ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 21 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Онлайн-конференция
28 мая 2013, 11:00

Золотой лом: извлечение, переработка и учет драгметаллов

Производство любой современной техники – компьютеров, автомобилей, станков, всевозможного оборудования – практически невозможно без использования драгоценных металлов. Они могут находиться как в самом применяемом в производстве сырье и сплавах, так и в готовых узлах и механизмах, а соответственно – и в образующемся ломе, производственных и коммунальных отходах. Операции, связанные с обращением таких металлов, их лома и отходов, являются объектами государственного регулирования и контроля.

О том, какие требования предъявляются к порядку обращения с драгметаллами, о специфике учета имущества с их наличием, особенностях сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов, образовавшихся после списания такого имущества, расскажут начальник отдела нормативного регулирования главного  управления драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов Александр  Римарович и заместитель начальника Государственной инспекции пробирного надзора Андрей  Кащей.

Конференция организована Министерством финансов Беларуси при поддержке Центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр".

Ответы будут публиковаться 28 мая после 11.00 по мере готовности.

 

Вопросы конференции

Семенов Валентин
Какими нормативными правовыми актами регламентируется в Беларуси порядок обращения с драгоценными металлами, ломом и отходами с их наличием? На кого он распространяется?

Вопросы деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в Республике Беларусь регулируются Закон Республики Беларусь от 21 июня 2002 года №110-З "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"; декретом от 31 октября 2000 года №21 "О мерах по обеспечению порядка при совершении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями"; указом от 1 сентября 2010 года №450 "О лицензировании отдельных видов деятельности"; постановлением Совета Министров от 25 ноября 1999 года №1838 "Об утверждении Правил совершения сделок с драгоценными металлами и камнями"; постановлением Министерства финансов от 15 марта 2004 года №34 "Об утверждении Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней" (Инструкция №34) и постановлением Министерства торговли, Министерства финансов от 31 мая 2011 года №24/34 "Об утверждении Инструкции о порядке хранения и учета изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в торговых объектах на территории Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 14 апреля 2004 г. № 16/66" (Инструкция №24/34).

Информация об этих и других нормативных правовых актах, регулирующих обозначенные вопросы, находится на сайте Министерства финансов (www.minfin.gov.by) в разделе "Деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями". Ими определена сфера регулирования и субъекты правоотношений, на которых распространяется действие данных нормативных правовых актов.

В частности, статьей 4 закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" определено, что субъектами правоотношений в сфере деятельности с драгметаллами и драгоценными камнями являются государство в лице соответствующих госорганов, воинские формирования, иные юридические лица Республики Беларусь, физические лица Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели, а также иностранные юридические и физические лица, осуществляющие деятельность с драгметаллами и драгоценными камнями на территории республики.

Порядок, установленный Инструкцией №34, должны соблюдать юридические лица независимо от форм собственности и подчиненности, а также воинские формирования, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях при их производстве, использовании и (или) обращении, эксплуатирующие изделия, оборудование, приборы и иные средства, их содержащие, а также осуществляющие сбор, заготовку, первичную обработку и переработку (в том числе рекуперацию драгоценных камней) лома и отходов с наличием драгметаллов и драгоценных камней, если иной порядок не установлен актами законодательства.

Требования, установленные Инструкцией №24/34, распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю изделиями из драгметаллов и драгоценных камней.

Елена Бабина
Должны ли применять установленный порядок обращения с драгметаллами не ведущие деятельность представительства иностранных организаций, находящиеся на территории республики?
Установленный порядок обращения с драгметаллами должны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную деятельность на территории Беларуси, в том числе представительства иностранных организаций.
Елена Горошко
Необходимо ли организациям помимо порядка, установленного законодательством, самостоятельно разрабатывать локальные акты, определяющие порядок обращения с драгметаллами? Если да, то какие аспекты следует в них отразить?
В соответствии с пунктом 4 Инструкции №34 республиканские органы госуправления и иные госорганизации, подчиненные правительству, при необходимости разрабатывают в установленном порядке и согласовывают с Министерством финансов локальные нормативные правовые акты о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, учитывающие специфику деятельности подведомственных организаций.

С учетом положений Инструкции №34 и локальных ведомственных нормативных правовых актов организации при необходимости разрабатывают стандарты организации, технологические процессы, технологические инструкции, методики и т.д., учитывающие специфику работы с драгметаллами и драгоценными камнями. Эти документы утверждает руководитель организации.

Руководители негосударственных организаций при необходимости на основе Инструкции №34 разрабатывают и утверждают локальные акты, определяющие порядок работы с драгметаллами и драгоценными камнями.
Носов Н.
На какие виды имущества распространяется порядок учета драгметаллов? Подлежат ли учету драгметаллы, входящие в состав товаров, предназначенных для реализации; оборудования, поступившего на хранение; оборудования, полученного в аренду, лизинг; техники, полученной в рамках договоров об использовании имущества в служебных целях?
В соответствии с пунктом 3 Инструкции № 34 установленный этим документом порядок должны соблюдать юридические лица независимо от форм собственности и подчиненности, а также воинские формирования, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с драгметаллами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях при их производстве, использовании и (или) обращении, эксплуатирующие изделия, оборудование, приборы и иные средства, их содержащие, а также осуществляющие сбор, заготовку, первичную обработку и переработку лома и отходов с наличием драгоценных металлов.

Этот порядок распространяется на ценности, содержащие драгметаллы и драгоценные камни, находящиеся на ответственном хранении, арендованные (лизинг), в том числе по договорам об использовании имущества в служебных целях.

При осуществлении торговли изделиями из драгметаллов и драгоценных камней юридические лица и индивидуальные предприниматели должны руководствоваться нормами Инструкции № 24/34.

Требования Инструкции № 34 не регламентируют использование, учет и хранение драгметаллов и драгоценных камней в составе товарной продукции, находящейся в торговых организациях (магазинах, складах), а также организациях, обслуживающих (монтирующих и ремонтирующих) вычислительную, медицинскую, торговую и другую технику.
Елена Тихомирова
Какие требования предъявляются к организации места хранения лома драгметаллов? Распространяются ли они на списанное имущество, разборка которого с целью извлечения драгметаллов будет осуществляется переработчиком на договорной основе?

В соответствии с пунктами 116, 117 Инструкции № 34 хранение лома и отходов драгметаллов осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность во всех местах хранения.

Лом и отходы драгметаллов должны храниться в помещениях, отвечающих установленным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации. Вскрытие их по мере необходимости проводится материально ответственным лицом, а при его отсутствии - комиссией, назначенной руководителем организации, с составлением акта.

В этой связи хранение списанного имущества, разборку которого с целью извлечения драгметаллов будет осуществлять переработчик на договорной основе, также осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена сохранность его во всех местах хранения.

Фокин Алексей, Минск
Сколько лома, содержащего драгметаллы, поступает на переработку? Сколько в Беларусь ввозится драгоценных металлов и драгоценных камней?
По статистическим данным, в первом квартале 2013 года на переработку поступило около 90 т лома, содержащего драгоценные металлы (в первом квартале 2012-го – около 106 т).

В январе-марте текущего года импортировано алмазного сырья общей массой около 49,5 тыс. карат (за аналогичный период прошлого года - около 18,7 тыс. карат).

В 2012 году из-за пределов Таможенного союза ввезено около 45,4 тыс. штук золотых и серебряных ювелирных изделий.

Ввоз необработанных драгоценных металлов, лома и отходов драгметаллов, руд и концентратов драгоценных металлов не осуществлялся.
Ирина
Сколько раз в год необходимо проводить инвентаризацию драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих?
Инвентаризация драгоценных металлов, их лома и отходов в обязательном порядке проводится в случаях, предусмотренных статьей 12 закона от 18 октября 1994 года № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности", пунктами 90, 91 Инструкции №34, но не менее одного раза в год перед составлением годовой статистической отчетности, во всех местах их хранения и непосредственно в производстве с полной зачисткой помещений и оборудования.

В гальванических цехах и участках инвентаризация проводится один раз в месяц. По согласованию с Министерством финансов периодичность инвентаризации драгметаллов и драгоценных камней в этих цехах и участках может быть изменена.

Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в приборах, оборудовании, инструментах, вооружении, военной технике и других изделиях, находящихся в местах хранения, в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации, проводится один раз в год одновременно с инвентаризацией этих материальных ценностей. Количество инвентаризаций может быть увеличено руководителями организаций по их усмотрению.
Половикова Любовь Анатольевна
Какие государственные органы контролируют соблюдение требований законодательства об обращении с драгоценными металлами? Какие ошибки наиболее часто допускают субъекты хозяйствования, и какая ответственность за них предусмотрена законодательством?

Контроль в сфере деятельности с драгметаллами и драгоценными камнями осуществляют Национальный банк Республики Беларусь, Комитет государственного контроля, Министерство финансов, а также иные государственные органы в пределах их компетенции.

Наиболее часто допускаемые ошибки при эксплуатации оборудования связаны с учетом находящихся в нем драгоценных металлов, а также последующим демонтажем такого оборудования и сдачей лома, содержащего драгметаллы, на переработку. В частности, можно отметить следующие типичные ошибки:

не учитываются драгоценные металлы и не проводится их инвентаризация в приборах и устройствах сетей силовой и осветительной электропроводки, системах охранной и пожарной сигнализации, установленных в зданиях;

при ремонте и модернизации оборудования с заменой комплектующих узлов, содержащих драгметаллы, не проводится корректировка соответствующих учетных данных по содержанию драгметаллов в оборудовании, а также не оформляется передача изъятых неработоспособных комплектующих в лом, с последующей сдачей на переработку;

в случае изъятия, при демонтаже оборудования, комплектующих для ремонтно-эксплуатационных нужд не проводится их соответствующее документальное оформление и соответствующая корректировка данных по лому;

не проводится своевременная корректировка формы государственной статистической отчетности 2-мр (драгметаллы) "Отчет об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих" по результатам проведенных инвентаризаций драгметаллов, что приводит к искажению статданных.

При осуществлении предпринимательской деятельности с драгоценными металлами и изделиями из них на основании лицензии ошибки, как правило, связаны с порядком осуществления такой деятельности.

Административная ответственность в виде штрафа установлена частью третьей статьи 11.4 Кодекса об административных правонарушениях: для физических лиц - от 5 до 50 базовых величин; для индивидуальных предпринимателей или юрлиц - от 30% до 100% от стоимости драгметаллов и драгоценных камней во всех видах и состояниях.

Борисевич Александр
В каких случаях требуется лицензия на осуществление деятельности, связанной с драгметаллами? Например, организация планирует приобрести золотой мерный слиток номиналом в 10 г и передать своему сотруднику в качестве памятного подарка к его юбилею. Вправе ли организация совершить такую сделку, не имея лицензии?
В Беларуси применяется лицензирование деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Требования по лицензированию такой деятельности установлены Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным указом от 1 сентября 2010 года № 450 .

В соответствии с пунктом 15 приложения 1 к Положению № 450 получение лицензии обязательно при осуществлении деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, по следующим составляющим работам и услугам:

использование в производстве драгоценных металлов и драгоценных камней;
обработка драгоценных камней;
хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;
изготовление изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
ремонт (реставрация) изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
оптовая торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями;
розничная торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценными камнями;
прием от населения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней по договорам комиссии;
скупка драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе;
прием в залог изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
сбор и переработка лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, поступающих от юридических и физических лиц.

Организация вправе в установленном порядке приобрести золотой мерный слиток и передать своему сотруднику в качестве памятного подарка. Получение лицензии для проведения таких операций не требуется.
Н. Левошук
Как определяется содержание драгметаллов в имуществе при его поступлении в организацию? В каких случаях допускается определять их содержание комиссионно?
В соответствии с нормами Инструкции № 34 содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, в том числе импортного производства, определяется по данным, указанным в паспортах, технических условиях, формулярах, этикетках, других документах; при отсутствии сведений о наличии драгметаллов в технической документации - по данным лабораторных анализов или сведений, содержащихся в перечнях (справочниках) деталей, изделий и иных средств, материалов, содержащих драгоценные металлы, разработанных Межотраслевой хозрасчетной лабораторией по нормированию и экономии драгоценных металлов и драгоценных камней, сведений переработчиков лома и отходов, которые передаются этими организациями на договорной основе; или по данным, определяемым организацией комиссионно.

Кроме того, организация на основании решения руководителя вправе определить содержание драгметаллов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, после их списания. При этом в учетные документы вносится запись: "Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания".
Елена Горошко
В какие учетные документы вносятся сведения о наличии драгметаллов в имуществе?
Сведения о наличии драгоценных металлов в основных средствах, содержащих драгметаллы, указываются в разделе 3 "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств" акта о приеме-передаче основных средств, форма которого утверждена постановлением Министерства финансов от 22 апреля 2011 года № 23.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 1.3 указа от 15 марта 2011 года №114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов" формы первичных учетных документов могут утверждаться руководителем организации или индивидуальным предпринимателем либо республиканским органом госуправления по согласованию с Министерством финансов.

При этом организация, индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов, независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами госуправления.

Сведения, которые должен содержать первичный учетный документ, определены пунктом 1.4 указа №114. Дополнительные сведения могут вноситься в него при необходимости. Таким образом, организации могут включать информацию о содержании драгметаллов в имуществе в иные первичные учетные документы по основным средствам.
Елена Тихомирова
Возможно ли при наличии в паспортах и иных документах на изделия сведений о содержании драгметаллов применять упрощенный способ их учета, то есть определять содержание драгметаллов после списания изделия?
При наличии в паспортах и иных документах на изделия сведений о содержании драгметаллов организация на основании решения руководителя вправе определить содержание драгметаллов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, после их списания. При этом в учетных документах учиняется запись: "Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания" (часть третья пункта 34 Инструкции № 34).
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси