Новости темы
"Репортаж"
Работы у дорожных строителей с каждым годом только прибавляется: строительство новых дорог, мостов и развязок, ремонт и реконструкция уже существующих объектов. Растут и расширяются населенные пункты, увеличивается количество автомобильного транспорта, поэтому людям необходима соответствующая инфраструктура, чтобы комфортно и быстро добираться домой и на работу и не стоять часами в пробках. Заинтересованы в этом и производства, которые также хотят улучшать логистику и сокращать транспортные расходы. Для решения этих вопросов по всей стране вводятся десятки новых объектов. В их числе - юго-западный обход Могилева, или трасса М15. О том, как создавалась вторая в республике кольцевая автомобильная дорога, корреспондентам БЕЛТА рассказали в РУП "Могилевавтодор".
Для того, чтобы полностью "закольцевать" Могилев, ушло более 40 лет. Объездная дорога протяженностью 76,5 км возводилась в семь этапов, первые участки появились еще в советское время. В этих транспортных линиях заключена вся трудовая биография директора РУП "Могилевавтодор" Анатолия Лопатина, который был причастен к воплощению масштабного проекта от самого начала до завершения. Он прошел путь от инженера до руководителя именно в период строительства трассы. Однако, как признается Анатолий Иванович, изначально никто даже не предполагал, что это будет настолько значимая и грандиозная стройка. Просто каждый на своем месте ответственно делал порученную работу.
Опорную сеть дорог в Беларуси стали создавать еще в 1970-е годы, и на сегодня она считается одной из лучших на территории СНГ и занимает в европейских рейтингах высшие строчки. "Дорожное планирование в советское время было на высшем уровне, поэтому первый участок кольцевой построен со всеми необходимыми развязками, - уточнил он. - Однако в связи с изначальной дороговизной проекта грандиозные планы по перспективному дорожному строительству вокруг Могилева претерпели изменения. Например, из проекта была исключена развязка на Чаусы - "полный клеверный лист", который впоследствии был построен только спустя 40 лет".
Начало кольцевой положено в 1980 году. Первым ввели в эксплуатацию участок М8 протяженностью 15,3 км от Любужа до Восхода в обход Могилева. По нему можно было попасть на трассу союзного значения Ленинград - Киев - Одесса, не заезжая в областной центр. Это позволило исключить транзит через город по Витебскому проспекту и Гомельскому шоссе.
Второй участок Мосток - Любуж протяженностью 11,8 км ввели в 1987 году и сразу начали строительство северного участка обхода Могилева Полыковичи - Присно, который сдан в эксплуатацию в 1989 году. Он соединил минскую автомагистраль с подъездом к областному центру со стороны завода "Могилевтрансмаш" (в то время "Могилевсельмаш") по ул.Крупской, пересекая шкловское направление. Таким образом, к будущей кольцевой прибавилось еще 10 км.
С обретением Беларусью суверенитета строительство обхода продолжилось. Очередной участок был проложен в 1997 году - от подъезда к "Могилевтрансмашу" до М8 в Мостке с мостом через р.Днепр протяженностью 9,53 км. Следующей задачей дорожников стала необходимость связать минское и бобруйское направления. Возведение этого отрезка было разбито на два этапа: Присно - Тишовка протяженность 8,29 км (введен в 2005 году) и Тишовка - Селец (10 км, 2006 год).
На тот момент оставалось замкнуть лишь участок дороги, ведущей на Бобруйск, с Гомельским шоссе (отрезок протяженностью чуть более 11,5 км, однако к строительству шли очень долго и приступили только в 2021 году. К этому шагу подтолкнули рост областного центра, увеличение транспортного потока, стремительное развитие свободной экономической зоны "Могилев" и открытие новых промышленных предприятий. Возникла острая необходимость сократить расстояния для перевозки сырья и продукции, а также разгрузить городские улицы, что само собой решало экологические вопросы и облегчало передвижение людей.
Анатолий Лопатин отмечает, что к началу строительства последнего участка юго-западного обхода город уже задыхался от большого потока грузового транспорта, и даже ограничения на транзит большегрузов общей массой более 3,5 т по областному центру к лучшему ситуацию существенно не меняли. Промышленный Могилев требовал кардинальных решений. И кольцо вокруг города наконец-то замкнулось, на что потребовалось всего два года.
Последний участок - единственный, который был представлен в цементобетонном исполнении, что автоматически удвоило срок его службы по сравнению с транспортными артериями из асфальтобетонного покрытия. Средства на реализацию этого инвестпроекта были выделены из республиканского бюджета и кредитных ресурсов Банка развития Республики Беларусь в соответствии с государственной программой "Дороги Беларуси" на 2021-2025 годы.
"Последний участок был одновременно сложным и интересным, - отметил Анатолий Лопатин. - На нем расположились путепровод через железнодорожное полотно, мост через р.Вильчанку, а также мост через р.Днепр протяженностью более 370 м. В покрытие новой транспортной артерии уложено порядка 20 тыс. куб.м тяжелого бетона. Многое сделано по обустройству инженерных коммуникаций и обеспечению безопасности дорог, в том числе установлено 10 камер видеонаблюдения, которые работают в режиме реального времени. Появились две дорожно-измерительные станции, которые передают в диспетчерскую службу показатели более чем по 10 параметрам, что особенно важно в зимнее время".
Анатолий Лопатин отметил, что протяженность могилевского обхода на 20 км больше первой Минской кольцевой автодороги. По всей М15 установлено 12,5 тыс. м барьерного и свыше 19,2 тыс. м защитного ограждения, а также более 320 дорожных знаков. Пропускная способность трассы составляет до 5,7 тыс. автомобилей в сутки.
"Дорожное строительство в республике поддерживалось всегда, несмотря на различные периоды, в том числе санкционный, - подчеркнул Анатолий Лопатин. - И это в первую очередь реализация наших социальных программ - для людей и их удобства. И пути воплощения в жизнь таких масштабных проектов всегда находятся - как с привлечением внутренних, так и внешних инвестиций. Дороги и коммуникации в современном мире - жизненная необходимость, и это востребованное направление должно постоянно развиваться. Тем более парк машин прирастает стремительными темпами. Сегодня в каждой семье как минимум по одному-два автомобиля, не считая транспорта предприятий и организаций. И государство уделяет повышенное внимание развитию дорог".
Именно поэтому отрасль дорожного строительства с каждым годом развивается все более интенсивно: увеличиваются объемы, совершенствуются технологии, сокращаются сроки ввода значимых объектов. "В нашей работе остаются только профессионалы, которые искренне болеют за свое дело и готовы трудится в любое время суток, в летний зной и период зимних снегопадов, - подчеркнул руководитель. - Нам в помощь - современная функциональная техника, для закупки которой государство также подставляет плечо. Не стоят на месте и технологии, внедряется много новинок. Например, ноу-хау для зимнего содержания белорусских дорог - обработка проезжей части рассолами. Есть у нас свой завод по производству эмульсии, где круглогодично выпускаем органоминеральную смесь для ямочного ремонта. Мы постоянно движемся в ногу со временем".
На сегодня главной задачей РУП "Могилевавтодор" остается строительство и поддержание дорог в надлежащем состоянии, ведь это не только комфорт и безопасность водителей и пассажиров, но также укрепление экономики региона и дополнительные инвестиции. На сегодня в ведении девяти управлений предприятия находится около 2,5 тыс. км республиканских автомобильных дорог и 351 мостовое сооружение протяженностью почти 20 км. Всего же за 26 лет работы "Могилевавтодор" построил и реконструировал более 250 км республиканских дорог и 14 мостов, капитально отремонтировал и обновил около 4,7 тыс. км дорожного полотна и почти 150 путепроводов. Вместе с тем работы с каждым годом только прибавляется. Грандиозные планы у предприятия намечены и в объявленный в стране Год благоустройства.
"Активными темпами завершается реконструкция трассы Р122 Могилев - Чериков - Костюковичи на наиболее напряженном участке от Могилева до Чаусов, - подчеркнул Анатолий Лопатин. - Это одна из пяти республиканских дорог, которые пересекают Могилевскую область и выходят на внешние границы. Р122 на пути в Россию объединяет восемь районов региона и является связующей транспортной нитью между Западом и Востоком. На сегодня здесь очень высокий трафик (на отдельных участках до 14 тыс. автомобилей в сутки) и низкая пропускная способность - всего две полосы. После реконструкции количество полос увеличится вдвое - по две в каждую сторону, дорога полностью оденется в износостойкий бетон, который автоматически увеличит срок ее эксплуатации минимум до 25 лет, а категория трассы возрастет с третьей до первой и второй".
В ближайших планах дорожных строителей отмечается реконструкция путепровода через железнодорожные пути на трассе Р43 и моста через р.Брожка на Р73. Капитальным ремонтом в этом году будет охвачено четыре мостовых сооружения и пять километров автодорог, текущим - почти 285 км дорог.
"В настоящее время формируется государственная программа "Дороги Беларуси" на 2026-2030 годы, - уточнил Анатолий Лопатин. - В нее будет включена реконструкция шести мостовых сооружений в Могилевской области общей протяженностью 1,25 тыс. погонных метров. Это именно те объекты, которые имеют важное значение для транспортных связей области и республики в целом. Например, мост через р.Вихра в направлении выхода на границу Российской Федерации - в Смоленскую область, мост через р.Днепр на подъезде к Быхову и ряд других объектов".
Юлия ПОДОЛЬСКАЯ,
фото Олега ФОЙНИЦКОГО,
БЕЛТА.-0-
Для того, чтобы полностью "закольцевать" Могилев, ушло более 40 лет. Объездная дорога протяженностью 76,5 км возводилась в семь этапов, первые участки появились еще в советское время. В этих транспортных линиях заключена вся трудовая биография директора РУП "Могилевавтодор" Анатолия Лопатина, который был причастен к воплощению масштабного проекта от самого начала до завершения. Он прошел путь от инженера до руководителя именно в период строительства трассы. Однако, как признается Анатолий Иванович, изначально никто даже не предполагал, что это будет настолько значимая и грандиозная стройка. Просто каждый на своем месте ответственно делал порученную работу.
Опорную сеть дорог в Беларуси стали создавать еще в 1970-е годы, и на сегодня она считается одной из лучших на территории СНГ и занимает в европейских рейтингах высшие строчки. "Дорожное планирование в советское время было на высшем уровне, поэтому первый участок кольцевой построен со всеми необходимыми развязками, - уточнил он. - Однако в связи с изначальной дороговизной проекта грандиозные планы по перспективному дорожному строительству вокруг Могилева претерпели изменения. Например, из проекта была исключена развязка на Чаусы - "полный клеверный лист", который впоследствии был построен только спустя 40 лет".
Начало кольцевой положено в 1980 году. Первым ввели в эксплуатацию участок М8 протяженностью 15,3 км от Любужа до Восхода в обход Могилева. По нему можно было попасть на трассу союзного значения Ленинград - Киев - Одесса, не заезжая в областной центр. Это позволило исключить транзит через город по Витебскому проспекту и Гомельскому шоссе.
Второй участок Мосток - Любуж протяженностью 11,8 км ввели в 1987 году и сразу начали строительство северного участка обхода Могилева Полыковичи - Присно, который сдан в эксплуатацию в 1989 году. Он соединил минскую автомагистраль с подъездом к областному центру со стороны завода "Могилевтрансмаш" (в то время "Могилевсельмаш") по ул.Крупской, пересекая шкловское направление. Таким образом, к будущей кольцевой прибавилось еще 10 км.
С обретением Беларусью суверенитета строительство обхода продолжилось. Очередной участок был проложен в 1997 году - от подъезда к "Могилевтрансмашу" до М8 в Мостке с мостом через р.Днепр протяженностью 9,53 км. Следующей задачей дорожников стала необходимость связать минское и бобруйское направления. Возведение этого отрезка было разбито на два этапа: Присно - Тишовка протяженность 8,29 км (введен в 2005 году) и Тишовка - Селец (10 км, 2006 год).
На тот момент оставалось замкнуть лишь участок дороги, ведущей на Бобруйск, с Гомельским шоссе (отрезок протяженностью чуть более 11,5 км, однако к строительству шли очень долго и приступили только в 2021 году. К этому шагу подтолкнули рост областного центра, увеличение транспортного потока, стремительное развитие свободной экономической зоны "Могилев" и открытие новых промышленных предприятий. Возникла острая необходимость сократить расстояния для перевозки сырья и продукции, а также разгрузить городские улицы, что само собой решало экологические вопросы и облегчало передвижение людей.
Анатолий Лопатин отмечает, что к началу строительства последнего участка юго-западного обхода город уже задыхался от большого потока грузового транспорта, и даже ограничения на транзит большегрузов общей массой более 3,5 т по областному центру к лучшему ситуацию существенно не меняли. Промышленный Могилев требовал кардинальных решений. И кольцо вокруг города наконец-то замкнулось, на что потребовалось всего два года.
Последний участок - единственный, который был представлен в цементобетонном исполнении, что автоматически удвоило срок его службы по сравнению с транспортными артериями из асфальтобетонного покрытия. Средства на реализацию этого инвестпроекта были выделены из республиканского бюджета и кредитных ресурсов Банка развития Республики Беларусь в соответствии с государственной программой "Дороги Беларуси" на 2021-2025 годы.
"Последний участок был одновременно сложным и интересным, - отметил Анатолий Лопатин. - На нем расположились путепровод через железнодорожное полотно, мост через р.Вильчанку, а также мост через р.Днепр протяженностью более 370 м. В покрытие новой транспортной артерии уложено порядка 20 тыс. куб.м тяжелого бетона. Многое сделано по обустройству инженерных коммуникаций и обеспечению безопасности дорог, в том числе установлено 10 камер видеонаблюдения, которые работают в режиме реального времени. Появились две дорожно-измерительные станции, которые передают в диспетчерскую службу показатели более чем по 10 параметрам, что особенно важно в зимнее время".
Анатолий Лопатин отметил, что протяженность могилевского обхода на 20 км больше первой Минской кольцевой автодороги. По всей М15 установлено 12,5 тыс. м барьерного и свыше 19,2 тыс. м защитного ограждения, а также более 320 дорожных знаков. Пропускная способность трассы составляет до 5,7 тыс. автомобилей в сутки.
"Дорожное строительство в республике поддерживалось всегда, несмотря на различные периоды, в том числе санкционный, - подчеркнул Анатолий Лопатин. - И это в первую очередь реализация наших социальных программ - для людей и их удобства. И пути воплощения в жизнь таких масштабных проектов всегда находятся - как с привлечением внутренних, так и внешних инвестиций. Дороги и коммуникации в современном мире - жизненная необходимость, и это востребованное направление должно постоянно развиваться. Тем более парк машин прирастает стремительными темпами. Сегодня в каждой семье как минимум по одному-два автомобиля, не считая транспорта предприятий и организаций. И государство уделяет повышенное внимание развитию дорог".
Именно поэтому отрасль дорожного строительства с каждым годом развивается все более интенсивно: увеличиваются объемы, совершенствуются технологии, сокращаются сроки ввода значимых объектов. "В нашей работе остаются только профессионалы, которые искренне болеют за свое дело и готовы трудится в любое время суток, в летний зной и период зимних снегопадов, - подчеркнул руководитель. - Нам в помощь - современная функциональная техника, для закупки которой государство также подставляет плечо. Не стоят на месте и технологии, внедряется много новинок. Например, ноу-хау для зимнего содержания белорусских дорог - обработка проезжей части рассолами. Есть у нас свой завод по производству эмульсии, где круглогодично выпускаем органоминеральную смесь для ямочного ремонта. Мы постоянно движемся в ногу со временем".
На сегодня главной задачей РУП "Могилевавтодор" остается строительство и поддержание дорог в надлежащем состоянии, ведь это не только комфорт и безопасность водителей и пассажиров, но также укрепление экономики региона и дополнительные инвестиции. На сегодня в ведении девяти управлений предприятия находится около 2,5 тыс. км республиканских автомобильных дорог и 351 мостовое сооружение протяженностью почти 20 км. Всего же за 26 лет работы "Могилевавтодор" построил и реконструировал более 250 км республиканских дорог и 14 мостов, капитально отремонтировал и обновил около 4,7 тыс. км дорожного полотна и почти 150 путепроводов. Вместе с тем работы с каждым годом только прибавляется. Грандиозные планы у предприятия намечены и в объявленный в стране Год благоустройства.
"Активными темпами завершается реконструкция трассы Р122 Могилев - Чериков - Костюковичи на наиболее напряженном участке от Могилева до Чаусов, - подчеркнул Анатолий Лопатин. - Это одна из пяти республиканских дорог, которые пересекают Могилевскую область и выходят на внешние границы. Р122 на пути в Россию объединяет восемь районов региона и является связующей транспортной нитью между Западом и Востоком. На сегодня здесь очень высокий трафик (на отдельных участках до 14 тыс. автомобилей в сутки) и низкая пропускная способность - всего две полосы. После реконструкции количество полос увеличится вдвое - по две в каждую сторону, дорога полностью оденется в износостойкий бетон, который автоматически увеличит срок ее эксплуатации минимум до 25 лет, а категория трассы возрастет с третьей до первой и второй".
В ближайших планах дорожных строителей отмечается реконструкция путепровода через железнодорожные пути на трассе Р43 и моста через р.Брожка на Р73. Капитальным ремонтом в этом году будет охвачено четыре мостовых сооружения и пять километров автодорог, текущим - почти 285 км дорог.
"В настоящее время формируется государственная программа "Дороги Беларуси" на 2026-2030 годы, - уточнил Анатолий Лопатин. - В нее будет включена реконструкция шести мостовых сооружений в Могилевской области общей протяженностью 1,25 тыс. погонных метров. Это именно те объекты, которые имеют важное значение для транспортных связей области и республики в целом. Например, мост через р.Вихра в направлении выхода на границу Российской Федерации - в Смоленскую область, мост через р.Днепр на подъезде к Быхову и ряд других объектов".
Юлия ПОДОЛЬСКАЯ,
фото Олега ФОЙНИЦКОГО,
БЕЛТА.-0-