Новости темы
"По факту: решения Первого". Проект БЕЛТА"
В сентябре 2010 года Президент Беларуси Александр Лукашенко открыл новую школу в Боровлянах. Жители детской деревни "Истоки" подарили Президенту картину, сделанную своими руками, и пригласили в гости. Глава государства предложение принял и посетил одну из семей. Частный инвестор построил 15 домов, которые могли принять около 150 сирот. Они воспитывались в условиях, приближенных к семейным. Тремя годами ранее Александр Лукашенко при посещении "SOS-Детской деревни" в Боровлянах сообщил, что в стране разворачивается программа по переселению детей-сирот из интернатов. В этом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА "По факту: решения Первого" мы расскажем, сколько в Беларуси детских домов семейного типа, чем они отличаются от интернатов и как стать родителем-воспитателем.
Чем детские дома семейного типа отличаются от интернатов
Первые дома семейного типа появились в Беларуси в конце 90-х годов. Их открывали с привлечением общественных организаций. Государственная программа, утвержденная Президентом, начала активно развиваться в двухтысячных.
Психологи - и белорусские, и зарубежные - подчеркивали: дети в интернатах изолированы. Они не общаются со сверстниками из обычных семей. Исследования проводились среди выпускников интернатов. Специалисты следили за тем, как дети устроились в жизни. Практика показала, что мало кто смог стать успешным. Многие не создали свою семью, кто-то попадал в места лишения свободы.
"Когда ребенок оказывается в замещающей семье, то родители-воспитатели, опекуны, приемные родители замещают родителей, дают тепло, которое он мог бы получить в своей родной семье. А если это детское интернатное учреждение, то ребенок постоянно находится в условиях изолированности от семьи, в условиях государственного учреждения, где он воспитывается в группе детей. И каждый день у него жизнь идет по распорядку", - пояснила Елена Симакова.
Сколько в Беларуси детских домов семейного типа
"Трактор я поставил вам во дворе. Губернатор, председатель райисполкома расскажут мне, сколько вспашете, что посеете. Земли вам выделят сколько надо", - сказал Президент, обращаясь к супругам.
Президента интересовали бытовые условия, в которых живут дети, а также их хобби и планы на будущее. Александр Лукашенко поговорил с ребятами и дал им несколько советов.
Как стать родителем-воспитателем в Беларуси
"Необходимо подойти в отдел образования или обратиться в органы опеки и попечительства. Это управление отдела по образованию, в котором расскажут весь механизм, что нужно сделать. Конечно, нужно написать заявление. В отношении кандидата будет проведена проверка. Были ли случаи лишения родительских прав в его родной семье, отбирались ли у него дети, есть ли у него судимости по статьям, по которым не допускается работать с детьми. Либо еще какие-то факторы, которые будут препятствовать взять его на работу родителем-воспитателем", - объяснила Елена Симакова.
Что Лукашенко называет приоритетом государства
С 2014 года многое изменилось. Сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стало меньше. Сейчас их 15 тыс. Самая распространенная форма устройства детей - опека. Как правило, это близкие родственники. В опекунских семьях живут около 7 тыс. детей. На втором месте - приемные семьи. Родители берут на воспитание от двух до четырех детей. В прошлом году 300 ребят усыновили. В интернатах остаются 500 сирот.
"Если вам нужна мама, я буду рада быть мамой". История родителя-воспитателя из Минска
"Когда пришла изначально сюда, я сразу сказала: если вам нужна мама, я буду рада быть мамой. Если я для кого-то тетя, будьте мне родными племянниками. Я всегда говорю: вы мои двоюродные дети. У меня нет слова "приемный ребенок". И все меня называли мамой. Только вот старшенькие, первые, "тетя Света" звали", - рассказала родитель-воспитатель детского дома семейного типа Светлана Плотницкая.
Элина вместе с сестрой попали в дом семейного типа четыре года назад. Быстро со всеми познакомились. А недавно Элина стала звездой - снялась для календаря. Семья гордится.
Егор, можно сказать, новенький в доме. Живет здесь около восьми месяцев. У него другие таланты: работает с деревом и металлом. Уже сделал для дома много полезных вещей.
Какую роль отводят родителям-воспитателям
"Есть организации, которые помогают, но в основном мы сами. Денег хватает. Если не покупать полуфабрикаты, а готовить самим, то хватает. У нас три холодильника. И мы готовим по выходным полуфабрикаты. Для нас это интересно. Моторика рук у детей развивается. Все со мной. У нас даже мальчишки любят готовить. Даже знают рецепты. Новый рецепт делаю, они записывают себе в блокноты. Молодцы у меня дети", - сказала Светлана Плотницкая.
- Чем детские дома семейного типа отличаются от интернатов
- Сколько в Беларуси детских домов семейного типа
- Как стать родителем-воспитателем в Беларуси
- Что Лукашенко называет приоритетом государства
- "Если вам нужна мама, я буду рада быть мамой". История родителя-воспитателя из Минска
- Какую роль отводят родителям-воспитателям
"Мы всех детей, которые сегодня живут в домах-интернатах по всей стране, разместим вот в таких уютных домах в семьях. Это дорогого стоит. В этом же доме жить можно. Раньше вот в таком закутке наши деды, да даже, наверное, и родители по девять детей воспитывали. И они могли только мечтать о таком доме. А сегодня в таком доме 10 детей. И великие люди приемные родители, которые воспитывают приемных детей. Им надо кланяться в ноги. Не каждый может взять 10 детей, семеро детей плюс свои. И чужих детей воспитывать и любить их так же, как своих", - сказал глава государства, посещая детскую деревню в 2010 году.

"Начиная с 2006 года в каждом из регионов за счет республиканского и местных бюджетов активно шло строительство детских домов семейного типа. Но проблеме социального сиротства и воспитанию детей в детских интернатных учреждениях уделялось внимание уже с 1995 года, когда первым указом была утверждена государственная программа "Дети Беларуси" на 1995-2000 годы", - рассказала заместитель начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы Минобразования Елена Симакова.



Сейчас в Беларуси 281 дом семейного типа. Там живут около 2 тыс. сирот. В сельской местности дети с родителями-воспитателями живут в частных домах, в городах - в многоквартирных.
"Конечно, мы считаем, что необходимо семь-восемь детей. Это оптимальный вариант для детского дома семейного типа. Папа, как правило, трудится по основному месту работы. Дома он выполняет обязанности опекуна вместе с мамой. А сама мама занимается воспитанием детей", - отметила Елена Симакова.
Одному такому детскому дому семейного типа в Гомельской области Александр Лукашенко в 2017 году подарил мини-трактор. Тогда в семье Алексея и Виктории Новиковых воспитывались трое биологических и семеро приемных детей.


Дома семейного типа полностью содержатся за средства государства. Выплачиваются пособия на детей. Мама получает зарплату на ставку, папа - на полставки. Некоторым детям положена пенсия по потере кормильца или по инвалидности. Расходы на лечение компенсируют. Стать родителем-воспитателем могут не все.

Потом, добавила специалист Минобразования, потенциальным родителям-воспитателям предлагается пройти обучение в социально-педагогическом центре.
В 2014 году, отвечая на вопросы представителей российских региональных СМИ, Александр Лукашенко назвал приоритетным направлением государственную политику защиты прав детей-сирот. Тогда в республиканском банке данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, содержалась информация о 23 тыс. мальчиков и девочек.
"В детских домах остаются около 5 тыс. детей. Мы стимулируем, чтобы детей забирали в семьи", - сказал Президент.
По его словам, 9744 ребенка находятся на воспитании в опекунских семьях, 6349 - в приемных семьях, 1544 - в детских домах семейного типа. В семьях усыновителей воспитываются 6656 детей (только в 2013 году усыновлен 551 ребенок). Господдержка усыновленных детей и семей усыновителей сохраняется. Так, в 2014 году введен социальный отпуск для усыновителей. Кроме того, в каждой области республики предусмотрено за счет средств бюджета строительство двух детских домов семейного типа ежегодно, в Минске - двух квартир. Количество таких домов увеличилось с 57 в 2005 году до 220 к настоящему времени.
"Забота о детях и стариках - это приоритет нашего государства не на словах, а на деле. Для детей и стариков мы создаем простую и доступную систему помощи", - подчеркнул глава государства.

"Это чаще всего подростковый возраст, когда ребенку уже сложно адаптироваться в семье и семье - к ребенку. Или это ребенок, у которого были некие особенности в поведении, связанные с тем, что он уже прошел в своей родной семье. И насилие, и другие негативные факторы. Конечно, сказать, что мы закроем все детские дома и все дети будут в семьях, пока не получается. Но на это мы рассчитываем. И на это направлена вся политика Министерства образования и органов опеки и попечительства на местах", - подчеркнула Елена Симакова.
Светлана Плотницкая родила и воспитала двоих детей. Они выросли, и ей с мужем очень не хватало детского смеха в доме. Светлана и сама из многодетной семьи. Решили: будут приемными родителями. Взяли на воспитание четверых. 11 лет назад ей предложили стать родителем-воспитателем в доме семейного типа в Минске. Здесь ее ждали девять подростков.

За все время через ее добрые материнские руки прошли 32 ребенка. Самому маленькому был год. У каждого из этих рябят за плечами своя непростая история. И к каждому нужно найти свой подход.
"Я собираю всех за большим своим столом. Разговариваем, кто-то, например, лепит пельмени, и я вижу, что у него нет настроения. Я уже знаю, что на него нужно обратить внимание. Уединяюсь тогда с ним, и плачем, и разговариваем, и находим выход из ситуации. Не каждый ребенок хочет мне открыться, они же ко мне не махонькие пришли. Со своим багажом, со своими родственниками", - поделилась Светлана Плотницкая.

"Ничего не боялась и не волновалась. Но пока не знаю, кем хочу стать. Возможно, в будущем буду, как мама, выкладывать картины. Это очень интересное занятие, - сказала Элина. - Вообще здесь весело. Хорошие дети, все дружелюбные".

"Когда мама приехала к нам, она была веселая, позитивная. Мы начали шутить, разговаривать. Мне она очень сильно понравилась. Она добрая, она очень хорошо готовит. Булочки, дубайский шоколад делала, американское печенье", - рассказал Егор Пасюк.
"Большую роль мы отводим тому, чтобы родитель-воспитатель не только обеспечивал бытовое устройство ребенка, но и его развитие, в том числе нравственное. Очень много родители-воспитатели уделяют внимание совместному проведению досуга. Это различные хобби (рукоделие, чтение), посещение мероприятий. Они много путешествуют. Есть родители-воспитатели, которые объездили всю Беларусь, знают все интересные места страны", - отметила Елена Симакова.
Без дела Светлана Плотницкая детей не оставляет. Все любят рисовать, играть в шашки и шахматы, помогают по дому. Время на гаджеты есть только вечером, после того как сделают уроки.

"Социально ориентированное государство. Ясно, что в такой ситуации, при такой политике мы и пенсионеров, и инвалидов, и детей-сирот должны поддерживать. Ну и вообще по тому, как мы решаем эти вопросы, судят о власти, - сказал Президент в октябре прошлого года, заслушивая доклад о совершенствовании социальной поддержки населения. - Социальные программы, между прочим, у нас в стране очень обширные. Наша экономика представляет возможность направить больше денег именно в данную сферу, что мы и делаем".-0-