ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 6 января 2025
Минск-Уручье -4°C
Все новости
Все новости
Регионы
04 января 2025, 21:16

Физика под аплодисменты. Физфак БГУ организовал для гостей не просто лекции - шоу со спецэффектами

Рождественские лекции по физике превзошли все ожидания. Это было ярко, харизматично, увлекательно и полезно. Анонсированные в декабре две лекции на физфаке БГУ - по криогенике, а также волнам видимым и волнам слышимым - собрали будущих абитуриентов, школьников и их родителей. Пришли даже малыши - для них физические эксперименты казались настоящими фокусами. Как это было - в репортаже корреспондента БЕЛТА.

Образовательно-развлекательная программа на физфаке БГУ началась около 11.00. В фойе факультета гостям предложили поучаствовать в конкурсах и викторинах. Конечно же, был и Дед Мороз, и Снегурочка, и подарки.
Для гостей открыли двери центра популяризации науки для школьников. Он заработал 29 октября прошлого года, к 103-летию БГУ. Сегодня центр включает три кабинета: подготовки к физическим олимпиадам, демонстрационного эксперимента, кабинет-музей физического факультета. В перспективе центр планируется расширять.

По словам заместителя декана по учебной работе и образовательным инновациям физического факультета Николая Горбачука, целевая аудитория - школьники. Центр используют не только как инструмент шоу, но и для преподавания определенных разделов физики. Впрочем, посетить его могут все желающие.
"Как использовать этот центр, зависит от аудитории, которая к нам приходит. Если это будут школьники старших классов, я могу рассказать о простейшей модели ионно-плазменного двигателя, используемого в космических аппаратах. Если придет группа детского сада, я просто покажу молнии, электрические змейки. Будет продемонстрирован один и тот же эффект, но рассказывать я буду разные вещи", - отметил Николай Горбачук.

Несмотря на то что центр открыт относительно недавно, экскурсии сюда пользуются популярностью. За два месяца его работы здесь побывали уже 10-15 групп.
Сегодня учеников на Рождественские лекции привела учитель физики средней столичной школы №25 Юлия Кринчик. Она сама недавно закончила физфак БГУ, а теперь прививает любовь к этой науке школьникам. "Я хочу развивать это направление, поэтому стараюсь водить по таким мероприятиям. Узнав, что на физическом факультете открылся центр популяризации науки, конечно же, сразу привела сюда своих учеников", - рассказала она.

По словам молодого педагога, после предыдущего визита школьники были в восторге. "Сначала они думали, что я привела их просто послушать какие-то нудные лекции. Но им показывали эксперименты, они сами участвовали в опытах. Чему, конечно же, были рады", - поделилась Юлия Кринчик.

Между тем экскурсия в центр оказалась и весьма полезной. "Здесь акцент на электричество, а в школе в 8-м классе (я привела сюда именно 8-й класс) сейчас проходят именно этот раздел физики. Рассказывали не только про постоянный ток, но и переменный, который школьники еще не проходят. Им было интересно узнать на перспективу", - добавила педагог.

Молодой учитель уверена, что физика может быть увлекательной и простой, и это наглядно показывают Рождественские лекции на физфаке. "Я видела у ребят не только отклик в глазах, я слышала их разговоры. Заглядывала в их социальные сети. Оказалось, что они выкладывали посты, истории. Я понимаю, что это им действительно было интересно", - добавила она.
Физфак остается в сердцах даже тех, кто его закончил давно. На Рождественские лекции своих детей привели отцы. Иван Богданов закончил вуз в 2008 году. Узнал про увлекательную встречу из Телеграм-канала БГУ. И сегодня он здесь с двумя детьми - Егором и Богданом. "Мы узнали, что проводятся такие лекции, и решили посетить. Сам я закончил физфак и мне интересно привить детям любовь к физике с детства", - рассказал мужчина.

"Просто захотелось самому вспомнить и показать детям, насколько это интересно и в принципе даже весело", - продолжил Владимир Куприк, который пришел с дочкой Александрой, сыном Андреем (трехлетняя дочка Василиса осталась дома) и племянником Артемом.
Отцы уверены, что рассказывать о физических явлениях и показывать опыты детям можно с самого раннего возраста. Владимир Куприк, например, в детстве начал собирать электрические схемы, был самоучкой. Потом, говорит, увлекся и решил поступить на физфак. Поясняя свой выбор, Иван Богданов рассказал, что у него был хороший учитель физики - он-то и привил любовь к науке. Поступил на физфак и потому, что в свое время занимался в радиотехническом кружке.

Самое интересное началось через час, в 220-й аудитории физического факультета.
После лекции "Волны видимые и волны слышимые" заведующему кафедрой общей физики физфака Анатолию Слободянюку аплодировали. Ожидал ли он такого эффекта? Признался, что предполагал. "Я ведь знаю, что детям интересно. Специально готовился. Получилась смесь достаточно серьезных физических характеристик: длина волны, частота и амплитуда колебаний. Я даже логарифмы упомянул, когда говорил о диапазонах частот", - этим объяснил он популярность своего выступления.

Белорусский физик, педагог Анатолий Слободянюк подготовил не одну плеяду победителей физических олимпиад, под его руководством белорусские ребята привозят медали с международных физических олимпиад. Сложные явления умеет донести просто и понятно до разношерстной аудитории. А ведь гости сегодня отличались и возрастом, и уровнем знаний. Подать суть физического явления так, чтобы интересно было и детям, и взрослым, - истинное мастерство.
Что такое звук и что такое свет? Каковы их характеристики? В чем схожесть и в чем отличие? Известный физик умеет рассказать об этом простыми словами и почти без формул на доске, которые здесь разве что для украшения.

"Если человек не может рассказать обычным человеческим языком, никакие формулы не помогут. Поэтому я использовал те понятия, которые каждому знакомы, - сказал он. - Взять хотя бы "громко" и "тихо". Если я попрошу своего соседа уменьшить громкость на 3 дБ, что это значит? Казалось бы, это мало. Но это в 2 раза тише. А если увеличить на 10 дБ? Это значит увеличить в 10 раз".

Некоторые могут удивиться, но ушами человек получает гораздо больше информации, чем глазами, и вот почему. Лектор напомнил, что человеческое ухо способно слышать звуки в диапазоне частот 20-20 000 Гц, то есть десять октав. Между прочим, в физике октава - это диапазон частот, в котором соотношение частот между звуками составляет один к двум. Тем временем глаз воспринимает диапазон всего в одну октаву.

Учащийся 11-го класса физического профиля Лицея имени Ф.Э.Дзержинского БГУ Мирон Хартон хотя и рассказал, что многие вещи для него не стали новинкой, лекцию Слободянюка, автора многих книг, про световые и звуковые волны слушал с удовольствием. "Я пришел на Рождественские лекции, чтобы узнать про физический факультет, посмотреть красивые опыты. В этом году заканчиваю 11-й класс и поступаю", - отметил он.

Вторую лекцию провел король демонстрационного эксперимента - так представили старшего преподавателя кафедры общей физики физического факультета БГУ, руководителя методического объединения физики и астрономии Лицея имени Ф.Э. Дзержинского БГУ Леонида Марковича. Его выступление сложно назвать сухим словом "лекция". Он провел научное шоу с жидким азотом. Лектор показал процессы испарения жидкого азота, охлаждения металлического шарика до очень низких температур и затем кристаллизации на нем воды. Продемонстрировал хрупкость органических объектов на примере листика и розы после погружения их в жидкий азот. Научное шоу прошло феерично, зрелищно.
Под впечатлением остался учащийся 11-го класса физического профиля Лицея имени Ф.Э. Дзержинского БГУ Вячеслав Иванов. "Очень приятно, что на физическом факультете дают возможность в выходной немного развлечься, причем это связано с наукой. Я уже третий раз на Рождественских лекциях. И каждый раз предлагают разные лекции, много интересного. С преподавателями знаком, так как учусь в лицее БГУ. Сегодня было особенно важно прийти не только из уважения, но и посмотреть, что нам подготовили", - рассказал парень.
Что касается возможности привлечения ребят на естественно-научные специальности, связанные с физикой, химией, биологией, большую роль играет наглядность и первый стимул, уверен заместитель декана физфака Николай Горбачук.

"Если человек получает первый стимул в раннем возрасте, интерес скорее всего будет развиваться. Во многих случаях первый стимул дают или средства массовой информации, включая интернет, или общественные мероприятия, популяризирующие науку", - сказал он, заметив, что ранее существовала хорошая традиция показывать научно-популярные программы по телевидению.

"Сейчас такая традиция отчасти поддерживается, правда, масштабы уже далеко не те. Отчасти это связано с тем, что интернет потихонечку вытесняет телевидение, - считает Николай Горбачук. - Однако ни одно средство массовой информации никогда не даст возможность вживую ощутить эксперимент. А вот на наших мероприятиях у ребят появляется такая возможность. Они видят демонстрации, непосредственно участвуют в экспериментах".
Заместитель декана считает, что начинать работу по профориентации важно с раннего возраста. Первый интерес, по его словам, должен сформироваться как можно раньше. Даже самые маленькие дети по своей природе экспериментаторы, они задают максимум вопросов "почему?" По мере взросления человек привыкает к чудесам и к 11-му классу его гораздо сложнее удивить. Хотя обычный потребитель не понимает и пятой части физических принципов и процессов, которые происходят внутри любого современного объекта.

Рождественские лекции по физике стали традиционным мероприятием на физфаке. Их проводят не ради развлечения, хотя большая доля шоу здесь присутствует. Но все же организаторы стремятся показать, что происходит в аудиториях и кабинетах факультета в течение учебного года и насколько интересной может быть наука.

БЕЛТА.-0-
Топ-новости
Свежие новости Беларуси