ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 7 января 2025
Минск-Уручье +2°C
Все новости
Все новости
Регионы
06 января 2025, 09:28

Тонкое ремесло предков. В Витебской области возрождают технику оплетения берестой гончарных изделий

Многие ремесла, развивавшиеся в Беларуси на протяжении не одного века, дошли до наших дней в том числе благодаря людям, увлеченно изучающим народные традиции. Сохранившиеся образцы посуды, домашней утвари, одежды, декоративные элементы могут поведать этнографам много интересного о быте, верованиях и обычаях наших предков. Все, кому небезразличны истоки нашей национальной культуры, стараются не просто сберечь, но и передать следующим поколениям то, что удалось воссоздать по рассказам старожилов в деревнях, найденным историческим артефактам. Такой труд оценивается по достоинству. Так, специальная премия Президента присуждена за личный вклад в сохранение и популяризацию технологии оплетения берестой гончарной посуды заведующей отделом традиционной культуры Витебского областного методического центра народного творчества (ОМЦНТ) Татьяне Лапковой. Она рассказала корреспонденту БЕЛТА, какое назначение было у такой техники, как сейчас мастера северного региона возрождают данное ремесло и как оно развивается, обретая авторский стиль.
Оплетение берестой глиняной посуды было распространено в Поозерье. В глубинке, далеко от гончарных центров, одним из которых был оршанский край с его богатыми на глину землями, гончарные изделия ценились высоко. В домах крестьян керамические кувшины старались беречь как зеницу ока, так как не все могли сами изготовить такие вещи, а на ярмарках за них просили такую цену, что и не каждый готов был раскошелиться. Именно поэтому, когда горшок разбивался или на нем появлялась трещина, хозяйки старались собрать черепки или укрепить сосуд. Если много веков назад для таких целей использовали два куска коры и прочную веревку, то со временем сельчане научились "спасать" разбитое с помощью берестяной ленты.
"Сама техника была не очень затратной по материалам, однако исполнение ее требовало физической силы. Бересту перед оплетением заваривали с рыбной чешуей, благодаря чему на лентах появлялось клейкое вещество. В разных районах оплетали разные части берестяников - одни укрепляли горлышко, что также помогало крепче держать кувшин, который мог выскользнуть, а другие - самую толстую часть кувшина", - отметила Татьяна Лапкова.

В Витебском Поозерье такие изделия называли еще столбунами - из-за внешнего вида посуды, которая напоминала оплетенный столб, особенно когда по форме она была простой и прямой. И если изначально данная техника помогала сохранить посуду целой, то позже она стала выполнять уже более декоративную функцию.
"Даже если глиняная посуда разбивалась на черепки, ее старались собрать и оплести так, чтобы можно было использовать хотя бы для сыпучих продуктов. Благодаря бересте еще целые, непотрескавшиеся кувшины становились прочнее, реже разбивались, а по некоторым свидетельствам, могли служить как термосы - они поддерживали определенную температуру", - пояснила завотделом.
Татьяна Лапкова подчеркнула, что присужденная ей премия - это заслуга большого коллектива. "Интерес к технике оплетения берестой глиняных изделий возник у специалистов ОМЦНТ и нескольких мастеров из Витебской области, и каждый внес вклад в ее возрождение. Сейчас этому ремеслу посвящают себя всего четыре мастера, и это керамисты из Миорского, Сенненского, Шарковщинского и Лепельского районов. В старину, по всей вероятности, оплетали посуду не гончары, но теперь данную технику развивают именно эти мастера. Конечно, подобные изделия еще нужно создать, а для этого необходимо соответствующее оборудование - гончарный круг, печи, - и затем уже добавить оплетку", - рассказала она.

Некоторые из умельцев не просто создают аналоги древних образцов глиняной посуды в берестяной "одежке", но и добавляют свои авторские варианты - делают резные края, орнаменты, узоры, добавляют аппликацию. Словом, творческий подход у всех разный, но каждый старается сделать обычный кувшин произведением искусства. Также для распространения техники оплетения гончары изготавливают и небольшие кувшинчики, кружки, которые привлекают внимание покупателей на различных ярмарках.
Татьяна Лапкова рассказала, что в этом году она вместе со специалистами ОМЦНТ и мастерами из Витебской области планирует реализовать проект "Школа гончара". "Это будет обучение, разделенное по блокам. Мы будем на разных базах собирать мастеров и уже опытных, и начинающих, и даже не керамистов. Первая такая встреча запланирована в Витебске, а потом мы будем организовывать их в районах, где есть все необходимое оборудование", - поделилась завотделом.

Также будут проводиться тематические мастер-классы. Желающие смогут научиться создавать керамические изделия, а также узнают, как можно их декорировать, в том числе познакомятся с оплетением посуды берестой. И хотя сегодня народные умельцы уже используют клей вместо рыбьей чешуи, техника эта все равно остается не из простых. Завотделом рассказала, что и сама пробовала оплетать кувшины берестяными лентами. У нее на один экземпляр уходило чуть более получаса, если ни на что другое не отвлекаться.
Для чего же сохранять такие непростые виды ремесел и что они могут дать будущим поколениям? "Мы каждое ремесло стараемся как минимум возродить, а если находятся увлеченные люди, которым оно понравится, то мы помогаем его развивать. В основе любой идентичности народа лежит традиционная культура. Я считаю, что очень важно сохранять наше наследие. Невозможно любить страну, не сберегая и не развивая традиции, сохраняющие целостность нации. Уже на своем опыте могу сказать, что по сравнению с тем, когда я пришла в ОМЦНТ, а это было семь лет назад, я вижу, насколько у людей возрос интерес ко всему народному, национальному. Некоторых удивляет, когда они видят наши берестяники, говорят, что никогда такого не видели. И когда узнают историю, для них это становится еще интереснее", - отметила Татьяна Лапкова.

Алеся ПУШНЯКОВА,

фото Александра ХИТРОВА,

БЕЛТА.-0-
Топ-новости
Свежие новости Беларуси