Сегодня в Беларуси государство занимается решением практически всех социальных проблем, в том числе в здравоохранении, образовании. Однако сложности последних лет, включая пандемию, показали, насколько важно, чтобы в этот процесс помимо государства были вовлечены и другие структуры - в первую очередь бизнес. Как в Беларуси обстоят дела с социальным предпринимательством, о барьерах, которые мешают полноценно раскрыться данному направлению, а также о перспективах развития этой отрасли рассказали эксперты во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.
Участники:
Одной из фундаментальных задач государства, особенно социально ориентированного, является решение социальных проблем общества. "В силу объективных причин государство не всегда способно охватить все то многообразие направлений, которые относятся к социальным. Здесь открывается ниша для института социального предпринимательства: подставить плечо государству в решении соответствующих вызовов. Идеально, когда все это происходит на паритетных основах: предпринимательство, выполняя делегированную ему социальную функцию, понимает, что может рассчитывать на поддержку со стороны государства", - сказала замдиректора Департамента по предпринимательству Минэкономики Ирина Бабаченок.
"Когда мы раньше говорили о социальном предпринимательстве, то в первую очередь имели в виду трудоустройство категорий граждан, которые не способны на равных условиях конкурировать на рынке труда, в частности людей с инвалидностью. Сегодня же эти вопросы так или иначе закрыты. И сейчас надо шире смотреть на круг социальных проблем, в решении которых могут участвовать бизнесмены, - это и экология, и здравоохранение, и образование", - подчеркнул начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег Токун.
По словам Ирины Бабаченок, институт социального предпринимательства есть не что иное, как бизнес, который направлен на смягчение или решение определенных социальных вызовов. Как правило, такие предприятия не ориентированы на получение сверхприбыли. Их основные достижения лежат в плоскости общественной полезности.
Несмотря на то, что в законодательстве Беларуси на сегодняшний момент отсутствует понятие "социальное предпринимательство", это не мешает проявлению и развитию данного направления. "У нас в стране есть немало примеров предприятий, которые вполне обоснованно могут позиционировать себя как социально ориентированные, - отметила замдиректора. - К сожалению, возможности оказывать комплексную поддержку таким предприятиям у нас нет, так как их достаточно сложно идентифицировать - нет четких критериев оценки. В этой связи отсутствие определения на законодательном уровне в некоторой степени сдерживает развитие этого явления. Также государство не может в полной мере воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет данный институт в плане разделения ответственности за решение каких-то аспектов и проблем".
Как подчеркнула Ирина Бабаченок, Министерство экономики всецело поддерживает идею, чтобы нормативно-правовой акт по социальному предпринимательству появился в Беларуси. "В России такой опыт имеется. Институт социального предпринимательства выделен в самостоятельную группу в рамках законодательства по содействию развитию малого и среднего бизнеса. Мы можем воспользоваться опытом соседей либо найти свой уникальный и подходящий именно нашей правовой системе формат", - обратила внимание она.
Ведомство активно работает над поиском эффективных инструментов поддержки предпринимательства, в том числе используя возможности для пилотирования новых подходов при реализации проектов международной технической помощи. В настоящее время при финансовой поддержке Европейского союза Программой развития ООН в партнерстве с Министерством экономики на территории 12 районов страны реализуется проект "Поддержка экономического развития на местном уровне".
"Понимая важность и актуальность вопроса, одним из ключевых направлений проекта стало содействие развитию социального предпринимательства. Формат проекта международной технической помощи позволил несколько свободнее подойти к определению социально значимой инициативы, поиску оптимальных инструментов поддержки с точки зрения их востребованности, эффективности и целесообразности масштабирования ", - рассказала Ирина Бабаченок.
В частности, был объявлен конкурс социально значимых инициатив. "Уникальность данного формата состоит в его дуализме: с одной стороны, данные инициативы направлены на развитие предпринимательства, с другой, - позволят решить ряд актуальных социальных проблем", - констатировала Ирина Бабаченок. Конкурс оказался достаточно востребован. Было подано 164 заявки.
На сегодня в рамках проекта реализуется 34 социально значимые инициативы в медицине, образовании, сельском хозяйстве, информационных технологиях, туризме, производстве продуктов питания, переработке отходов и др. "Важно, что инициативы используют не только традиционные подходы к развитию регионального представительства, но также инновационные методы. К примеру, в Быхове внедряется передовая технология по цифровому управлению отходами, которая позволяет задействовать систему "зеленой логистики" в процессе вывоза технических и бытовых отходов", - поделилась эксперт.
По мнению замдиректора департамента, эти инициативы нацелены не только на вовлечение в трудовую деятельность, обучение и адаптацию социально уязвимых групп населения, но и на создание товаров и услуг для данной категории. Например, создание инклюзивного образовательного центра, производство специализированной мебели, услуги социального такси, туристические услуги для слабовидящих людей и др.
Кроме того, реализация таких социально значимых инициатив открывает дополнительные возможности и перспективы для сельского населения и молодежи. В регионах будут открыты IT-школы, образовательные курсы, центры коллективного пользования. В свою очередь это способствует закреплению людей на местах.
Доцент кафедры государственной экономической политики Института государственной службы Академии управления при Президенте Беларуси Ирина Мальгина также поддержала мнение о том, что социальное предпринимательство способствует комплексному развитию территорий регионов. "Если мы закрепляем людей в местах, где они родились, создавая комфортную среду, мы тем самым можем уменьшить миграционные процессы, которые возникают в стране, поскольку люди уезжают в более крупные города. Должна быть комфортная среда в любом малом городе", - подчеркнула она.
Кроме того, Ирина Мальгина отметила, что важно вовлекать в активную деятельность людей пенсионного и предпенсионного возраста. "Несколько лет назад в Ирландии была реализована программа по обучению пожилых людей бизнесу. Она была признана лучшей программой Европейского союза по социальному предпринимательству. Такие инициативы способствуют и естественному развитию территорий, и более активному долголетию", - добавила доцент. Также она обратила внимание, что нельзя путать такие понятия, как социальное предпринимательство и социальная ответственность бизнеса.
Нормативное регулирование социального предпринимательства
По словам начальника управления социального законодательства Национального центра законодательства и правовых исследований Екатерины Добровольской, анализ зарубежного опыта позволил выявить три основные модели регулирования данного вопроса. "В некоторых государствах пошли по пути разработки отдельного специализированного комплексного закона о социальном предпринимательстве, который регулирует весь комплекс общественных отношений, связанных с этим вопросом. Там закрепляются понятия социального предпринимательства, определяется круг субъектов, все процедурные моменты, а также те меры поддержки, которые получают социальные предприниматели, приобретая такой статус. К таким странам можно отнести Латвию, Южную Корею", - сказала она.
Второй подход также связан с закреплением понятия на законодательном уровне, но в тех актах, которые регулируют определенную сферу - предпринимательскую либо сферу регулирования малого и среднего бизнеса. По такому пути пошли Россия, Казахстан. "В этих странах круг субъектов социального предпринимательства обозначили в рамках среднего и малого предпринимательства. Однако в России соответствующие понятие и регулирование содержатся в законе о развитии малого и среднего предпринимательства, в Казахстане эти положения закрепили в предпринимательском кодексе", - пояснила начальник управления.
Третий механизм регулирования - модель, которая есть сегодня в Беларуси, когда на законодательном уровне не закрепляется понятие социального предпринимательства, но при этом государство, понимая важность вопроса, на уровне нормативно-правовых актов предусматривает определенные меры поддержки, льготы, преференции для тех организаций, которые выполняют какую-то социально значимую функцию. "У нас регулирование в основном сконцентрировано в отношении организаций, деятельность которых связана с трудоустройством (трудом) лиц с инвалидностью, также есть точечные примеры по другим направлениям. Анализируя те меры, которые присутствуют в законодательстве, сказать, что в Беларуси создана комплексная система поддержки социальных предпринимателей, сложно. В первую очередь потому, что нет четкого понимания, кто же к этой категории относится", - заметила специалист.
Как отметила Екатерина Добровольская, развивая законодательство в этой сфере, в первую очередь необходимо определить субъекта, на которого направлено регулирование, и потом те последствия, которые возникнут, если субъект получит такой статус. "Нам нужно определиться с кругом субъектов, которых следует относить к социальным предпринимателям (будет это только средний и малый бизнес либо все коммерческие организации, в том числе крупные, определиться с характером деятельности таких предпринимателей). Сегодня социальными предпринимателями могут назвать себя организации, которые оказывают какую-то спонсорскую поддержку. Там, безусловно, определенная социальная функция есть, но достаточна ли она для того, чтобы называться социальным предпринимателем? Наверное, нет. Этот вопрос на сегодняшний день открыт", - констатировала она.
Также необходимо решить, что субъекты получат, приобретя новый статус: к каким ресурсам будет предоставлен доступ. Будут ли это материальные либо нематериальные ресурсы, возможно, какая-то консультационная и организационная поддержка, помощь в поиске партнеров. Этот вопрос тоже остается открытым, добавила эксперт.
Что касается дальнейшего развития законодательства, путей достаточно много. "Необходимо определиться с составом субъектов и исходя из этого понимать, как мы будем дальше развивать законодательство. Если мы будем говорить, что это только малый и средний бизнес, тогда есть смысл рассматривать подход, который есть в России, и вносить изменения в закон "О поддержке малого и среднего предпринимательства". Если мы говорим о субъектах в более широком понимании, тогда можно рассматривать вопрос о подготовке отдельного закона, - сказала она. - Если же мы решили, что, в принципе, у нас все работает хорошо, тогда можно достаточно качественно поддержать социальных предпринимателей, разработав законопроект, который будет вносить изменения в действующие законодательные акты, например, в Налоговый кодекс, предусмотрев некоторые льготы, преференции для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность с социальной направленностью. Решение о дальнейшем совершенствовании законодательства должно приниматься с учетом мнения всех заинтересованных государственных органов. К выработке согласованного решения должны быть привлечены в том числе Минэкономики, Минтруда, Минфин, Минобразования, Минздрав и иные заинтересованные министерства".
Подводя итог вышесказанному, Екатерина Добровольская отметила, что нужно приходить к единому решению в части состава субъектов социального предпринимательства, и самое главное - в части тех ресурсов, к которым они получат доступ, приобретя такой статус. "На мой взгляд, вполне возможно было бы говорить о подготовке концепции проекта закона. Не проекта закона сразу, потому что пока есть очень много открытых, нерешенных вопросов на уровне государственных органов, нет общей позиции. Возможно, подготовка концепции позволила бы выработать консолидированные позиции, позволяющие двигаться дальше в совершенствовании законодательства о социальном предпринимательстве", - резюмировала начальник управления.
В свою очередь Ирина Бабаченок также подчеркнула важность принятия на законодательном уровне понятия социального предпринимательства. "Это позволит государству, с одной стороны, поддержать социальное предпринимательство, с другой - совершенствовать механизмы государственно-частного партнерства по соответствующим направлениям, - отметила она. - При этом поддержка со стороны государства никоим образом не ассоциируется исключительно с предоставлением финансовых ресурсов. Гораздо важнее дать инструмент для становления и развития. В частности, больше внимания следует уделять образовательному, консультационному, информационному направлениям".
Такое же мнение высказал и Олег Токун: "Надо создать условия. Поддержка из бюджета необходима, но она не должна красной нитью проходить по теме социального предпринимательства. Любой предприниматель, начиная деятельность, хочет реализовать свою идею, чтобы она самоокупалась. Таких людей мы должны поддерживать, - акцентировал он. - Когда мы изучали международный опыт, то видели, что каждое государство идет по своему пути, до сих пор нет единого понимания, что считать единственно верным определением социального предпринимательства. Даже в Европейском союзе каждая страна по своему развивает это направление. Например, если Литва ограничилась только вопросом трудоустройства людей с инвалидностью, то в Германии и Франции - это очень широкое понятие и звучит как "социально-полезная деятельность", которая может быть любой. Да, этот вопрос сейчас актуален, но бежать вводить быстрее понятие "социальное предпринимательство" может быть и рано. Все надо обсуждать".