Контрабандная и контрафактная продукция сегодня является одним из вызовов для национальной безопасности многих государств. В Беларуси и России уже накоплен богатый опыт по очищению рынка от нелегальной продукции, что повышает экономический потенциал добросовестных производителей и продавцов. Сегодня проблема прослеживаемости товаров переходит в цифровую плоскость. И чтобы сделать систему контроля за товаропотоками эффективной, надежной и удобной для субъектов хозяйствования, необходимо широко использовать самые передовые технологии. В этой области у России и Беларуси есть большой потенциал для сотрудничества.
В начале декабря в Москве прошло первое заседание обновленного Экспертного совета Внешэкономбанка. В заседании приняли участие Андрей Шаронов, председатель Экспертного совета, президент Московской школы управления "Сколково"; Сергей Горьков, председатель Внешэкономбанка; представители АО "НИИМА "Прогресс" (российский НИИ микроэлектронной аппаратуры "Прогресс"), которые представили инфраструктуру для создания единой платформы прослеживаемости товарных потоков. Повышенный интерес членов Экспертного совета вызвал опыт успешной реализации аналогичного проекта в Беларуси.
Система идентификации движения товаров является одной из сфер применения цифровой экономики. По мнению российских и белорусских экспертов, данная платформа может обеспечить высокий уровень национальной безопасности и реальное импортозамещение, а также способствовать развитию технологий, созданию высококвалифицированных рабочих мест и улучшению качества жизни населения.
Комментируя суть данного направления, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков отметил: "Эффективная система прослеживаемости товарных потоков - это не только важный инструмент борьбы с контрафактом и нелегальной продукцией, но и механизм реализации экспортного потенциала наших компаний, программ импортозамещения, загрузки промышленных активов. Сегодня Государственная информационная система промышленности (ГИСП) уже сочетает в себе функции информационно-аналитической системы, торговой площадки, точки сбора различных проектов и инициатив. Создание на ее базе единого сервиса прослеживаемости происхождения и движения товаров позволит вывести торгово-промышленную политику на новый уровень и внесет важный вклад в развитие цифровой экономики России". ГИСП - это единая система взаимодействия промышленных предприятий с органами власти, научными и образовательными организациями, инжиниринговыми центрами, инвесторами, заказчиками продукции. В ГИСП содержится информация о поставщиках и производителях сырья, комплектующих, оборудовании, представлены более 4 500 позиций открытого каталога продукции и более 150 000 позиций торгового каталога, доступных для заказа на электронной торговой площадке. Вся эти данные размещены на интерактивной карте, включающей также информацию об объектах транспортной инфраструктуры, моногородах, территориальных кластерах, индустриальных и технологических парках.
Внимание Внешэкономбанка к единому сервису прослеживаемости происхождения и движения товаров носит системный характер. 8 декабря 2016 года правительство Республики Беларусь, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", ОАО "Банк развития Республики Беларусь", государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк и ОАО "Белвнешэкономбанк" подписали меморандум о намерениях по созданию интеграционной платформы развития. Данный меморандум направлен на содействие устойчивому экономическому развитию национальных экономик и укреплению взаимного товарооборота между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, развитие и укрепление экспортного потенциала наших государств, расширение производственной кооперации и продвижение продукции, производимой в Российской Федерации и Республике Беларусь, на рынки третьих стран. В качестве основного направления действий стороны определили совместное участие в развитии финансовой инфраструктуры для реализации экспортных проектов с высоким интеграционным потенциалом. Механизм реализации меморандума предполагает финансовую поддержку конкретных совместных российско-белорусских проектов в высокотехнологичных отраслях экономики, ориентированных на современные форматы цифровой экономики.
Что же стоит за проектом создания единой платформы прослеживаемости товарных потоков? Какую экономическую пользу несет такой проект для Республики Беларусь? Каковы перспективы белорусско-российского научно-технического сотрудничества в этом секторе цифровой экономики?
Ключевые позиции по этим важным вопросам представил в своем выступлении в Институте Европы Российской академии наук государственный секретарь Союзного государства Григорий Алексеевич Рапота. Располагая полной и объективной информацией, государственный секретарь прямо указал, что сегодня Беларусь обладает хорошими компетенциями в сфере программирования, обгоняя многие страны Евросоюза - Германию, Италию и другие. Тема белорусских программистов была затронута госсекретарем в связи с тем, что в будущем году в Союзном государстве начнется реализация новой программы, связанной с созданием системы прослеживаемости товаров и внедрением электронных маркеров.
Однако этот конкретный совместный белорусско-российский проект является частью гораздо более масштабной программы, которую, без преувеличения, следует обозначить как принципиально новую фазу строительства экономических интеграционных связей Республики Беларусь и Российской Федерации как субъектов Союзного государства.
Научно-практический потенциал ученых и специалистов Беларуси и России в методологических, теоретических и экспериментальных исследованиях сформирован давно и восходит к опыту интеграционных связей республик периода СССР. Именно этот совокупный потенциал сегодня положен в основу реализации новых интеллектуальных технологий и создания инновационных продуктов в различных сферах экономики и Беларуси, и России. Однако глобальный переход к новому технологическому укладу потребовал от обоих государств пересмотра подходов к решению общих экономических задач. "Союзное государство, - подчеркивает Григорий Рапота, - переключилось с реализации производственных программ на научно-технические, которые позволяют проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Это связано с тем, что стоимость таких работ составляет до 40% в цене конечного продукта. И не каждый инвестор готов вложить в них средства".
Переход традиционной экономики к цифровому формату оценивается как задача сложная, но решаемая. Для цифровой экономики главным становится качество и количество данных. Возможность формировать свои данные и распоряжаться ими является сегодня признаком суверенитета. Прослеживаемость товарных и денежных потоков - ключевое конкурентное преимущество для экономик будущего.
В апреле 2017 года между Республикой Беларусь и Российской Федерацией достигнута договоренность по реализации научно-технических мероприятий для создания пилотного российско-белорусского сегмента открытой программно-технической платформы интернета вещей (ИВ) на основе технологий радиочастотной идентификации (RFID) и формирования на ее основе системы мониторинга товарных потоков. По поручению правительства Республики Беларусь в качестве государственного заказчика с белорусской стороны определена Национальная академия наук Беларуси, в качестве ответственного субъекта - Центр систем идентификации НАН Беларуси.
Белорусская и российская стороны приступили к созданию открытой программно-технической платформы интернета вещей. Здесь подтвердилась предварительная экспертная оценка масштабов работы по созданию инфраструктуры данной платформы. Потребовалось привлечение индустриальных партнеров - ведущих предприятий радиоэлектронной и микроэлектронной отрасли Беларуси и России. Проект концепции научно-технической программы Союзного государства создания пилотного белорусско-российского сегмента открытой программно-технической платформы интернета вещей (ИВ) на основе технологий автоматической и радиочастотной идентификации (RFID) и формирование на ее основе системы мониторинга товарных потоков ("ИВ-СГ") на 2018-2022 годы стал результатом совместной работы белорусских и российских предприятий микроэлектроники. Основные компоненты системы контроля системы идентификации и прослеживаемости товаров, в том числе паспортизация продукции, сформированы на основе именно белорусского опыта. В рамках совместной деятельности готовятся к старту пилотные проекты в нескольких регионах России.
Реализация пилотного белорусско-российского проекта позволит на практическом уровне подтвердить возможность решения важнейших экономических задач, стоящих как перед Беларусью, так и Россией. Это реальное импортозамещение, а не промышленная сборка из иностранных компонентов. Это развитие ключевых технологий в сфере радио- и микроэлектроники. Это загрузка существующих промышленных активов, а значит - создание высококвалифицированных рабочих мест, улучшение качества жизни людей. И, как показывают экономические расчеты, увеличение ВВП обоих государств. В перспективе, развитие общего проекта позволит встроиться в мировую систему прослеживаемости товаропотока обеим странам с уже готовыми и апробированными технологическими решениями. В частности внедрить лучшие совместные практики и технологии для реализации контроля логистической составляющей проекта "Новый шелковый путь", который подразумевает беспрецедентный объем движения товаров из Китая в Европу, в том числе через транспортные коридоры России и Беларуси.
Проблема прикладной реализации имеющегося интеллектуального потенциала требует решения в сжатые сроки. Концентрация усилий обеих стран может гарантировать создание конкурентоспособных наукоемких интеллектуальных инновационных технологий и систем в те же сроки, что и в развитых странах.