ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 6 февраля 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность -3°C
Все новости
Все новости
Регионы
06 февраля 2025, 19:49

В БРУ открыли центр "Инженер будущего" и рассказали, как растить хорошие кадры

В Белорусско-Российском университете 6 февраля торжественно открыли центр техники и творчества "Инженер будущего". Инициатива Совета молодых ученых при Министерстве образования направлена на раннюю профориентацию учащихся и будет способствовать повышению заинтересованности в специальностях инженерно-технического профиля. Аналогичные центры откроются в каждом регионе страны и станут важным звеном в образовательной цепочке. В чем актуальность такого пространства по интересам, узнавали корреспонденты БЕЛТА.

По словам ректора университета Михаила Лустенкова, в таких профильных лабораториях будут заниматься учащиеся инженерных классов со всего региона. Для ребят это прекрасная возможность получить практические знания, разобраться в работе систем и механизмов, а также окончательно определиться с выбором будущей профессии. "Открытие центра - еще один шаг в направлении профориентации, - отметил он. - Тем более актуальность развития инженерного образования сейчас очень велика, ведь от этого зависит будущее нашей страны. Однако инженерное образование не может ограничиваться только рамками университета, оно должно быть многоуровневое и начинаться еще со школы".

Белорусско-Российский университет относится к системообразующим вузам в инженерном образовании Могилевской области, именно поэтому в учреждении сосредоточена профориентационная работа по этому направлению. Так, в рамках шестого школьного дня на базе вуза занимаются учащиеся инженерных классов, открытых на базе учреждений среднего образования региона. Для них организованы лекции и практические занятия, которые наглядно дают представление о ряде востребованных профессий.
"Молодежи интересно посмотреть, как создаются 3D-модели и работают сварочные роботы или как управлять манипуляторами, - продолжил Михаил Лустенков. - И мы это наглядно демонстрируем. Уверен, выбор профессии должен быть осознанным. К сожалению, часто бывает так, что студент до последнего момента думает, куда поступить по количеству баллов. И когда начинает свое обучение по той специальности, которая ему не нравится, разочаровывается. А если человек поступает целенаправленно и хочет с этим связать свое будущее, то никогда не уйдет из профессии. В итоге мы получаем качественного инженера для нашей экономики, для нашей страны".

Открытие пространства технического профиля "Инженер будущего" стало возможным благодаря конкурсу молодежных инициатив, проведенному Советом молодых ученых при Министерстве образования. Главная идея заключалась в том, чтобы привлечь молодежь в науку, расширить ее технические и технологические компетенции, рассказать про профессию инженера. "Мир не стоит на месте, промышленность развивается - соответственно, стране требуются новые кадры. И очень хотелось бы, чтобы они были замотивированы и со школьной скамьи понимали значимость профессии инженера, а также стремились развивать нашу страну и делать все на благо общества", - считает старший преподаватель кафедры "Экономика и организация энергетики" Белорусского национального технического университета, председатель Совета молодых ученых вуза Екатерина Корсак.
"Инженерные классы являются грамотно продуманной программой по выбору будущей профессии для нашей молодежи, - продолжила она. - Учащиеся могут попробовать себя как в нескольких вузах, так и по нескольким профессиям, то есть более подробно узнать информацию про них и в дальнейшем сделать осознанный выбор. Ведь одна из главных проблем при поступлении и подаче документов в университет - абитуриенты не знают, с каким направлением связать свое будущее, кем быть. Как раз инженерные классы показывают школьникам перспективы для развития, чтобы они могли сделать выбор осознанно и самостоятельно".Преподаватель Белорусско-Российского университета Станислав Шишов не первый год работает со школьниками и проводит для них занятия в рамках инженерных классов. Подготовленный им лекционный и практический материал представлен в доступной и понятной форме - разберется даже неспециалист. И это важный акцент в работе с учащимися. "Я пытаюсь объяснять на самых простых примерах - главное, чтобы была передана основная концепция и суть того, как работает тот или иной аспект технического инженерного знания. Даже в лекционные занятия можно включить практическую часть, установив на мультибордах симуляционные программы. Прежде чем школьники увидят, как все работает вживую, можно продемонстрировать это в виртуальной среде", - говорит преподаватель.

Огромный плюс технической площадки БРУ - материальная оснащенность. Так, на базе вуза работает около 20 профильных лабораторий, и их количество постоянно растет. И такой практико-ориентированный подход дает свой эффект. "Все мы слышали коронную фразу заводчан: забудьте все, чему вас учили в вузе, - продолжил Станислав Шишов. - Сейчас все по-другому: в вузах мы создаем производственные условия, чтобы студенты, приходя на первое место работы, понимали - мы это уже делали. И для этого в наших лабораториях есть все необходимое: 3D-принтеры, современные (промышленные и коллаборативные) роботы, различные станки, в том числе токарные, фрезерные, шлифовальные. Есть лаборатории, посвященные пневматике, гидравлике, электромеханическим приводам, а также компьютерные классы, в которых можно производить моделирование".
В вузе уверены, что введение в школьную программу элементов инженерного образования позволит молодежи как можно раньше найти свое призвание. Такой подход нравится учащимся. Одиннадцатиклассник лицея Белорусско-Российского университета Валентин Белявский учится по физико-математическому профилю и параллельно занимается в вузе. "Я сейчас активно рассматриваю вопрос поступления в технический вуз, и для меня это действительно важная тема, - отметил он. - Хочется заранее ознакомится с возможностями университетов этого профиля, предложенными там специальностями и их применением на практике. Я бы хотел заниматься белорусской промышленностью, меня в том числе привлекает IT-направление - разработка дизайна игр, интерфейсов сайтов. Я считаю, что это та сфера, в которой Беларусь имеет возможность вырваться вперед. Что касается выбора университета, сейчас популярна идея, что надо поступать в Минск и покорять столицу. Но я рассматривают именно могилевский вуз, потому что действительно впечатлен увиденным: здесь предлагают большое количество специальностей и хорошую практическую базу".

Одноклассница Станислава Ева Веремьева также рада возможности посещать занятия в вузе, вживую знакомиться с перечнем специальностей и даже пробовать себя в каждой из них. "Мы можем лично пообщаться с деканами факультетов и получить персональный совет по выбору профессии, - делится она. - Для меня важно, что наш лицей дает возможность при наличии хорошего аттестата без экзаменов поступить в БРУ. Я планирую идти на IT-профиль и выбрать смежную специальность, связанную в том числе с экономикой. В дальнейшем это позволит мне, например, поддерживать информационную безопасность банков, в том числе защищать людей от интернет-мошенников".
По словам начальника отдела по профориентационной и информационной работе БРУ Виктории Юрковой, история создания инженерных классов началась в 2023 году, когда при поддержке Министерства образования принято решение об их учреждении в школах. И учебные заведения среднего образования стали обращаться с просьбой организовать соответствующие профильные занятия на базе могилевского университета, поскольку здесь есть хорошая материально-техническая база и квалифицированные кадры. Тем более в школах была еще одна сложность: учителя не сталкивались с тем, что программа факультативных занятий для инженерных классов включает в себя широкий спектр дисциплин - от создания техники до сварочного производства и атомной энергетики.

"Все это подтолкнуло к тому, чтобы организовать занятия на базе университета, - подчеркнула Виктория Юркова. - Могилевские школьники приходят к нам по субботам два раза в месяц на четыре часа. Локации у них каждый раз меняются в зависимости от программы. Это могут быть лаборатории машиностроительного или автомеханического факультетов, IT-классы или вообще выезды на могилевские предприятия, чтобы ребята могли увидеть реальное производство. К слову, у нас занимаются учащиеся инженерных классов со всего региона - на сегодня мы заключили договоры с более чем 35 учреждениями образования области, включая Могилев. Помимо этого, подписаны трехсторонние договоры, где выстроена система школа - вуз - предприятие. Внимание уделяется и учителям, которые закреплены за инженерными классами. С прошлого года принято решение с участием областного института развития образования проводить для них специализированные курсы. Таким образом, они получают не только знания, но также видеопрезентации и лекционный материал, с которым могут работать на своих уроках".

Юлия ПОДОЛЬСКАЯ,
фото Олега ФОЙНИЦКОГО,
БЕЛТА.-0-
Топ-новости
Свежие новости Беларуси