Производство любой современной техники – компьютеров, автомобилей, станков, всевозможного оборудования – практически невозможно без использования драгоценных металлов. Они могут находиться как в самом применяемом в производстве сырье и сплавах, так и в готовых узлах и механизмах, а соответственно – и в образующемся ломе, производственных и коммунальных отходах. Операции, связанные с обращением таких металлов, их лома и отходов, являются объектами государственного регулирования и контроля.
О том, какие требования предъявляются к порядку обращения с драгметаллами, о специфике учета имущества с их наличием, особенностях сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов, образовавшихся после списания такого имущества, расскажут начальник отдела нормативного регулирования главного управления драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов Александр Римарович и заместитель начальника Государственной инспекции пробирного надзора Андрей Кащей.
Конференция организована Министерством финансов Беларуси при поддержке Центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр".
Ответы будут публиковаться 28 мая после 11.00 по мере готовности.
Вопросы конференции
Вопросы деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в Республике Беларусь регулируются Закон Республики Беларусь от 21 июня 2002 года №110-З "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"; декретом от 31 октября 2000 года №21 "О мерах по обеспечению порядка при совершении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями"; указом от 1 сентября 2010 года №450 "О лицензировании отдельных видов деятельности"; постановлением Совета Министров от 25 ноября 1999 года №1838 "Об утверждении Правил совершения сделок с драгоценными металлами и камнями"; постановлением Министерства финансов от 15 марта 2004 года №34 "Об утверждении Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней" (Инструкция №34) и постановлением Министерства торговли, Министерства финансов от 31 мая 2011 года №24/34 "Об утверждении Инструкции о порядке хранения и учета изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в торговых объектах на территории Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 14 апреля 2004 г. № 16/66" (Инструкция №24/34).
Информация об этих и других нормативных правовых актах, регулирующих обозначенные вопросы, находится на сайте Министерства финансов (www.minfin.gov.by) в разделе "Деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями". Ими определена сфера регулирования и субъекты правоотношений, на которых распространяется действие данных нормативных правовых актов.
В частности, статьей 4 закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" определено, что субъектами правоотношений в сфере деятельности с драгметаллами и драгоценными камнями являются государство в лице соответствующих госорганов, воинские формирования, иные юридические лица Республики Беларусь, физические лица Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели, а также иностранные юридические и физические лица, осуществляющие деятельность с драгметаллами и драгоценными камнями на территории республики.
Порядок, установленный Инструкцией №34, должны соблюдать юридические лица независимо от форм собственности и подчиненности, а также воинские формирования, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях при их производстве, использовании и (или) обращении, эксплуатирующие изделия, оборудование, приборы и иные средства, их содержащие, а также осуществляющие сбор, заготовку, первичную обработку и переработку (в том числе рекуперацию драгоценных камней) лома и отходов с наличием драгметаллов и драгоценных камней, если иной порядок не установлен актами законодательства.
Требования, установленные Инструкцией №24/34, распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю изделиями из драгметаллов и драгоценных камней.
С учетом положений Инструкции №34 и локальных ведомственных нормативных правовых актов организации при необходимости разрабатывают стандарты организации, технологические процессы, технологические инструкции, методики и т.д., учитывающие специфику работы с драгметаллами и драгоценными камнями. Эти документы утверждает руководитель организации.
Руководители негосударственных организаций при необходимости на основе Инструкции №34 разрабатывают и утверждают локальные акты, определяющие порядок работы с драгметаллами и драгоценными камнями.
Этот порядок распространяется на ценности, содержащие драгметаллы и драгоценные камни, находящиеся на ответственном хранении, арендованные (лизинг), в том числе по договорам об использовании имущества в служебных целях.
При осуществлении торговли изделиями из драгметаллов и драгоценных камней юридические лица и индивидуальные предприниматели должны руководствоваться нормами Инструкции № 24/34.
Требования Инструкции № 34 не регламентируют использование, учет и хранение драгметаллов и драгоценных камней в составе товарной продукции, находящейся в торговых организациях (магазинах, складах), а также организациях, обслуживающих (монтирующих и ремонтирующих) вычислительную, медицинскую, торговую и другую технику.
В соответствии с пунктами 116, 117 Инструкции № 34 хранение лома и отходов драгметаллов осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность во всех местах хранения.
Лом и отходы драгметаллов должны храниться в помещениях, отвечающих установленным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации. Вскрытие их по мере необходимости проводится материально ответственным лицом, а при его отсутствии - комиссией, назначенной руководителем организации, с составлением акта.
В этой связи хранение списанного имущества, разборку которого с целью извлечения драгметаллов будет осуществлять переработчик на договорной основе, также осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена сохранность его во всех местах хранения.
В январе-марте текущего года импортировано алмазного сырья общей массой около 49,5 тыс. карат (за аналогичный период прошлого года - около 18,7 тыс. карат).
В 2012 году из-за пределов Таможенного союза ввезено около 45,4 тыс. штук золотых и серебряных ювелирных изделий.
Ввоз необработанных драгоценных металлов, лома и отходов драгметаллов, руд и концентратов драгоценных металлов не осуществлялся.
В гальванических цехах и участках инвентаризация проводится один раз в месяц. По согласованию с Министерством финансов периодичность инвентаризации драгметаллов и драгоценных камней в этих цехах и участках может быть изменена.
Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в приборах, оборудовании, инструментах, вооружении, военной технике и других изделиях, находящихся в местах хранения, в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации, проводится один раз в год одновременно с инвентаризацией этих материальных ценностей. Количество инвентаризаций может быть увеличено руководителями организаций по их усмотрению.
Контроль в сфере деятельности с драгметаллами и драгоценными камнями осуществляют Национальный банк Республики Беларусь, Комитет государственного контроля, Министерство финансов, а также иные государственные органы в пределах их компетенции.
Наиболее часто допускаемые ошибки при эксплуатации оборудования связаны с учетом находящихся в нем драгоценных металлов, а также последующим демонтажем такого оборудования и сдачей лома, содержащего драгметаллы, на переработку. В частности, можно отметить следующие типичные ошибки:
не учитываются драгоценные металлы и не проводится их инвентаризация в приборах и устройствах сетей силовой и осветительной электропроводки, системах охранной и пожарной сигнализации, установленных в зданиях;
при ремонте и модернизации оборудования с заменой комплектующих узлов, содержащих драгметаллы, не проводится корректировка соответствующих учетных данных по содержанию драгметаллов в оборудовании, а также не оформляется передача изъятых неработоспособных комплектующих в лом, с последующей сдачей на переработку;
в случае изъятия, при демонтаже оборудования, комплектующих для ремонтно-эксплуатационных нужд не проводится их соответствующее документальное оформление и соответствующая корректировка данных по лому;
не проводится своевременная корректировка формы государственной статистической отчетности 2-мр (драгметаллы) "Отчет об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих" по результатам проведенных инвентаризаций драгметаллов, что приводит к искажению статданных.
При осуществлении предпринимательской деятельности с драгоценными металлами и изделиями из них на основании лицензии ошибки, как правило, связаны с порядком осуществления такой деятельности.
Административная ответственность в виде штрафа установлена частью третьей статьи 11.4 Кодекса об административных правонарушениях: для физических лиц - от 5 до 50 базовых величин; для индивидуальных предпринимателей или юрлиц - от 30% до 100% от стоимости драгметаллов и драгоценных камней во всех видах и состояниях.
В соответствии с пунктом 15 приложения 1 к Положению № 450 получение лицензии обязательно при осуществлении деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, по следующим составляющим работам и услугам:
использование в производстве драгоценных металлов и драгоценных камней;
обработка драгоценных камней;
хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;
изготовление изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
ремонт (реставрация) изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
оптовая торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями;
розничная торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценными камнями;
прием от населения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней по договорам комиссии;
скупка драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе;
прием в залог изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
сбор и переработка лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, поступающих от юридических и физических лиц.
Организация вправе в установленном порядке приобрести золотой мерный слиток и передать своему сотруднику в качестве памятного подарка. Получение лицензии для проведения таких операций не требуется.
Кроме того, организация на основании решения руководителя вправе определить содержание драгметаллов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, после их списания. При этом в учетные документы вносится запись: "Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания".
Кроме этого, в соответствии с пунктом 1.3 указа от 15 марта 2011 года №114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов" формы первичных учетных документов могут утверждаться руководителем организации или индивидуальным предпринимателем либо республиканским органом госуправления по согласованию с Министерством финансов.
При этом организация, индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов, независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами госуправления.
Сведения, которые должен содержать первичный учетный документ, определены пунктом 1.4 указа №114. Дополнительные сведения могут вноситься в него при необходимости. Таким образом, организации могут включать информацию о содержании драгметаллов в имуществе в иные первичные учетные документы по основным средствам.