых специалистов – тех, кому предстоит выступать на чемпионатах 2017 года в ОАЭ и 2019 года в Казани.
Виктор ЯКЖИК: Система образования ребят из своего поля зрения точно не выпустит. Но нам хотелось бы, чтобы для этой новой генерации молодых специалистов была найдена достойная ниша.
Например, столяр Сергей Пасечник из Фаниполя – такого специалиста больше в стране нет. Нет такого парикмахера, как Алеся Назарова, по крайне мере среди молодых мастеров. Или модельер Ольга Закревская. Эта девушка из Могилевской области победила в соревновании дизайнеров лучших европейских школ! Создать для них подходящие условия на их предприятиях - и мы, несомненно, достигнем ярчайших высот.
Ярко проявили себя и подопечные сети "Евроопт". Повар Никита Цветков в первый день соревнований был лучшим, но на второй, к сожалению, у него не все получилось. В итоге Никита набрал 471 балл, чего не хватило для победы. Лично я считаю, что Никиту подвела бразильская картошка – она совершенно другая, чем у нас!
Кондитер Мария Кушвид с 493 баллами стала второй в Европе, уступив только французам, которые в итоге и заняли второе место в мире. А Мария стала шестой. Первыми в ее компетенции были корейцы, вторыми, как я уже сказал, французы и третьими – японцы. Мария обошла итальянцев и австрийцев – признанных во всем мире кондитеров. Кстати, максимальное количество баллов, которое могли набрать кондитеры, – 520. А до медали за превосходство Маше не хватило всего семь баллов.
В течение двух месяцев все ребята национальной сборной, готовясь к чемпионату, работали по 15 часов в сутки – не за материальные выгоды, а для того, чтобы защитить честь страны и своей профессии.
– Но материальные выгоды в состязаниях, наверное, все же есть. Что "светит" победителям из Южной Кореи, Китая и той же Бразилии?
Виктор ЯКЖИК: На WorldSkills в Бразилии присутствовали сотни скаутов – представителей лучших мировых компаний, которые присматривались к участникам, чтобы с определенным материальным пакетом (и, поверьте, очень привлекательным материальным пакетом) переманить лучших из лучших к себе. В этом отношении нам тоже важно понимать ценность своих специалистов и постараться их не потерять.
– Виктор Викторович, в Бразилии у представителей нашего Министерства образования было множество интересных встреч…
Виктор ЯКЖИК: Министр образования Михаил Журавков принял участие во всех мероприятиях высокого уровня, в которых участвовали его коллеги – министры из многих стран мира, а также руководители крупнейших предприятий. В Сан-Паулу было подписано межправительственно соглашение о сотрудничестве с Министерством образования Бразилии.
Кроме того, мы заключили соглашение с крупнейшей образовательной компанией "Синай", которая координирует работу учебных ресурсных центров в Бразилии. Будем вместе заниматься развитием и научно-методическим обеспечением профессионального образования, внедрением новых квалификаций.
С российской стороной был обсужден вопрос о подготовке экспертов объединенными усилиями наших государств.
А еще организаторы приурочили к этому форуму интересную акцию – "Одна страна – одна школа". Делегация нашей страны посетила одну из школ Сан-Паулу. Мы дали там концерт. Директор школы после рассказывала: "Когда нам поручили встречать делегацию Беларуси, то мы не сразу нашли на карте вашу страну. А сегодня мои ученики много знают о Беларуси. Посмотрите, сколько сочинений о вашей стране они написали!". И действительно, по центру одной из стен школьного коридора висит карта нашей страны, а вокруг – прикрепленные скотчем десятки сочинений на португальском языке о Беларуси. Жаль, прочитать не удалось, но ощущение, что наша страна этим ребятам стала чуть ближе, оставило, как говорится, приятное послевкусие.