Каких изменений ожидать во время вступительной кампании нынешнего года? Достаточно ли современному абитуриенту школьных знаний для поступления? Почему так популярно репетиторство? Планируется ли изменение системы набора на заочное обучение? Когда произойдет ввод в действие автоматизированной системы подачи документов в вузы? Смогут ли абитуриенты подавать документы одновременно в несколько учебных заведений?
Вопросы конференции
Сергей Александрович, не смотря на то, что указ Главы государства о правилах приема был подписан в 2008 году, каждый год приносит во вступительную кампанию что-нибудь новое. Мне как учителю выпускного класса интересно - что нового будет в нынешнем году.
Правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения на уровне Главы государства были утверждены в 2006 году. С учетом предложений государственной комиссии за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний, создаваемой ежегодно в период вступительной капании, в 2008 году Правила приема претерпели некоторые изменения: был введен профессиональный отбор для абитуриентов, желающих поступать на специальности, предъявляющие особые требования специалистам, сокращен перечень льготных категорий абитуриентов, имеющих право на зачисление вне конкурса, расширены возможности для поступления на обучение на условиях целевой подготовки (добавлены абитуриенты, проживающие в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тыс. человек), с 2009 года - введен новый механизм зачисления в 2 творческих вуза - Белорусскую государственную академию музыки и Белорусскую государственную академию искусств. Что касается последних двух лет - то в Правила приема изменения принципиального характера не вносились. Выпускники 2011 года будут поступать на тех же условиях, что и в прошлом году.
Скажите, пожалуйста, приравниваются ли школы в городах с населением менее двух тысяч к сельским? И сохраняется ли для них меньший проходной балл в этом году?
Что касается абитуриентов, относящихся к сельским, то это только те ребята, которые закончили сельскую школу и проживали в селе не менее двух лет на момент окончания средней школы.
Участие в "сельском" конкурсе не смогут принять абитуриенты из населенных пунктов, которые включены в специальный "Список населенных пунктов Республики Беларусь, которые относятся к городским". Этот сборник выпускает Белстат и он есть во всех приемных комиссиях вузов. Если населенного пункта, где жил выпускник, нет в этом сборнике, значит, он может участвовать в "сельском" конкурсе. Абитуриент может уточнить этот вопрос в приемной комиссии вуза.
Для абитуриента также важно - сохранится ли для выпускников из сельской местности меньший проходной балл. Дело в том, что в вузах есть два конкурса: для тех, кто закончил школу и проживал в сельской местности, и для тех, кто проживал и окончил школу в городской местности. Квоты для одних и других формируются пропорционально поданным заявлениям. Если в заявлениях абитуриентов из сельской местности проходной балл выше, чем среди городских выпускников, то в таком случае будет общий для всех конкурс.
Кстати, необходимо напомнить, что поступающим из населенных пунктов с численностью населения менее 20 тыс. человек предоставлена возможность обучаться на условиях целевой подготовки на специальностях сельскохозяйственного, лесохозяйственного, медицинского, педагогического профилей, а также на специальностях железнодорожного транспорта, журналистики, культуры и искусства. Для этого необходимо обратиться государственную организацию или местный исполнительный и распорядительный орган, заинтересованный в целевой подготовке специалистов, и заключить договор на целевую подготовку.
Участие в "сельском" конкурсе не смогут принять абитуриенты из населенных пунктов, которые включены в специальный "Список населенных пунктов Республики Беларусь, которые относятся к городским". Этот сборник выпускает Белстат и он есть во всех приемных комиссиях вузов. Если населенного пункта, где жил выпускник, нет в этом сборнике, значит, он может участвовать в "сельском" конкурсе. Абитуриент может уточнить этот вопрос в приемной комиссии вуза.
Для абитуриента также важно - сохранится ли для выпускников из сельской местности меньший проходной балл. Дело в том, что в вузах есть два конкурса: для тех, кто закончил школу и проживал в сельской местности, и для тех, кто проживал и окончил школу в городской местности. Квоты для одних и других формируются пропорционально поданным заявлениям. Если в заявлениях абитуриентов из сельской местности проходной балл выше, чем среди городских выпускников, то в таком случае будет общий для всех конкурс.
Кстати, необходимо напомнить, что поступающим из населенных пунктов с численностью населения менее 20 тыс. человек предоставлена возможность обучаться на условиях целевой подготовки на специальностях сельскохозяйственного, лесохозяйственного, медицинского, педагогического профилей, а также на специальностях железнодорожного транспорта, журналистики, культуры и искусства. Для этого необходимо обратиться государственную организацию или местный исполнительный и распорядительный орган, заинтересованный в целевой подготовке специалистов, и заключить договор на целевую подготовку.
Мой ребенок прописан в Минске (у бывшего мужа), хотя проживает и учится в сельском учреждении образования Борисовского района. После окончания школы, при поступлении в вуз, будет ли сын пользоваться льготами, как выпускник сельского учреждения образования?
Ваш сын будет отнесен к категории сельских абитуриентов, если подтвердит документально факт проживания в сельской местности. Для этого необходимо в приемную комиссию вуза представить справку сельского исполнительного комитета о постоянном (не менее двух лет) проживании на момент получения образования в сельском населенном пункте.
Могу ли я поступить одновременно в несколько вузов (совмещать учебу в нескольких вузах бесплатно)?
Получить за счет средств бюджета можно только одно высшее образование. После окончания второго курса в вузе на бюджетной основе, если вы учитесь успешно (оценки 7 баллов и выше по десятибалльной шкале), вам могут разрешить параллельное обучение в другом вузе, но уже на платной основе.
Сергей Александрович, имею ли я льготы на поступление в вуз, если мой отец инвалид 2 группы. Диагноз - заболевание, вызванное катастрофой на ЧАЭС.
Вы будете поступать на общих основаниях.
В Беларуси рассматривается возможность проведения распределения студентов вузов за год до окончания ими высших учебных заведений. Правда ли это?
Да, мы будем законодательно закреплять возможность распределения за год до окончания вузов. Именно возможность, потому что в такой ситуации получается больше юридических оснований для того, чтобы пройти практику именно на тех производствах, куда человек распределен. Появится заинтересованность и у предприятия, и у самого студента во время практики, чтобы включится в конкретную производственную деятельность. Но мы не сможем стопроцентно обеспечить таким распределением. Главная задача, чтобы адаптация работодателя и молодого специалиста проходила максимально в интересах одной и другой стороны.
Правда ли, что, живя в общежитии, нужно сдавать сессию не менее чем на 8 баллов? Как говорят подруги, которые учатся в БГЭУ, из общежития выгонят, если сдашь сессию ниже, чем на 8 баллов каждый предмет.
В разных вузах по-разному. В связи с тем, что в общежитиях существует большой дефицит мест, заселяют обычно на один год. А получит студент общежитие через год или нет, будет зависеть от его успеваемости и общественной работы. Могу сказать, что есть такие вузы, в которых действительно для заселения в общежитие нужно иметь средний балл не ниже восьми. Также заселение зависит от очередности предоставления общежития: есть студенты, которых нужно заселить обязательно, а дальше все зависит от того, что прописано в каждом вузе в документах об очередности предоставления общежития.
Здравствуйте. Я учусь в 11 химико-биологическом классе Гомельского областного лицея. У меня диплом первой степени на третьем (областном) этапе олимпиады по географии? Нужно ли мне сдавать ЦТ по географии или мне будет засчитано 100 баллов на основании диплома при поступлении на географический факультет БГУ? Спасибо.
100 баллов по тестированию - это диплом первой степени победителя областных олимпиад. Победитель республиканской олимпиады зачисляется в профильный вуз без вступительных экзаменов.
Сейчас много говорят о том, что частные вузы расширяют возможности для заочного обучения, а при этом студенту дают мало знаний, мол, главное - плати. Мой сын хочет поступать в этом году в частный вуз на экономиста. А если это заведение закроют - куда распределят студентов, которые туда поступили?
Я могу сказать, что государство несет определенную ответственность за работу частных вузов, контролирует качество их работы в соответствии с законодательством. Что касается "закроется вуз или не закроется", то это, прежде всего, вопрос учредителя. Если же такое происходит, а такие случаи бывали, и мы не можем гарантировать, что их больше не будет, то государство, безусловно, берет ответственность за то, чтобы молодые люди не оказались на улице. Им предлагается вариант перевода в другие вузы. Конечно же, для этого им придется сдавать определенные экзамены.
У нас в классе все говорят, что без репетитора в Минск не поступишь. Как вы относитесь к высказыванию "нет плохих учеников - есть плохие учителя", когда же нас будут учить так, чтобы репетиторы не понадобились?
Общеизвестно, что центральной фигурой в школе является учитель, и результат образовательной деятельности в школах, в классах зависит от того, как работают учителя. Конечно же, это не значит, что всех можно подготовить к поступлению в вуз, да и необходимости в этом нет. Но, что касается репетиторства, оно живет не потому, что есть более или менее успешные или плохие учителя, а потому, что у нас конкурсная система поступления в вуз, и желающих гораздо больше, чем количество мест.
Проводилась ли какая-то оценка эффективности нормы обязательного распределения?
Конечно, оценка эффективности нормы обязательного распределения проводится. Сегодня мы оцениваем распределение с точки зрения государственных интересов, поскольку решаются кадровые вопросы по целому ряду областей, в различных направлениях и отраслях.
Болонский процесс таит риск приведения всех национальных систем образования под один стандарт. В этой связи что будет предпринимать Беларусь для сохранения национальных традиций в образовательном секторе? Спасибо.
В настоящее время Беларусь приняла решение присоединяться к Болонскому процессу, идет конкретная работа в этом направлении. Почему нам это важно и нужно? В этом случае мы будем более узнаваемы на мировом образовательном пространстве. И будем узнаваемы не только потому, что, как говорят, у нас качественное образование, но можно будет убедиться, что мы действуем в русле принятых международных правил, соблюдая при этом национальные интересы. Благодаря присоединению к Болонскому процессу получим доступ к участию в более широком спектре образовательных, обменных программ. Важно, что возрастет привлекательность Беларуси как страны, где можно получить качественное образование, то есть можно рассчитывать на увеличение экспорта образовательных услуг. Это очень важно. Возможно, это самое главное, почему мы серьезно заинтересованы в присоединении к Болонскому процессу.
В тех случаях, когда мы будем видеть, что переход на европейские стандарты приведет к понижению качества по тем или иным направлениями и специальностям (а такое имеет место), мы просто будем вносить соответствующие коррективы, исходя из национальных интересов. Например, двухступенчатая система образования в Беларуси отличается от общепринятой, когда существуют степени бакалавра и магистра. У нас есть магистры, а вот бакалавры в классическом варианте нам не нужны, на рынке труда для них нет места, их нужно доучивать. У нас первая ступень - это специалист с высшим образованием. Такое положение дел сохранится. Уверен, что и в других странах к этому в будущем придут. Магистратура у нас в двух вариантах - научная (для тех, кто собирается дальше двигаться в аспирантуру) и профессионально ориентированная магистратура с получением углубленных знаний по той или иной специальности.
В тех случаях, когда мы будем видеть, что переход на европейские стандарты приведет к понижению качества по тем или иным направлениями и специальностям (а такое имеет место), мы просто будем вносить соответствующие коррективы, исходя из национальных интересов. Например, двухступенчатая система образования в Беларуси отличается от общепринятой, когда существуют степени бакалавра и магистра. У нас есть магистры, а вот бакалавры в классическом варианте нам не нужны, на рынке труда для них нет места, их нужно доучивать. У нас первая ступень - это специалист с высшим образованием. Такое положение дел сохранится. Уверен, что и в других странах к этому в будущем придут. Магистратура у нас в двух вариантах - научная (для тех, кто собирается дальше двигаться в аспирантуру) и профессионально ориентированная магистратура с получением углубленных знаний по той или иной специальности.