ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 27 января 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +4°C
Все новости
Все новости
Регионы
25 января 2025, 18:24

От умных лифтов до двигателей для электромобилей. "Могилевлифтмаш" о ноу-хау белорусского производства

Крупнейший игрок на рынке лифтового оборудования ОАО "Могилевлифтмаш" - предприятие с многолетним опытом работы. Здесь знают, как отвечать на вызовы времени, создавать конкурентоспособную продукцию, быть успешным вне зависимости от конъюнктуры рынка и обеспечивать надежные социальные гарантии для трудящихся. Говорит о многом и тот факт, что продукция белорусского предприятия занимает четверть российского рынка лифтового оборудования. Однако лифты - лишь одно востребованное направление: в Могилеве также выпускаются тяговые электродвигатели, эскалаторы, автомобильные парковочные системы. О новинках и ноу-хау отечественного производства узнали корреспонденты БЕЛТА.
"Белорусское производство стремительно развивается и кардинально отличается от того, которое было 20 и даже 10 лет назад, - подчеркнул генеральный директор ОАО "Могилевлифтмаш" Сергей Чертков. - Сейчас предприятия движутся вперед с нарастающей скоростью, и во многом этому способствует здоровая конкуренция. Мы прекрасно понимаем, что нельзя останавливаться на достигнутом: если хочешь быть востребованным и успешным, надо развивать производство и собственные компетенции, работать над импортозамещением, диверсифицировать продукцию и рынки сбыта, а также двигаться в разных направлениях. Кроме того, надо быть самостоятельными и самодостаточными, чтобы внешние факторы не смогли оказать существенное влияние на наши внутренние процессы".
Умные, скоростные, с дезинфекцией: какие лифты производят в Могилеве

Сегодня предприятие выпускает более 200 модификаций пассажирских и грузовых лифтов, и каждая из них находит свое применение. Могилевская продукция соединила в себе современный дизайн и передовой функционал, поэтому легко конкурирует с импортными аналогами, в том числе с китайскими производителями. Развитие не останавливается, и конструкторы предприятия каждый год предлагают покупателям новинки и усовершенствованные модели.

"Мы расширили модельный ряд за счет увеличения грузоподъемности, - отметил директор научно-технического центра предприятия Максим Соболев. - Если раньше самым массовым и продаваемым пассажирским лифтом была модель грузоподъемностью до 1 тыс. кг, то сейчас мы разработали и реализуем до 2,5 т. Расширили модельный ряд и по скоростным показателям. Пока производим лифты со скоростью 2,5 м/с, но уже в этом году получим сертификат на лифт, который будет передвигаться почти в два раза быстрее - 4 м/с. Опытная модель уже разработана, впереди - монтаж, испытания и получение сертификата".

По словам Максима Соболева, скоростные лифты задействованы в зданиях с высотой подъема порядка 200 м. "Высотное строительство - достаточно узкий сегмент. Раньше там работали европейские производители, а сейчас - китайские, поэтому туда попасть сложно. Вместе с тем качество могилевских лифтов позволяет это сделать", - подчеркнул он.
В числе последних разработок предприятия - так называемый умный лифт, необходимость создания которого возникла с развитием концепции умных технологий. Он представляет собой комплексную систему, которая привязывается к телефону, интегрируется в окружающее пространство и полностью подстраивается под человека: без чипа поднимается шлагбаум при въезде на парковку, открывается дверь подъезда при приближении к ней, автоматически вызывается лифт и везет жильца на нужный ему этаж, даже если он не нажал кнопку. В будущем такие системы можно закладывать при строительстве домов еще на стадии проектирования.

Очередное ноу-хау, которое родилось в период распространения коронавирусной инфекции, - лифт с дезинфекцией. Конструкторы предприятия разработали систему двух типов: первая действует по принципу воздухообмена, вторая, светодиодная, обеззараживает воздух и считается самой эффективной. Она включается в кабине лифта специальными датчиками и буквально за две минуты полностью дезинфицирует замкнутое помещение. Такие лифты востребованы в больницах и поликлиниках, учреждениях образования, административных и торговых центрах, на предприятиях - везде, где есть большое скопление людей.

Немало времени и сил уделяется дизайнерским находкам и функциональным решениям. Например, с конвейера вышли лифты с встроенными мониторами, на которых можно отобразить любую информацию. В выключенном состоянии они выглядят как обычное зеркало, а в режиме "ON" - как телевизионный экран. Такие новации в том числе решают проблему с бумажной рекламной продукцией, из-за которой кабинки лифтов со временем получают крайне непрезентабельный и неаккуратный вид. "С каждым годом становится все больше модификаций лифтов и опций, которыми они оснащены, и это тоже делает нашу продукцию востребованной и конкурентоспособной", - подчеркнул Максим Соболев.

Автоматические парковки: от семейной на два автомобиля до многоярусной на 52 машины


ОАО "Могилевлифтмаш" производит несколько видов автопарковочных систем, самая большая из которых достигает 26 ярусов в высоту и может разместить 52 автомобиля. Заполнение машино-мест происходит в автоматическом режиме. Увидеть необычный механизм в действии можно прямо на территории предприятия, сотрудники которого уже давно пользуются этим ноу-хау. Алгоритм работы достаточно простой и привязан к заводским пропускам: сканируешь документ, оставляешь машину, и парковка сама устанавливает ее в свободную ячейку. На "Могилевлифтмаше" пошли дальше, и сейчас внедряют систему диспетчеризации к этому виду парковок. Несколько недель назад разработку оснастили экраном, на котором можно наблюдать весь процесс: где находится автомобиль, как заезжает в ячейку и опускается на платформе вниз. Визуализация стала дополнительным техническим бонусом для потребителей.
Второй вид выпускаемых на предприятии парковок - роторные. "Мы производим два типа роторных парковок: для легковых автомобилей и для класса SUV, то есть кроссоверов, - отмечает Максим Соболев. - Такая система может единовременно вместить 10 внедорожников или 12 седанов, а занимает всего два парковочных места - удобно, компактно и максимально экономит пространство. Сейчас прорабатывается установка на парковках системы зарядки для электромобилей: пока автомобиль ждет хозяина, автоматически подзаряжается. Спрос на эту опцию уже есть, ведь соответствующая инфраструктура для электромобилей постоянно развивается и совершенствуется. Ведется работа и над приложением по оплате парковочного места с вариантами как разового платежа, так и покупки месячного абонемента".

Третий вид - парковки зависимого типа, которые получили название "семейные". Система рассчитана на одновременное размещение двух автомобилей по принципу "один над другим". С помощью такой парковки можно сэкономить пространство в частных домах и на подземных паркингах, где под семейный транспорт выкуплено только одно место. Такие системы отгружались в прошлом году как белорусским, так и зарубежным покупателям. Большие планы по реализации продукции есть уже и на этот год.

"Парковки - прибыльная и перспективная ниша, которая со временем будет только расширяться, - отметил Максим Соболев. - Расстраиваются города, уплотняется постройка: появляются новые социальные объекты, торговые и бизнес-центры, жилые дома. За границей в ряде крупных городов и туристических центов проблематично припарковать автомобиль даже за оплату - всем желающим не хватает места. Поэтому тема парковок постоянно развивается, актуальная она и для крупных белорусских городов. Тем более, 2025 год объявлен в стране Годом благоустройства, и парковочным местам - их наличию, качеству и удобству в использовании - будет уделено особое внимание".

От электробусов до АЭС: где устанавливают могилевские электродвигатели

Еще одно масштабное направление - электродвигатели общепромышленного и специального назначения. Новым и активно развивающимся направлением стала разработка тяговых электродвигателей для электротранспорта, в том числе электробусов и электрогрузовиков, трамваев и троллейбусов. К слову, в Могилеве по маршруту №16 уже курсируют троллейбусы с тяговыми электродвигателями местного производства. Кроме того, в процессе разработки - электродвигатели для первого белорусского электромобиля от "БЕЛДЖИ" и техники БЕЛАЗ. Это два перспективных проекта, которые будут развиваться в ближайшее время.
О новинках и планах по производству этой продукции главный конструктор по электродвигателям ОАО "Могилевлифтмаш" Алексей Чайко может увлеченно рассказывать часами. Он проработал на заводе уже более 30 лет, начав карьерный рост с должности мастера. В свое время на производство он пошел по стопам отца, который трудился здесь наладчиком. О выборе профессии за все время не пожалел ни разу, ведь его работа связана с постоянным развитием и самообразованием, а также своего рода творчеством - не каждому дано быть причастным к разработке и внедрению такого передового оборудования.

"Наши электродвигатели работают даже на Белорусской атомной электростанции - под оболочкой и вне оболочки реактора, - подчеркивает он. - Это специальная разработка для установки в радиационно-опасных средах. Также мы освоили производство взрывозащищенных двигателей для наземных установок и рудничного исполнения для работы в шахтах. Однако на сегодня самая интересная тема - разработки для электротранспорта. В основном сделан упор на городской пассажирский транспорт, однако есть и коммерческое направление - электродвигатель для первого белорусского электромобиля, над которым мы трудимся вместе с Объединенным институтом машиностроения Национальной академии наук Беларуси".

Линейка тяговых электродвигателей "Могилевлифтмаш" включает образцы от 72 кВт и до180 кВт. Их преимущество в минимальных массогабаритных показателях и качественных комплектующих, которые гарантируют длительную работу. "В Беларуси для развития электротранспорта - большое будущее, и с каждым годом это направление становится все более востребованным как в промышленной среде, так и среди простых обывателей, - подчеркнул Алексей Чайко. - На наших дорогах электромобилей становится все больше, а если появится еще и транспорт белорусского производства, то это вызовет всплеск популярности. Только представьте, что в ближайшем будущем всю страну - с севера на юг или с запада на восток - можно будет проехать всего на одной зарядке аккумулятора. Это не только удобно и экономично, но еще и экологично".

Задача - ответственно делать свою работу и развивать предприятие

На головном предприятии ОАО "Могилевлифтмаш" трудится свыше 5 тыс. человек, еще более 1 тыс. - на других производствах холдинга. Здесь множество различных направлений и служб, и каждый работник на своем месте проявляет ответственность и дает результат. Причем для многих производство стало хорошим трамплином для карьерного роста, и за это люди выражают отдельную благодарность.
Начальник технологического бюро участка непрофильной продукции Александр Юрченко на предприятии уже более 10 лет. На работу устроился на полставки, когда только заканчивал университет, а с получением диплома оформлен на полный рабочий день. Начинал с должности инженера-технолога. Он признается, что нашел в сплоченном коллективе максимальную поддержку: ему передавали производственный опыт, помогали и поддерживали во многих вопросах.

"Работа нашего подразделения очень интересная, ведь мы занимается абсолютно всеми видами продукции, в том числе опытными образцами, парковочными системами, эскалаторами, инвалидными подъемниками, - отметил он. - У меня не кабинетная работа, и мне это нравится. Приходится много общаться с людьми и передвигаться, быть постоянно мобильным и включенным в процесс. Радует, когда твои усилия и старания приносят хороший результат, а, как известно, из маленьких шагов складывается одно большое дело. Каждый из нас на своем месте болеет за свое производство, хорошо сделанную работу и конечный результат, старается выполнить поставленную задачу качественно и в срок".
Юлия ПОДОЛЬСКАЯ,
фото Олега ФОЙНИЦКОГО,
БЕЛТА.-0-
Топ-новости
Свежие новости Беларуси